Депутат Европарламента от Литвы, консерватор Пятрас Ауштрявичюс – один из тех, кто добился увязки обещанной Молдове макрофинансовой помощи в размере 100 млн евро с соблюдением демократических принципов. Условия последовали после недавней смены избирательной системы. В интервью корреспонденту Свободной Европы он отметил, что деньги еще не выделены, а Брюссель анализирует сложившуюся ситуацию. Отправной точкой интервью стал принятый Европарламентом доклад Ауштрявичюса, с предложением всю помощь Евросоюза обусловить борьбой с коррупцией в странах-получателях денег.
Свободная Европа: Г-н Ауштрявичюс, Европарламент утвердил ваш доклад о борьбе с коррупцией и соблюдением прав человека в странах Восточного партнерства. Вы призываете принять меры по искоренению коррупции на национальном уровне и на уровне ЕС. Каким образом – и какими средствами?
Your browser doesn’t support HTML5
Пятрас Ауштрявичюс: Ничего нового ни мы, ни страны европейского соседства не изобретаем. Коррупция – большая проблема, которая веками сопровождает нашу политическую, социальную и экономическую жизнь. Особо хочется подчеркнуть серьезность и сложность этого явления сегодня, когда оно пустило глубокие корни на местном уровне по всем вышеупомянутым направлениям.
Страдают европейские налогоплательщики, деньги которых просто летят на ветер
Мы призываем Евросоюз, который является крупнейшим донором в третьих странах, увязывать финансовую помощь с применением антикоррупционных мер. Мы хотим, чтобы страны строго контролировали расходование полученных средств, хотим быть уверенными в том, что деньги, предоставленные ЕС, дошли до адресата, до граждан, и не осели в карманах чиновников.
Мы выступаем за активную антикоррупционную политику на национальном уровне, на уровне ЕС, а также на международном уровне. Считаем, что и ООН должна назначить спецдокладчика по антикоррупционным мерам. Мы будем настаивать на своих требованиях. Необходимы согласованные и настойчивые усилия по искоренению этого явления.
Свободная Европа: Вы предлагаете ввести постоянный мониторинг за состоянием европейских фондов.
Радикальный пересмотр формулы выборов был произведен в лихорадочной спешке
Пятрас Ауштрявичюс: Разумеется. Потому что в результате недостаточного контроля за расходованием выделенных средств страдают европейские налогоплательщики, деньги которых просто летят на ветер. Мы требуем создать специальные группы и в Брюсселе, и в представительствах ЕС в третьих странах, призванных осуществлять постоянный мониторинг проектов, развернутых в государственных институтах или общественных организациях за счет европейского финансирования.
Свободная Европа: Вы жестко критикуете тот факт, что, хотя инструменты существуют, они не используются. Чем вы объясняете такую ситуацию?
Пятрас Ауштрявичюс: Евросоюз, к сожалению, иногда проводит политику «с закрытыми глазами». Мы даем деньги и предпочитаем думать, что все прозрачно, что деньги используются по назначению и эффективно, что они достаются тем, кто в них больше всего нуждаются. То, что это не так, стало для нас своеобразной красной линией, поэтому мы будем настаивать на том, чтобы вся микрофинансовая помощь ЕС отслеживалась скрупулезно, на постоянной основе и по всей цепочке – от донора до реципиента.
Свободная Европа: По сравнению с другими странами-соседями Молдова получает наиболее весомую помощь со стороны Евросоюза. В июле мы с вами говорили о макрофинансовой помощи в размере 100 млн евро, первый транш которой обещали высвободить в октябре. Но – при условии соблюдения рекомендаций Венецианской комиссии по системе выборов. Решение кишиневской элиты на этот счет известно. Правда ли то, что говорят в Брюсселе и Страсбурге, – что в октябре ЕС и МВФ никаких денег Молдове не выделят?
Пока же Кишинев не получил ни одного евро
Пятрас Ауштрявичюс: Несмотря на все наши предупреждения, несмотря на многочисленные встречи, в ходе которых мы объясняли ситуацию молдавскому руководству, парламент Республики Молдова решил изменить систему выборов, а президент подписал этот закон. Этот радикальный пересмотр формулы выборов был произведен в лихорадочной спешке, без публичных дебатов, без поддержки со стороны всего политического спектра, без учета точки зрения оппозиции. А к голосу оппозиции в таких вопросах следует прислушаться.
Еврокомиссия сейчас анализирует ситуацию комплексно, не ограничиваясь законом, одобренным молдавским парламентом. В этом контексте следует понять, что молдавским властям придется утвердить также вторичное законодательство, которое тоже необходимо будет проанализировать. На это уйдет время, и только после этого анализа будет принято решение по макрофинансовой помощи.
Пока же Кишинев не получил ни одного евро. Сожалею об этом, но, хотя Молдова очень нуждается в макрофинансовой помощи, должен сказать, что политические критерии, правовое государство и демократические принципы нельзя приносить в жертву ради денег или финансовых договоренностей.