Михаэль Гахлер: «Нельзя размахивать флагом ЕС и быть сталинистом» (ВИДЕО)

Your browser doesn’t support HTML5

Депутат Европарламента — о «нормальной и скучной демократии»

Формирование «нормальной и скучной демократии» - так можно охарактеризовать цели Евросоюза в Украине, считает депутат Европарламента от Германии Михаэль Гахлер Он – автор доклада о результатах внедрения Соглашения об ассоциации ЕС-Украина. В документе ничего не говорится о строительстве газопровода North Stream 2. Но Гахлер выступает против этого проекта, который повлияет на отношения ЕС с Польшей, странами Балтии и восточноевропейскими государствами. Говоря о Молдове, европарламентарий раскритиковал поведение ДПМ и ее лидера Влада Плахотнюка. Подробности - в эксклюзивном интервью Свободной Европе.

Свободная Европа: Г-н Гахлер, европейские эксперты не раз критиковали власти бывших советских государств. Как вы оцениваете поведение госструктур Украины в процессе внедрения Соглашения об ассоциации с ЕС?

Михаэль Гахлер: Думаю, это проблема номер один во всех соглашениях об ассоциации Евросоюза с государствами Восточного партнерства. У правительств этих стран есть желание, есть политическая воля для выполнения соглашений, однако институты не располагают достаточным для этого потенциалом.

### Vezi și... ### Тимошенко, Порошенко, Вакарчук. Кто станет новым президентом Украины

У ЕС очень много экспертов, которые могли бы помочь там, где это необходимо. Например, сейчас процессу децентрализации помогают свыше 300 немецких экспертов, которые работают в разных областях Украины, они работают вместе с новоизбранными мэрами. Это новый вид сотрудничества, и нам очень хотелось бы, чтобы взаимодействие оказалось успешным.

Свободная Европа: Лишь 13% украинцев доверяют парламенту. Для ЕС это проблема?

Михаэль Гахлер: В первую очередь, это проблема для Верховной рады! Этот институт должен поразмышлять о причинах, по которым уровень доверия со стороны населения настолько упал. Мы готовы оказать помощь Верховной раде, и как раз сейчас там находится бывший председатель Европарламента Пэт Кокс, который помогает процессе внедрения евростандартов.

Во времена Майдана было сразу две революции

Но самое главное – это поведение каждого депутата парламента в отдельности, его репутация и т.д. Очень важно, чтобы парламент пользовался поддержкой населения. Ведь это центральный орган любой демократии. В следующем году в Украине пройдут выборы, и люди ждут конкретных и ощутимых результатов со стороны власти, центральных и областных администраций, со стороны парламента – и они заслуживают положительных результатов.

Именно этим объясняется столь низкий уровень доверия – людям говорят о реформах, и это в общем-то соответствует действительности, но конкретной отдачи нет, и население не ощущает в повседневной жизни перемен к лучшему. Покупательская способность не только не растет – она снижается, люди озабочены повышением цен не энергоресурсы, считая, что ответственность за это несет Верховная рада.

Свободная Европа: Хорошая новость состоит в том, что Евросоюз в Украине пользуется большим доверием. Более 70% украинцев верят в ЕС, в европейское будущее страны, поддерживают европейский курс. Ситуация в корне отличается от Молдовы, где популярность ЕС падает несмотря на огромные инвестиции со стороны Евросоюза – самые крупные в рамках программы Восточного партнерства. Как можно это объяснить?

Михаэль Гахлер: Люди разочаровались потому, что они разочаровались в партии Плахотнюка. Это несправедливо, потому что мы были предельно активны в попытках убедить это правительство не сворачивать с европейского пути. Лично я неоднократно говорил: «Нельзя размахивать европейским флагом и быть сталинистом» – имея в виду, прежде всего, то, как Демпартия относится к своим политическим оппонентам, особенно в территориях.

С одной стороны – тяжелая жизнь у большинства населения страны, с другой – европейский флаг, которым машет Плахотнюк перед пророссийским президентом Игорем Додоном, – все это очень токсично для страны!..

### Vezi și... ### «Они хотят, чтобы мы были послушной массой — пусть и не мечтают!» (ВИДЕО)

К сожалению, так называемые «проевропейцы» не торопятся установить подробности кражи миллиарда и других скандалов. Подозреваемый номер один в этом деле беспрепятственно въезжает и выезжает из страны, свободно передвигается... Подобные ситуации провоцируют в обществе ощущение подавленности и безысходности.

Свободная Европа: ЕС занимает сейчас первое место во внешнеторговых операциях Украины. Это было целью Евросоюза?

Михаэль Гахлер: Разумеется, это значительно больше, чем просто торговля. Я всегда говорил, что ЕС хочет формирования нормальной и скучной демократии в Украине. Скучной в том смысле, что власть и государство выполняют свои задачи, как положено, нормально работают, экономика растет, функционирует система соцподдержки. Речь идет о создании современного европейского государства.

Конечно же, важны и интересы бизнеса, потому что бизнес создает рабочие места, но общая цель – заложить основы для развития, сформировать законодательные рамки для эффективного публичного управления. Во времена Майдана было сразу две революции: революция национального достоинства – и революция личного будущего каждого гражданина. Такого будущего, где обогащаются не только олигархи, а людям ничего не остается...

Свободная Европа: North Stream 2. Это хорошо или плохо для Украины?

Михаэль Гахлер: Мой доклад не о «Северном потоке-2». Но признаюсь честно, что я отношусь к этому проекту предельно критически. Очевидно, что это не то, в чем мы действительно нуждаемся.

### Vezi și... ### Войцех Якубик: «„Северный поток-2“ — это угроза»

Есть North Stream 1, мощности которого используются не полностью, есть сеть, которая пересекает Украину. Думаю, абсолютно всем ясно, что Кремль намеревается обойти Украину и ослабить ее экономически, лишив поступлений от транзита газа, а заодно получить лишний рычаг давления на Киев.

Могу сказать, что свою точку зрения я отстаиваю и в Германии, в моей стране, где общество по этому вопросу разделено. Но даже если в конечном итоге проект обернется какими-то экономическими преимуществами, нужно думать и о политических потерях, которые может принести проект в наших отношениях с Польшей, странами Балтии и т. д. Поэтому я не рекомендовал бы его продолжать. Мне бы не хотелось, чтобы Кремль, который и без того считается в регионе агрессором, получил дополнительные возможности использовать газ в качестве политического оружия.

Свободная Европа: Война в Украине продолжается. В Луганске и Донецке – совсем другая Украина...

Михаэль Гахлер: Украинское правительство не контролирует оккупированные сепаратистами регионы – Луганск, Донецк, Крым… По сути, там обязательства, вытекающие из Соглашения об ассоциации с ЕС, не работают. И это не Украина виновата, благодарить за такую ситуацию нужно Россию.

Но все это вовсе не означает, что речь идет о двух разных Украинах! Налицо бойкот инвестиций, хотя мы проявляем активность в том, что касается гуманитарной помощи как на контролируемых правительством территориях, так и в остальных регионах страны, идет ли речь о водоснабжении, поставках газа, защите окружающей среды или о ликвидации последствий военных действий.

Хотелось бы, чтобы Украина стала настолько привлекательной, чтобы ЕС сам захотел предоставить статус кандидата

Мы так же обращаемся и к российской стороне, просим убедить сепаратистов разрешить нам оказывать помощь для улучшения жизни людей, проживающих на этих территориях. Это все, что в наших силах...

Свободная Европа: А что насчет вступления в ЕС? Есть ли у Украины такие перспективы?

Михаэль Гахлер: 80% содержания Соглашения об ассоциации – это, по сути, европейское законодательство. Мы поощряем Украину внедрять это законодательство и, тем самым, глубже понимать все то, что означает Евросоюз.

Соглашение открывает возможности для реального сближения с ЕС. Евросоюз не готов предоставить Украине статус кандидата, и украинцы знают, через что прошли остальные страны, которые сейчас являются кандидатами – или уже стали членами ЕС.

Я иногда в шутку говорю украинским партнерам: «Украина должна быть невестой, которая хочет понравиться жениху». И Украина уже становится привлекательной: это страна с населением свыше 40 млн человек, это привлекательный рынок, это страна, которая прилагает усилия для того, чтобы стать стабильной демократией.

Мне бы хотелось, чтобы Украина стала настолько привлекательной, чтобы ЕС сам захотел предоставить ей статус кандидата – и как можно скорее. Но до этого еще далеко. Думаю, этого должны сильно захотеть и украинские лидеры, чтобы обеспечить своим гражданам хорошее будущее в рамках ЕС. И это как раз то, чего бы не хотелось России... Но к этому стремимся и мы, и украинские граждане.