Вооруженный конфликт на Днестре завершился 21 июля 1992 года, когда президент Российской Федерации Борис Ельцин и президент Республики Молдова Мирча Снегур подписали соглашение «О принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова». Пункт четвертый этого документа гласит, что части 14 армии ВС РФ, дислоцированные в Молдове, будут строго соблюдать нейтралитет. Экс-министр внутренних дел и бывший сопредседатель ОКК Виктор Катан – о соглашении Мирчи Снегура и Бориса Ельцина.
Свободная Европа: Содержание молдавско-российского соглашения от 21 июля 1992 года вам стало известно в день его подписания или даже еще раньше, ведь вы были в курсе, что готовится такой документ. Как было принято это решение?
Виктор Катан: В июле 1992 года были в разгаре бои за независимость и территориальную целостность Республики Молдова. Вооруженные силы Молдовы были сформированы из полицейских, волонтеров и военнослужащих запаса, которых призвали защищать родину. В июле 14-я армия уже перешла в наступление и вместе с военизированными формированиями сепаратистов заняла Бендеры. На наших глазах ежедневно гибли десятки людей…
Свободная Европа: Кто настаивал на подписании документа?
Мирча Снегур заявил на весь мир, что мы, по сути, воюем с 14-й армией
Виктор Катан: Об этом договорились президенты России и Молдовы в Стамбуле, при содействии президента Румынии Иона Илиеску, который сделал все возможное, чтобы успокоить Ельцина, потому что Мирча Снегур заявил на весь мир, что мы, по сути, воюем с 14-й армией. Начались переговоры, последовала встреча в Лиманском, в Украине, в которой участвовал и я, как эксперт; а затем в Тирасполе были подготовлены все документы для начала процедуры подписания соглашения.
Свободная Европа: А чем объяснялась необходимость участия в этом процессе Игоря Смирнова?
Виктор Катан: Ясно, что Российская Федерация, причастная к созданию своей марионетки, сепаратистского режима Игоря Смирнова, должна была как-то подключить и их к этому процессу. Но все переговоры велись между делегациями Республики Молдова и Российской Федерации. Приднестровская сторона присутствовала и принимала в штыки любое наше предложение.
Сегодня нас критикуют многие политики, которые, уж и не знаю почему, считают, что мы могли добиться победы в той борьбе. Но когда 14-я армия открыто перешла в наступление, с танками и тяжелой артиллерией, то стало ясно: мы проиграем войну. Поэтому подписанное соглашение было навязано Российской Федерацией. Они пришли с проектом соглашения, скопированного по южноосетинской модели урегулирования конфликта в Грузии, и мы, эксперты, смогли внести лишь незначительные поправки.
По завершении переговоров и после подписания соглашения между двумя сторонами – Российской Федерацией и Республикой Молдова – Игорь Смирнов «завизировал» этот документ. Все задачи, поставленные в молдавско-российском соглашении от 21 июля 1992 года, были выполнены в двухмесячный срок, к 16 сентября того же года.
ОГРВ подлежит незамедлительному расформированию и безоговорочному выводу
По этому факту было принято совместное заявление сторон Объединенной контрольной комиссии: Российской Федерации, Республики Молдова и Приднестровья, в соответствии с которым руководство – Борис Ельцин, Мирча Снегур и приднестровский лидер Игорь Смирнов – было проинформировано, что соглашение выполнено. По идее, тогда следовало бы начать переговоры и подписать другое соглашение, по окончательному урегулированию приднестровского конфликта.
Свободная Европа: По политическому урегулированию, вы это имеете в виду?
Виктор Катан: Да, по политическому урегулированию...
Свободная Европа: О возможном статусе для Приднестровья? Этого не произошло тогда, да и сегодня мы все еще ждем появления проекта статуса для Приднестровья. Хочу спросить о роли контингента по поддержанию мира. Многие говорят, что миротворческую операцию следует преобразовать в гражданскую миссию…
Виктор Катан: Важно провести разграничение между Оперативной группой российских войск, наследницей 14-й армии, которая принимала непосредственное участие в создании сепаратистского режима и воевала против конституционного устройства Республики Молдова – и миротворческим контингентом.
ОГРВ, дислоцированная на территории Республики Молдова незаконно, подлежит незамедлительному расформированию и безоговорочному выводу. Это одно из условий, которые Молдова должна поставить перед Российской Федерацией и международными организациями.
Что касается миссии по поддержанию мира, которая также упорядочена – численность контингента, состав и пр., – то все вопросы должны решаться за столом переговоров, потому что цели миссии выполнены еще 25 лет назад.
Свободная Европа: И все же, кто обеспечивает сегодня мир на Днестре?
Сейчас российские миротворческие силы охраняют приднестровских военных
Виктор Катан: Мир на Днестре обеспечивает Объединенная контрольная комиссия и Объединенное командование совместных миротворческих сил. В действительности же получается так, что миротворческие силы военного командования Республики Молдова, которые расположены по правую сторону Днестра, полностью выполняют свои обязанности, ведут соответствующий контроль, а в Бендерах, где введен режим повышенной безопасности, и где ответственным является российский миротворческий контингент, очень грубо нарушались все положения соглашения.
В этом городе дислоцированы военные формирования, воинские части, центры военной подготовки, отряды спецназа, и во всей зоне безопасности, где размещены российские и приднестровские миротворческие подразделения, рядом с постами миротворцев развернуты воинские части, пограничные посты, милиция и т.д. По сути, нарушены все положения соглашения.
Свободная Европа: Ну, а вы, те, кто входил в состав механизма урегулирования конфликта, – разве вы не несете вины?
Виктор Катан: Докладываю. Пока я был сопредседателем Объединенной контрольной комиссии, обеспечивалась норма о том, что ни один пограничный или военный пост в зоне безопасности установлен не будет. Когда я ушел с должности в 1997 году, начались переговоры по созданию общего государства, по сокращению миротворческого контингента и т.д., которые привели к тому, что зону безопасности превратили в зону милитаризации. И сейчас российские миротворческие силы охраняют приднестровских военных, чтобы кто-то на них не напал.
Свободная Европа: Сколько сейчас постов?
Виктор Катан: Около 9-10 сейчас, по всему периметру. И мы…
Свободная Европа: Десять?
Численность ОГРВ, незаконно дислоцированной на территории Молдовы, составляет несколько тысяч военнослужащих
Виктор Катан: В том числе, в городе Бендеры. Чтобы не случилось так, как в Грузии, ведь там тоже были миротворческие силы. Но предпринимались преднамеренные провокации, и, зная характер Саакашвили, были постоянные взрывы, нападения… И он вмешался. Соответственно, Россия, всегда находясь в состоянии полной готовности, воспользовалась моментом и оккупировала новые территории.
Свободная Европа: Что было – это известно. Но, г-н генерал, что следует сделать для того, чтобы найти формулу устойчивого урегулирования конфликта?
Виктор Катан: В первую очередь – безоговорочно вывести Оперативную группу российских войск, бывшую 14-ю армию, как дестабилизирующий фактор, она сотрудничает с сепаратистским режимом, они проводят совместные учения. Практически, сливаются в одно целое. Многие приднестровские жители проходят здесь военную службу, а миротворческие силы…
Свободная Европа: А «безоговорочный вывод» – его как можно осуществить с практической точки зрения?
Виктор Катан: Очень просто. По Конституции, мы – суверенное государство, независимое и нейтральное. И Конституция обязывает, в первую очередь, государственные институты обеспечить, чтобы на нашей территории не были дислоцированы иностранные войска. А российская армия у нас дислоцирована с 1992 года, и даже раньше.
Значит, практически ничего не было сделано, никаких подвижек в этом плане… На стамбульском саммите в 1999 году Россия обязалась вывести свои войска в трехлетний период. И не вывела и по сей день…
Мы – единственная страна в Европе, на территории которой размещены иностранные войска
Свободная Европа: Власть пыталась закрыть въезд российских военнослужащих на территорию Республики Молдова …
Виктор Катан: Ну, эпизодические попытки были, и на этом все закончилось. По имеющимся сведениям, численность Оперативной группы российских войск, незаконно дислоцированной на территории Молдовы, составляет примерно несколько тысяч военнослужащих. Значит, несколько тысяч человек, либо поездом через Украину, либо самолетом, прибыли негласно в Кишинев и последовали дальше, «к месту назначения». Как грабители. И им плевать на то, что подобные действия незаконны, что нельзя попирать права государства, что нельзя проникать на суверенную территорию для прохождения службы в армии, враждебно настроенной к конституционному строю Республики Молдова.
Свободная Европа: Есть шансы на урегулирование приднестровского конфликта?
Виктор Катан: Разумеется, есть.
Свободная Европа: При каких условиях берега Днестра могли бы воссоединиться?
Виктор Катан: Прежде всего, при наличии политической воли на всех уровнях государственной власти. Парламент не должен ограничиваться утверждением закона об особом статусе для Приднестровья, он должен предпринять все действия для того, чтобы довести ситуацию до всеобщего сведения, чтобы все знали, что они собой представляют, какова их позиция.
Далее. Все более странно проявляет себя г-н Додон – с одной стороны, он утверждает, что Приднестровье является составной частью Республики Молдова, с другой, как гарант суверенитета, независимости и национального единства, согласно Конституции, он ничего не делает для обеспечения нейтрального статуса Молдовы.
Агрессивный характер России всем известен, ее интересы ни для кого не являются секретом
На нашей территории дислоцированы иностранные войска, которым, в соответствии с международным правом, в соответствии с Конституцией, здесь находиться не положено. Мы – единственная страна в Европе, на территории которой размещены иностранные войска. И ничего не делается для их вывода!
И второй важный момент: коль скоро молдавско-российское соглашение о принципах мирного урегулирования приднестровского конфликта исчерпало себя еще в 1992 году, то необходимо сесть за стол переговоров и согласовать другой договор.
Свободная Европа: Молдавско-российский?
Виктор Катан: Лучше международный, потому что молдавско-российский, с участием двух сторон, доказал свою бесполезность. Потому что агрессивный характер России всем известен, ее интересы ни для кого не являются секретом, как не секрет и то, что Россия умеет навязывать свое мнение, умеет «убеждать», в том числе, с помощью различных эмбарго, запретов и ограничений.
Важно подключить и международные организации – в первую очередь, Евросоюз, с которым нас связывает Соглашение об ассоциации, подключить Соединенные Штаты Америки и, разумеется, Российскую Федерацию. Но необходимо перейти к этапу окончательного урегулирования приднестровского конфликта – мирным, политическим путем.
Свободная Европа: Как вы считаете, если бы в нашем законодательстве были четкие нормы и положения о борьбе с сепаратизмом, ситуация была бы иной?
Никто не собирается судить тех, кто развязал эту войну
Виктор Катан: Это нужно было сделать с самого начала. И этот момент был упущен тогда, когда становление нашего национального суверенитета лишь начиналось. Но такие положения в законодательстве необходимы, чтобы, во-первых, держать «в тонусе» нас самих, тех, кто в Кишиневе, а не приднестровцев, – они уже зомбированы, они уже – роботы Российской Федерации, – чтобы мы сами поняли, осознали, в конце концов, что на нашей территории, на территории Республики Молдова дислоцированы две категории формирований: Оперативная группа российских войск, которая находится здесь незаконно, и российские миротворцы, которых тоже надо выводить, как выполнивших свою миссию.
Мы должны перейти ко второму этапу механизма по поддержанию мира, к миссии гражданских лиц с международным мандатом, которые не участвовали в войне на Днестре, которые не заинтересованы выступать против независимости и суверенитета Молдовы, не намерены создавать здесь военные базы и решать свои геополитические цели в Европе.
Свободная Европа: О деле Шевчука что вы можете сказать? Какой вам видится финал?
Виктор Катан: Бывший так называемый президент Приднестровья Шевчук занимал враждебную нам позицию. Все его действия были направлены против Республики Молдова. Он не раз публично высказывался в том плане, что мы – враги, и предпринимал соответствующие действия, затрагивающие суверенитет и территориальную неприкосновенность Республики Молдова.
Наши телерадиоканалы, ретранслирующие российские программы, ведут агрессивную, враждебную пропаганду
Свободная Европа: Промелькнула информация, что его вызвали в прокуратуру. Значит, правоохранительные органы могут...
Виктор Катан:К сожалению, в прокуратуру…
Свободная Европа: …принять решение?
Виктор Катан: …уголовные дела заводятся, но никто не собирается судить тех, кто развязал эту войну, кто убивал наших соотечественников, разрушал гражданские объекты, кто и сегодня способствует распаду нашего государства. Всех надо привлечь к ответственности, возбудить на них уголовные дела и судить их, пусть и заочно.
Свободная Европа: Если бы вам представилась возможность поговорить с кремлевским лидером Владимиром Путиным о необходимости урегулирования приднестровского конфликта, что бы вы ему сказали?
Виктор Катан: Народ Республики Молдова доброжелательно относится к России и к русскому народу. Нас связывают десятки соглашений, договоров о дружбе – и мы могли бы двигаться вперед по этому пути. На нашей территории, в Республике Молдова, есть русская диаспора, причем гораздо более многочисленная, чем в Приднестровье. Мы дружелюбны, но и они должны уважать и соблюдать нашу Конституцию, суверенитет, независимость, территориальную целостность.
Россия должна вывести с территории Молдовы свои войска и вооружение, которое хранится на складах в Колбасне, которое представляет огромную угрозу для безопасности не только Республики Молдова, но и региона, и мира в целом. Не дай Бог рванет…
Давно пора оставить нас в покое, чтобы мы могли спокойно интегрироваться в Европу
Свободная Европа: Известно, сколько в Колбасне вооружений?
Виктор Катан: Там тысячи вагонов с вооружением и боеприпасами. Весь мир знает об этом. И ОБСЕ, эксперты которой посещали эти склады. В каких условиях хранится вооружение – неизвестно, но оно служит постоянным источником оснащения вооруженных сил Приднестровья. В любой момент может произойти непоправимое…
Свободная Европа: Но ведь и Россия знает об это угрозе.
Виктор Катан: Еще бы не знает! После стамбульского саммита вроде бы начинался процесс вывоза вооружения, но, как говорится, недолго музыка играла. Думаю, кому-то выгодно, чтобы в один далеко не самый прекрасный день что-то произошло.
Мы находимся в состоянии перманентной гибридной войны. Наши телерадиоканалы, ретранслирующие российские программы, ведут агрессивную, враждебную пропаганду по отношению к Украине, которая, как и мы, настрадалась от России…
Много спекуляций вокруг нашего президента, который, говорят, полон благих намерений дружить, и т.д. Но какая дружба, если ты не уважаешь своих друзей? Что, нас связывают соглашения о дружбе? Но если ты друзей своих не уважаешь, значит, в любой момент можешь нарушить их конституционный порядок. Давно пора оставить нас в покое, чтобы мы могли спокойно интегрироваться в Европу и следовать курсу, которого придерживается действующее правительство.