Ион Чебан: «Если без мэра дела идут не хуже, зачем он вообще нужен?»

Советник фракции социалистов в кишиневском мунсовете Ион Чебан считает, что анонсированный рядом партий бойкот референдума по отзыву Дорина Киртоакэ – это спектакль, разыгранный правящим альянсом вместе с Либеральной партией. По его словам, все партии, объявившие о намерении бойкотировать намеченный на 19 ноября плебисцит, причастны к сохранению катастрофической ситуации в столице.

Свободная Европа: Что выиграют и что проиграют жители муниципия Кишинев в результате проведения референдума против Киртоакэ?

Ион Чебан: Государственного чиновника нужно наказать за невыполнение своих должностных обязанностей, а также, если он уличен в совершении тех или иных неблаговидных поступков. Например, уличен в воровстве, коррупции, злоупотреблении служебным положением – все то, что присутствует в деле Дорина Киртоакэ. И это может стать уникальным случаем в Республике Молдова, если граждане, выбравшие его градоначальником, отзовут его с должности – за то, что он не оправдал надежд, за несоответствие занимаемой должности.

Свободная Европа: Это непростая задача, ведь отозвать Дорина Киртоакэ с должности мэра можно только при условии, что «за» решение проголосуют минимум 163 тыс. 570 избирателей.

Как получилось, что на ремонт – на ремонт! – трех километров улицы Алеку Руссо потрачено 126 млн леев?

Ион Чебан: Точнее, 163 тыс. 571, потому что за Дорина Киртоакэ было подано 163 тыс. 570 голосов, а за его отставку должны проголосовать как минимум столько же избирателей плюс один. Да, задача непростая. Учитывая положения закона, который гласит, что для признания референдума состоявшимся должны принять участие 214 тыс. избирателей, а 163 тыс. 571 человек, как вы сказали, должны проголосовать за отзыв мэра...

Разумеется, это шанс для всех – показать, что возможен прецедент, который потом можно будет применять и в отношении нерадивых депутатов, чиновников, политиков. Людям просто надоело мириться с тем, что тот или иной чиновник не оправдывает надежд, не соответствует своим обязанностям – и люди должны знать, что таких чиновников можно и нужно отозвать или наказать, скажем так.

Свободная Европа: Сейчас в обществе больше всего обсуждается цена проведения этого референдума, 9 млн леев. Вы видели, Либеральная партия уже выступила…

Ион Чебан: Да, мы даже ответили Либеральной партии, если вы заметили, – на 9 млн леев они строят пять километров дороги. Могу сказать одно: они – непревзойденные лгуны.

У нас состоялись дебаты с [либералом] Ионом Чебану, и мы спросили его: сколько детсадов вы построили? В последнее время жилищный фонд развивался очень бурно, потому что вы строили дома и во дворах, и на детских площадках, и на территории зеленых насаждений, вместо того, чтобы расширять город. Но даже там, где город расширен – по улицам Мирча чел Бэтрын, по Алба Юлия – сколько детсадов вы построили? А школ сколько? Ноль. А сколько разрушено? Десятки – за последние несколько лет. А сколько внутриквартальных стадионов исчезло? Не счесть. А детских площадок сколько?.. И т.д., и т.п.

Что я хочу сказать? Когда начинаем взвешивать, сколько мы тратим и на что тратим, то важно, с чем сравнивать. Если они сказали, что на 9 млн леев могут построить 5 км дорог, мне хочется их спросить: а как получилось, что на ремонт – на ремонт! – трех километров улицы Алеку Руссо потрачено 126 млн леев, тогда как, например, строительство одного километра скоростного автобана в Германии обходится в миллион евро, то есть, в 20 млн леев, такие цифры приводила компания Strabag. Как так? И где разница?

Давайте расставим точки над «i»: референдум – не мой и не политических партий

У Гамрецкого в 1500 квадратных метрах? 960 млн, г-жа Урсу, составляют долги так называемых ÎMGFL (муниципальных предприятий по управлению жилищным фондом) перед кредиторами. То есть, услуги были оплачены так называемым ЖЭКам, услуги не были оказаны в должной мере, потому что мы все знаем их качество, а долгов накопилось достаточно. Потому что должны же были они обеспечить себе зарплату в десятки тысяч леев.

Свободная Европа: Существует муниципальный совет. Он должен вести учет каждого лея...

Ион Чебан: Да, существует.

Свободная Европа: …на что все тратится, как тратится, и почему допускаются нарушения.

Ион Чебан: Ну, да… Правильно, все так! Нас 18 из 51-го. Я имею в виду фракцию социалистов, сейчас решается вопрос 19-го мандата, который сложил Онищенко – его мы исключили из фракции, так как, считаем, его надо судить вместе с Думански, Диденку, Гамрецким, Киринчуком и многими другими. Хотя, я думаю, Дорин Киртоакэ всплывет, это все игра.

Но раз вы заговорили о кишиневском мунсовете – да, мы так и делаем. Но что толку, что мы изо всех сил стараемся бить в колокола о том, что творится, о том, что одно решение, принятое на заседание, тянет за собой 800 других решений, что все здания, которые строятся сегодня на детских игровых площадках или на территории зеленых насаждений, тянутся оттуда, с того самого заседания… И сейчас кроме нас, хотя мы и были тогда против, никто не слушает этих людей, которые приходят…

Свободная Европа: И вы хотите его наказать в одиночку?

Ведь это не Путин же разрушает тротуары, и не Трамп ремонтирует наши дороги

Ион Чебан: Да, в первую очередь; если бы я смог распустить совет, я пошел бы по этой формуле, потому что там нечего делать этим 17 ворам-либералам, которые ничего более… Попросил вот Иона Чебану, председателя фракции ЛП, назвать хоть один социальный или экономический проект, представленный в мунсовете главой фракции либералов. Ноль! Ноль! В мунсовете 51 советник, но этот орган может только утвердить или не утвердить бюджет.

Свободная Европа: Но без ведома муниципального совета не могут расходоваться деньги…

Ион Чебан: Еще как могут! И скажу, как именно. Почему бюджет утверждается в июне? Мы не один год, но особенно в прошлом и позапрошлом году, еще в августе, начинали твердить: процедура предусматривает, что в октябре бюджет должен быть принят в первом чтении, а в ноябре, самое позднее – в декабре необходимо утвердить в двух чтениях местные сборы, чтобы всем было предельно ясно, чтобы экономические агенты знали…

Свободная Европа: Но этого не произошло.

Ион Чебан: Десять лет…

Свободная Европа: Я не помню, чтобы это происходило все последние годы.

Ион Чебан: Но почему этого не произошло? Объясню. Потому что в прошлом году он был представлен в мае, после наших настойчивых попыток, после того, как мы публично доказали, что Дорин Киртоакэ лжет, и Херца признал, что, по сути, бюджет не готов ко второму чтению – только тогда проект был представлен муниципальному совету, после долгих и настоятельных призывов, после видео, размещенного на всех телеканалах Республики Молдова, в котором говорилось: «Ребята, вы врете, это ваша вина, мы этот бюджет требуем уже девять месяцев».

В 2016 году 13 июня бюджет был опубликован на сайте. Зачем это делается? Чтобы все выглядело как личное распоряжение, иными словам, незачем учитывать мнение 51 советника, там он сам подписывает распоряжение и распределяет деньги как хочет и кому хочет. И это очень серьезно. Более того, я имею в виду Счетную палату, ревизионные комиссии, аудит и т.д. в процессе госзакупок – все, в июле, когда документ вносится для второго чтения, уже практически поздно, особенно для капитального строительства, для других работ… Потому что следует инициировать процедуры, и они это делают, приводят три компании, заведомых победителей... Это фундаментальная проблема.

Я не понимаю позицию Майи Санду или Андрея Нэстасе. Демпартия – ладно, там все ясно

Мы поставили такую задачу – чтобы до декабря бюджет был. И поставить на этом точку. Знаете, около двух лет назад был принят закон о статусе муниципия, который наделяет мэра поистине королевскими правами. Поэтому не надо оглядываться на совет, у мэра есть все полномочия, за исключением права принимать или отклонять бюджет. Сегодня мы выходим с предложениями, планами, стратегиями, например, с транспортной стратегией, хотя мы не обязаны это делать, потому что нас 51 советник, из которых 18 – члены нашей фракции, и у нас нет ни аппарата – ничего. Но мы проводим публичные дебаты, вовлекаем гражданское общество, предлагаем различные решения…

Свободная Европа: Сейчас складывается впечатление, что вы остались единственными сторонниками референдума против Киртоакэ, потому что партии, которые изначально тоже выражали недовольство деятельностью мэра, заявили о намерении бойкотировать референдум.

Ион Чебан: Давайте расставим точки над «i»: референдум – не мой и не политических партий. Мы все живем в одном городе, и не надо все происходящее связывать с политикой, ведь это не Путин же разрушает тротуары, и не Трамп ремонтирует наши дороги.

Свободная Европа: Я спросила: сейчас только социалисты требуют отставки Киртоакэ?

Ион Чебан: Я надеюсь, люди оценят работу мэра по заслугам. А политики не должны подыгрывать кому-то. Я, например, не понимаю позицию Майи Санду или Андрея Нэстасе. Демпартия – ладно, там все ясно, с Плахотнюком в коалиции были. Но их я на самом деле не понимаю, ведь это значит сохранить Дорина Киртоакэ, сохранить сложившийся статус-кво. Фактически это означает отсутствие всякого стратегического видения развития города. За десять лет неужели нельзя было разработать или обновить генеральный план градостроительства?

Свободная Европа: Как вы поступите, г-н Чебан, если референдум провалится?

Ион Чебан: Секундочку. Разработать зональные планы, не назначать коррумпированных людей начальниками управлений, не допускать коррупции, потому что без взятки никуда и ничего… Сейчас, когда начали за ушко да на солнышко, вырисовывается поистине страшная картина.

Свободная Европа: Что вы будете делать, если референдум сорвется?

Ион Чебан: Это решать гражданам.

Свободная Европа: Если 19 ноября референдум не состоится по причине низкой явки избирателей, мэр останется в должности?

Ион Чебан: Думаю, Дорин Киртоакэ… Да, свое слово скажет судебная инстанция. Но я еще раз скажу: уверен, что это фарс, то, что происходит в данный момент.

Свободная Европа: Почему вы считаете, что это фарс?

Ион Чебан: Мы уже два года говорим о проекте, связанном с парковками, который он упорно отрицал, говорил, что социалисты вставляют палки в колеса и т.д.

Свободная Европа: Но я спрашиваю, как Дорин Киртоакэ будет дальше исполнять свой мандат, если референдум провалится?

Если ничего не выйдет сейчас, то мы не будем настаивать. Если людям нравится все, как есть, нет проблем…

Ион Чебан: Как исполнял до сих пор. Но позвольте задать вам один вопрос. Скажите, в чем разница: есть Дорин Киртоакэ на работе – и нет Дорина Киртоакэ на работе? Было несколько положительных моментов, мы приняли Регламент о торговле, исчезли киоски в центральном парке, премьер говорит, это его инициатива, – пусть будет его инициатива, но смотрится все иначе…

Свободная Европа: И как все-таки доведет Дорин Киртоакэ до конца свой мандат в случае провала референдума?

Ион Чебан: Так вот, мой вопрос следующий: если без мэра дела идут не хуже – а они идут не хуже – зачем тогда вообще он нужен?

Свободная Европа: Иными словами, вас устраивает временное исполнение обязанностей градоначальника г-ном Грозаву?

Ион Чебан: Нет-нет, конечно же, не устраивает, потому что этой громоздкой каракатицей надо управлять, а тут еще столько саботажа…

Свободная Европа: Как доведет Дорин Киртоакэ свой мандат до конца, если референдум провалится?

Ион Чебан: Мне бы не хотелось, чтобы Дорин Киртоакэ доводил… Я не могу утверждать, но я думаю, что все это игра, которую мы будем наблюдать и в дальнейшем; снова выпадет снег в январе, и Киртоакэ будем нам улыбаться и сокрушаться – опять зима нагрянула неожиданно и застала нас врасплох.

Свободная Европа: Я правильно поняла, за год до 2019 года (когда истекает мандат Киртоакэ) других референдумов или попыток отзыва мэра быть не может?

Ион Чебан: По идее, не может. Так предусматривает закон. Но ведь это получается не год, а все два…

Свободная Европа: Нет, я имею в виду после этого референдума – другой референдум по тому же вопросу может состояться не ранее чем через год?

Ион Чебан: Думаю, этого достаточно, если ничего не выйдет сейчас, то мы не будем настаивать. Если людям нравится все, как есть, нет проблем…

Свободная Европа: Вам хочется стать мэром Кишинева?

Ион Чебан: Мы не обсуждали пока список …

Свободная Европа: Но ваши коллеги сообщили, что есть несколько кандидатур, в том числе ваша.

Ион Чебан: Вам ли не знать, как идут эти дискуссии? Сперва вопрос обсуждается в партии, затем выносятся кандидатуры… Но ведь сейчас не выборы, и я думаю, что вообще не стоит поднимать этот вопрос.

Свободная Европа: Да, это референдум, после которого определятся следующие этапы.

Ион Чебан: Давайте не будем торопить события, не будем ставить телегу впереди лошади. Сейчас это действительно не имеет значения.