Молдавские власти неоднократно требовали вывести российские войска с территории республики и предлагали преобразовать действующую миротворческую операцию на Днестре, которая давно выполнила свои задачи, в многонациональную гражданскую миссию с международным мандатом. На эти темы размышляет бывший представитель Кишинева в Объединенной контрольной комиссии (ОКК) Ион Ляху.
Ион Ляху: Скажу с самого начала: мне бы не хотелось приписывать все заслуги только одной из сторон, но факт остается фактом – с подписанием 21 июля 1992 года московского меморандума (или соглашения) вооруженные действия прекратились, и стороны, в частности, Республика Молдова получили возможность подтвердить свои намерения и устремления.
Свободная Европа: Отмечание 25-летия миротворческой операции выглядит односторонне?
Ион Ляху: Односторонне – по той простой причине, что абсолютно все позитивные последствия достались России, которая, естественно, не упустит возможности лишний раз отметить это событие, этот крайне важный для нее политический фактор – сохранение мира в Республике Молдова. Россия ни на секунду не допускает, что в сохранении мира, да еще с помощью вооруженных сил, давно уже нет надобности.
Давно, практически с 4 сентября 1992 года, когда силы были разведены, когда приднестровские военизированные формирования, незаконные формирования, ушли с линии фронта в казармы, а только-только созданная Нацармия также покинула линию огня, вооруженных столкновений не было. Силы по поддержанию мира, по сути, не были вовлечены в разведение формирований, которые участвовали в вооруженных столкновениях.
Свободная Европа: Глава государства Игорь Додон собирался в Тирасполь, там должен был присутствовать и российский вице-премьер Дмитрий Рогозин, который курирует приднестровскую проблематику. Но аппарату президента не удалось прийти к общему знаменателю с остальными ветвями власти…
Ион Ляху: Для Молдовы это не повод праздновать. Как можно отмечать событие, которое обернулось для нас огромными потерями? В экономическом плане, в моральном... Вадим Писарь погиб в первые дни 2011 года от руки миротворца.
Свободная Европа: На мосту в Вадул-луй-Водэ.
Ион Ляху: Да, на этом мосту. Как можем мы отмечать этот «праздник»? Все, кто ликует в этот день, причастны к порочной игре, задуманной как раз для того, чтобы снять сливки с этих прискорбных событий. Политические сливки. А президент Додон стопроцентно вынужден участвовать в этом мероприятии.
Свободная Европа: Кто ж его принуждал?
Не может законно избранный президент Республики Молдова награждать представителей сепаратистского режима!
Ион Ляху: Вынудила Москва, которая, со своей стороны, обещала помочь ему стать президентом, затем получить большинство в парламенте и, в конечном счете, прибрать к рукам всю власть в Молдове – опять же, для удовлетворения определенных интересов Москвы. Если мы хотим знать, каких именно интересов, то достаточно чуть более внимательно приглядеться к Армении, к тому, что там происходит. Это совершенно очевидный пример того, что нас ожидает в том случае, если план осуществится.
Свободная Европа: Вы даете понять, что нам придется распрощаться с европейским курсом?
Ион Ляху: Это – во-первых, это даже не обсуждается. Видите ли, для них это все-таки проблема, которую надо решить. Они прекрасно понимают, что часть населения, часть политического класса, часть правительства осознали необходимость европейского пути – и так просто не уступят. Поэтому и предпринимают различные шаги и различные действия.
Свободная Европа: Игорь Додон говорил о намерении наградить молдавских военнослужащих, а также российских и приднестровских – «если они согласятся». Но чуть позже аппарат президента сдал назад, во всяком случае, советник главы государства Василий Шова заявил, что в списке представленных к наградам нет представителей левобережья Днестра. Жест Игоря Додона защитники территориальной целостности Молдовы расценили как предательство.
Ион Ляху: Что в их глазах это предательство – это однозначно, это даже не обсуждается! Во всей деятельности г-на Додона в отношении Приднестровья есть много признаков предательства, то есть, выдвижения на первый план интересов сепаратистского режима и Москвы – в ущерб интересам Кишинева, Республики Молдова. Комбатанты совершенно правы, и я поддерживаю их обеими руками. Не может законно избранный президент Республики Молдова награждать представителей сепаратистского режима! Это не миротворческие – это военные силы сепаратистского режима.
Особой готовности к сотрудничеству со стороны Тирасполя никогда не наблюдалось
Свободная Европа: Объединенной контрольной комиссии следует дать свою оценку этим намерениям главы государства?
Ион Ляху: Однозначно. ОКК – единственный орган, который полностью контролирует ситуацию, контролирует умонастроения в зоне безопасности, и с ней необходимо было проконсультироваться. Я должен сказать еще кое-что. В списке претендентов на награды, о котором вы упомянули, фигурирует и лично Рогозин. Я не исключаю, что…
Свободная Европа: Откуда вам это известно?
Ион Ляху: Я это знаю! И я не исключаю, что ему вручат самую высокую награду.
Свободная Европа: И тогда в молдавско-российских отношениях произойдут изменения на благо Республики Молдова – или же наоборот?
Ион Ляху: Есть две разные категории, есть Республика Молдова – и есть президент Додон. Да, он президент Молдовы, но он осуществляет намерения, планы, устремления другого государства. И независимо от того, что связывает Додона с Москвой, в отношении Молдовы он как проводил агрессивную политику, так и проводит. И 84 тонны яблок, уничтоженных на днях под Смоленском, – красноречивый пример отношения Москвы к Молдове.
Свободная Европа: А что на уме у г-на Рогозина?
Ион Ляху: Разумеется, Рогозин абсолютно ничего по собственной инициативе не делает.
Свободная Европа: Вынашивается план приднестровского урегулирования?
Ион Ляху: План задуман давно, но только он не имеет ничего общего с урегулированием – в том смысле, в каком мы себе это представляем.
Госдуму вывело из себя то, что Кишинев, несмотря на все угрозы, решил с Киевом установить контроль на границе
Свободная Европа: И что это за план?
Ион Ляху: Вы в курсе, что один из лидеров Донбасса заявил, что на контролируемых сепаратистами территориях формируется новое государство – Малороссия? Государство с историческим названием, практически, вся Украина когда-то была Малороссией. То есть, можно предположить…
Свободная Европа: Киев дал этому решительный отпор.
Ион Ляху: Разумеется, официальный Киев отреагировал; но у Киева один подход к проблеме, а у Москвы – другой.
Свободная Европа: То есть, эта Малороссия может аукнуться на левом берегу Днестра?
Ион Ляху: Вне всяких сомнений! Когда-то Малороссия простиралась до Днестра, и можно не сомневаться, что этот план собираются повторить и сегодня, но на этот раз с привлечением сил, дислоцированных на Днестре.
Свободная Европа: И все-таки, Кишинев всячески пытается заручиться поддержкой США и Евросоюза в надежде, что они не дадут Молдове попасть в зону влияния России – или остаться там…
Ион Ляху: И очень хорошо, что идет к демократическим государствам, где права человека – не пустые слова. Но демократический мир не может реагировать на голословные заявления. Эти демарши в обязательном порядке необходимо подкрепить определенной юридической базой.
Начиная с 2004 года, знающие люди говорят, что надо было последовать предложению коллегии адвокатов Нью-Йорка и обратиться в международный суд. Если бы мы сегодня располагали решениями международных судебных инстанций о том, что Москва поддерживает тираспольский сепаратистский режим, представляющий угрозу для существования Республики Молдова, мы совершенно в ином свете предстали бы перед Вашингтоном, Брюсселем и т.д. А так… Да, г-н Плахотнюк, как председатель одной из политических партий, обратился…
Пользуясь случаем, я еще раз приношу извинения правительству Австрии за то, что я усомнился в способности вести решительную политику. Я был неправ
Свободная Европа: Он глава правящей партии.
Ион Ляху: Да, правящей. Но он даже не премьер-министр. В этом случае следовало бы обратиться с коллективным ходатайством правительству, парламенту, Конституционному суду…
Свободная Европа: Парламент недавно принял декларацию…
Ион Ляху: Да, но о помощи он не просил. Имею в виду, помощь в оценке ситуации.
Свободная Европа: Но и эта декларация парламента о необходимости вывода войск…
Ион Ляху: Она очень важна!
Свободная Европа: …войск с территории Молдовы возмутила Россию.
Ион Ляху: Да, очень возмутила, но я бы сказал, возмутил не тот факт, что парламент принял такую декларацию. Госдуму вывело из себя то, что Кишинев, несмотря на все угрозы, попытки устрашения, все-таки решил совместно с Киевом установить совместный контроль на границе. Иными словами, отрезать Приднестровье от Украины.
Это для них неожиданный удар, который пока остается без ответа. Реакция Госдумы, достаточно необоснованная и неинспирированная, говорит о том, что они не ожидали такого поворота событий. Решение, принятое и обнародованное ими, свидетельствует о том, насколько важно для них появление там Пограничной полиции Республики Молдова.
Свободная Европа: Объединенные усилия Кишинева и Киева сделают Тирасполь еще менее сговорчивым на переговорах в формате «5+2»…
Ион Ляху: Да, разумеется. В принципе, особой готовности к сотрудничеству со стороны Тирасполя никогда не наблюдалось. Каждый раз, когда принималось решение, оно было в пользу Тирасполя, не Кишинева. Другое дело, что переговоры-то не ведутся.
Пользуясь случаем, я еще раз приношу извинения правительству Австрии за то, что на момент принятия председательства в ОБСЕ я усомнился в способности вести решительную политику. Я был неправ. И вот впервые за всю историю переговоров по этому проклятому вопросу нашлось государство, которое самым серьезным образом подошло к данной проблеме. Налицо готовность обсуждать политические проблемы, проблемы, связанные со статусом формата: готовы собраться – хорошо, нет – сидим по домам. Нечего собираться для решения мелких проблем, которые касаются отношений на уровне «1+1».
Я не исключаю, что Дмитрию Рогозину было поручено повлиять на ситуацию, чтобы спровоцировать досрочные выборы
Свободная Европа: Иными словами, вы даете понять, что малые шаги для решения проблем жителей обоих берегов Днестра хороши, но приоритетными все-таки остаются переговоры по юридическому статусу Приднестровья?
Ион Ляху: Если бы обсуждался правовой статус региона, то эти малые шаги бы вписались в совершенно иной формат. Они бы обсуждались потом, после определения статуса, и тогда, естественно, в зависимости от принятия или непринятия существующего законодательства, Конституции Республики Молдова, решались бы и конкретные проблемы, с которыми сталкивается население.
Свободная Европа: Чего можно ожидать в процессе урегулирования приднестровского конфликта?
Ион Ляху: Возьмут тайм-аут. Сейчас событие номер один, которое еще долгое время будет определять отношения с Москвой, а в некоторой степени и с Западом, – это парламентские выборы. Я не исключаю, что Дмитрию Рогозину было поручено повлиять на ситуацию для того, чтобы угодить Додону и перевести избирательный процесс из нормального русла в чрезвычайное. Иными словами, спровоцировать досрочные выборы. Для них это важно. Чем быстрее…
Свободная Европа: … но это маловероятно…
Ион Ляху: Маловероятно, но исключать ничего нельзя, особенно, когда идет такое наслоение событий.
Свободная Европа: Да и в Республике Молдова есть политики, которые считают, что сейчас накопилось достаточно оснований для того, чтобы поставить в парламенте вопрос об импичменте президенту, в том числе, с учетом его действий вокруг приднестровского вопроса.
Ион Ляху: Да, вы совершенно правы. Но есть ряд моментов, которые настраивают на более скептический лад. В конечном счете, мы не знаем всех закулисных сил, которые ворочают молдавской политикой.