Интервью бывшего сопредседателя комиссии по сотрудничеству ЕС-Республика Молдова
Моника Маковей: Это совершенно нормальные и адекватные действия, потому что Рогозин фигурирует в санкционном списке Евросоюза – из-за аннексии Крыма Российской Федерацией, а также ее поддержки сепаратистов на востоке Украины. Российскому вице-премьеру, как и другим российским официальным лицам, запрещено, в том числе, пересекать воздушное пространство стран ЕС – следовательно, он не сможет это сделать ни сейчас, ни завтра, ни послезавтра.
Значительная часть Европарламента в курсе происходящего в Молдове и прекрасно понимает, чего хотят Плахотнюк с Додоном
Ему об этом прекрасно известно, но он решил устроить цирк. Следовательно, его заявления о том, что жизни пассажиров были в опасности, лживы. Он вознамерился пересечь воздушное пространство ЕС, несмотря на запрет, несмотря на санкции, введенные против него лично.
Свободная Европа: Как расценивает Брюссель внешнюю политику Республики Молдова? С одной стороны, правительство во главе с Демпартией заявляет о приверженности европейскому вектору, с другой стороны, президент Додон открыто позиционирует себя пророссийским политиком…
Моника Маковей: Знаете, мы Плахотнюку не верим. Нам совершенно ясно, что у Демпартии какие-то договоренности с Додоном. И пусть никто не надеется, что мы этого не понимаем.
Значительная часть Европарламента в курсе происходящего в Молдове и прекрасно понимает, чего хотят Плахотнюк с Додоном, – прибрать страну к рукам и не оставить никаких шансов представителям гражданского общества. Так что веры им нет. Разве можно верить таким людям?
То, что сделали с избирательной системой Додон и Плахотнюк, лишает граждан права выбора. Это не демократия. Это диктатура
Свободная Европа: Складывается впечатление, по крайней мере в Кишиневе, что Евросоюз оказался между молотом и наковальней – и прекратить отношения с Молдовой ЕС не может, так как в противном случае страна развернется в сторону России, и поддерживать до бесконечности эту власть не может, ведь она говорит одно, а делает другое. Как выберется ЕС из этой ситуации? Особенно, с учетом того, что США ужесточают санкции в отношении России, и на днях был принят законопроект, в котором говорится, что Россия стремится подчинить своему влиянию бывшее советское пространство…
Моника Маковей: Не будем гадать, как поступит Евросоюз, хотя я полностью с вами согласна. Я не один год говорю, что Путин хочет именно этого – вернуть бывшие советские республики под экономический и политический контроль России. Некоторые из них являются членами Евросоюза. И Евросоюз будет их защищать, как, впрочем, и США.
Свободная Европа: А как воспринял Брюссель недавнее изменение избирательной системы в Молдове?
Моника Маковей: Смешанная система выборов, которая в Молдове введена вопреки предостережениям Евросоюза и вопреки рекомендациям Венецианской комиссии, на руку крупным, богатым партиям, это очистит дорогу к власти двум-трем политикам или партиям, которые обкрадывают население, присваивают себе европейские деньги. Эта система игнорирует принцип политического плюрализма, который предполагает поддержку всех партий, и малых, и средних, – потому что именно это и есть демократия, когда у людей есть право выбора.
То, что сделали с избирательной системой Додон и Плахотнюк, лишает граждан права выбора. Это не демократия. Это диктатура. Быть настоящим руководителем, лидером – это означает любить свою родину и свой народ, а о какой любви Додона или Плахотнюка к гражданам страны может идти речь?
Если бы любили, то не обрекали бы их на нищету, и не стали бы делать ничего из того, что ставит под угрозу выделение первого транша из обещанных Евросоюзом 100 млн евро, которые могли бы пойти на строительство и ремонт школ, больниц, на укрепление системы правосудия.
Свободная Европа: Значит, вы допускаете, что решение ввести смешанную избирательную систему может поставить под угрозу выделение первого транша?
Я думаю, что всему есть предел, и пора расставить точки над «i». Придется выбирать
Моника Маковей: Комиссар Йоханнес Хан подтвердил в Брюсселе, что после смены системы выборов в Молдове Евросоюз будет предельно внимательно следить за ситуацией, потому что это означает конец политическому плюрализму. Как Йоханнес Хан, так и Федерика Могерини подчеркнули, что новая ситуация будет учтена при оценке выполнения обязательств Молдовы в рамках Соглашения об ассоциации с ЕС. Это очень серьезно.
В Европарламенте и Европейская народная партия, и Альянс либералов и демократов, и британские реформисты – все требуют переоценки выполнения Молдовой своих обязательств в рамках Соглашения об ассоциации.
Свободная Европа: И чем это чревато для Молдовы?
Моника Маковей: Только отрицательными последствиями, потому что Соглашение об ассоциации очень выгодно для Молдовы, особенно договор о свободной торговле, несмотря на попытки кишиневских политиков умалить его значение.
Молдова может импортировать из Евросоюза любые товары, какие захочет и сколько захочет. Это самое благоприятное Соглашение, заключенное когда-либо государством, которое претендует на статус кандидата на вступление в ЕС.
В условиях смешанной системы выборов очевидно, что у Майи Санду и Андрея Нэстасе нет никаких шансов
Свободная Европа: Но как скажется на Молдове переоценка Соглашения? Не опасно ли это, учитывая Приднестровье и пророссийского президента Игоря Додона?
Моника Маковей: И что прикажете нам делать? Позволить Додону и Плахотнюку делать то, что они хотят, лишь бы не испортить политические отношения с Молдовой или Россией? Я думаю, что всему есть предел, и пора расставить точки над «i». Придется выбирать.
Я понимаю: они и европейские деньги хотят получить, и после преподнести Молдову России на блюдечке с голубой каемочкой! Мы не слепые, мы все видим и все понимаем. И граждане Республики Молдова должны понять: если европейские деньги не поступят, виноваты в этом Демпартия Плахотнюка и Додон с русскими.
Два-три года назад Молдова лидировала среди стран, желавших вступить в ЕС. Еврокомиссия даже говорила, что все идет быстрее, чем мы ожидали. А сейчас Плахотнюк с Додоном пускают все под откос. Люди должны понять, что для Евросоюза важны именно они. И что если обещанных 100 млн евро не будет, под угрозой окажется их собственный карман.
Додон и Плахотнюк, естественно, обвинят в этом Евросоюз, как лживо пытался сделать это Рогозин. Он назвал румын «гадами» и пригрозил ответными мерами. И что вы думаете, в следующий раз Румыния откроет для них свое небо? Нет, ни одна страна Евросоюза не предоставит ему свое воздушное пространство, потому что закон есть закон, и его нужно уважать.
Мне больно видеть, что происходит сейчас, больно от мысли, что два-три очень богатых человека разрушают европейский путь Молдовы
Свободная Европа: На правом фланге политической сцены Молдовы укрепляют свои позиции бывший министр просвещения Майя Санду и Платформа «Достоинство и правда». Каким вам видится будущее этих политформирований в условиях, когда введена смешанная система выборов?
Моника Маковей: В условиях смешанной системы выборов, которая, как я уже отметила, на руку крупным, богатым партиям и олигархам, очевидно, что у Майи Санду и Андрея Нэстасе нет никаких шансов. Именно эту цель и преследовали сменой избирательной системы – навечно уцепиться за власть.
Свободная Европа: А каким вам видится будущее Молдовы?
Моника Маковей: Сейчас, скажу честно – в тумане. Поэтому я снова призываю людей не верить их лживым словам. Я очень ценю все, чего достигла Республика Молдова, и я очень ценю Республику Молдова, ее граждан, независимо от их национальности.
Мне больно видеть, что происходит там сейчас, больно от мысли, что два-три очень богатых человека, которые находятся под влиянием России и, естественно, выступают рука об руку, разрушают европейский путь Молдовы, потому что там – деньги, там – ценности, там дороги, школы и больницы. Они останутся в пустой стране, потому что все оттуда уедут.