Linkuri accesibilitate

Игорь Боцан: «Отношения Молдовы и ЕС остаются натянутыми»


Политика двоевластия и закон в Республике Молдова

Свободная Европа: Потеплели отношения с европейскими партнерами? Можно ли увидеть какие-то положительные тенденции по результатам недавних визитов делегации бундестага и министра иностранных дел Люксембурга?

Игорь Боцан: Лично я считаю, что отношения Республики Молдова с Европейским Союзом остаются немного натянутыми после эпопеи с пересмотром избирательной системы. Что касается упомянутых вами визитов – да, они показательны. Здесь особое внимание привлекают оценки министра иностранных дел Люксембурга, надавившего на самые болезненные сейчас точки Республики Молдова. Оценки изложены столь точно и скрупулезно, что нельзя их рассматривать иначе, как сигналы, посылы Евросоюза, особенно, если учитывать, что Люксембург – один из учредителей ЕС.

Свободная Европа: Иными словами, Евросоюз опять «в игре»?

Игорь Боцан: Нет, просто министр иностранных дел Люксембурга коснулся проблем банковской и финансовой системы Республики Молдова – и не наугад, не вслепую, а как раз на фоне неутихающих страстей в обществе по поводу возмещения миллиарда.

Свободная Европа: Но глава Нацбанка заверил, что приняты все меры…

Игорь Боцан: Да, меры приняты. Но когда они были приняты? После того, как общественность забила тревогу по поводу так называемого истечения срока давности. И надо отметить, что первым обратил внимание на срок давности ни кто иной, как г-н Додон, который очень быстро забыл об этих сроках давности, а затем мы услышали от г-на Канду, что никакого срока давности не существует, потому что вначале рассматриваются уголовные дела – и лишь затем гражданские иски, и т.д.

Однако, в конечном счете, Нацбанк признал, что еще два или три года назад НБМ обращался в суд, но общественность не проинформировали о привлечении к суду фирм Шора – по следам отчета компании Kroll, обнародованного в мае 2015-го.

Свободная Европа: Г-н Стурза принес публичные «извинения» Шору за то, что подозревал его в хищении более «скромной» суммы…

Игорь Боцан: Совершенно верно. И в этом контексте министр иностранных дел Люксембурга говорил, что его страна готова помочь Молдове навести порядок в этой системе. Или возьмем другую область – сотрудничество с гражданским обществом. С каких пор иностранные эмиссары говорят о гражданском обществе Республики Молдова?

Неслучаен посыл г-на Хана: «Прежде чем говорить о внесении заявки на получение статуса кандидата ЕС, вам лучше бы разобраться с Соглашением об ассоциации»

Лишь после того, как правительство заявило о намерении пересмотреть соответствующее законодательство и отнести общественные организации, финансируемые из-за рубежа, к неким иностранным агентам.

Свободная Европа: По путинской модели.

Игорь Боцан: Так точно. Значит, и само правительство можно считать «иностранным агентом», раз оно живет на зарубежные гранты. Этот момент отмечался вскользь, как бы между прочим, но, думаю, все было не в бровь, а в глаз, как говорятся.

Свободная Европа: Иными словами, бросили пару камушек в наш огород…

Игорь Боцан: Вот именно. Или пойдем дальше – реформа судебной системы. Не странно ли – отсылка к этой реформе прозвучала именно тогда, когда Евросоюз заявил о намерении заморозить обещанные Молдове 27 млн евро на продолжение процесса реформирования?

В Республике Молдова много идет разговоров о каких-то секретных, закрытых процессах, об умышленном подмене протоколов в судебных инстанциях. Я имею в виду дело Платона, в котором имя Плахотнюка подменено именем Филата.

О чем говорить, если в наших правовых органах вместо того, чтобы защитить человека с ограниченными умственными способностями, даже если и он допустил какие-то правонарушения, вместо того, чтобы защитить – его просто убивают!

Так что все эти пункты прозвучали в определенном контексте. И я думаю, что отнюдь неслучаен посыл г-на Хана, который передали Кишиневу: «Прежде чем говорить здесь, в Республике Молдова, о внесении заявки на получение статуса кандидата ЕС, вам лучше бы разобраться с Соглашением об ассоциации, положения которого необходимо выполнять».

Свободная Европа: Значит, эти намеки можно считать ответом на демарш молдавских парламентариев, которые вместе с грузинами и украинцами попросили Брюссель прояснить их европейские перспективы?

Игорь Боцан: Думаю, да. И неслучаен как месседж Хана, прозвучавший здесь, в Кишиневе, так и оценки, сделанные в дружественной атмосфере. Министр иностранных дел Люксембурга назвал нашего премьера другом, но выявленные им болезненные точки настолько уместны, что возразить что-либо трудно.

Свободная Европа: Значит, Европу уже не впечатляют пророссийские реверансы молдавского президента, которые помогают затем демократам выдавать себя за защитников европейского пути Молдовы?

Военных не следует ставить в неловкое положение. Военные – народ дисциплинированный

Игорь Боцан: Думаю, все это прекрасно понимают. Увы, г-н Додон вместо того, чтобы поднять именно те вопросы, которые можно было бы обсудить на Совете безопасности, говорит про абстрактные проблемы, в то время как реальные остаются за кадром.

Согласитесь, например, то, что происходит в правоохранительных органах, достойно самого пристального внимания – когда гражданин Республики Молдова, который должен находиться под защитой правовых институтов, лишился [в тюрьме] жизни…

Свободная Европа: Судя по телеканалам, лояльным к главе государства, проблема номер один – это участие молдавских военнослужащих в военных учениях в Украине…

Игорь Боцан: И очень хорошо, что обсуждают этот вопрос, но обсуждать его нужно через призму существующих нормативных рамок, конституционных рамок, с ответом на все вопросы.

Г-н Додон – не наивный человек, у него, по моему мнению, очень хорошие советники – и юридические, и по другим направлениям… Почему же тогда он занимается проблемами, не столь типичными для нашей повседневной жизни? Его не интересуют вопросы защиты прав человека в правоохранительных органах Республики Молдова.

Я не думаю, что Европа боится российских танков.

Свободная Европа: Может, у него нет рычагов? Может, именно поэтому он «красуется» в ипостаси верховного главнокомандующего?

Игорь Боцан: Верховный главнокомандующий, который не может отдавать устные приказы и обязан это делать в письменном виде через соответствующие институты… Но в любом случае военных не следует ставить в неловкое положение. Военные – народ дисциплинированный, и у них…

Свободная Европа: Так именно этого и хочет Додон – исключить двоевластие. А то один отправляет их на учения в Украину, другой запрещает...

Игорь Боцан: Но зачем угрожать военным? Кому подчиняться военнослужащим – этот вопрос г-н Додон и г-н Филип должны решить между собой с помощью Конституционного суда.

Свободная Европа: А Европа сегодня все еще боится российских танков?

Игорь Боцан: Я не думаю, что Европа боится российских танков. Возьмем хотя бы мандат Йоханнеса Хана, комиссара по вопросам европейского расширения и политики добрососедства – задачи, которые ставит перед собой Евросоюз, предельно ясны: политическая стабильность на границах и партнеры, которые развиваются нормально, а не занимаются различными политическими трюками.

Свободная Европа: Вы считаете, что намеки, которые исходили от министра иностранных дел Люксембурга, дошли до адресатов?

Игорь Боцан: Они были настолько прозрачны, что невозможно было их не понять.

XS
SM
MD
LG