Сергей Мельниченко: «Зачем ставить под удар всю страну ради политических каких-то вывертов?»

Как сообщает пресс-служба минэкономики, госпредприятие «Энергоком» выиграло тендер на заключение новых контрактов на поставку электроэнергии до конца марта 2019 года. Так, электроэнергия Молдавской ГРЭС будет покрывать 70% потребностей Молдовы, а остальные 30 % обеспечит украинская компания ДТЭК. Глава исполнительного органа Приднестровья Александр Мартынов приветствовал решение, очень важное, по его словам, для приднестровской экономики и приднестровского бюджета. Как отметил Мартынов, Молдавская ГРЭС получила не только минимум 70% молдавского рынка, но и увеличение цены на 11%. Минэкономики Республики Молдова уверяет, что, несмотря на рост закупочной цены, тариф для конечных потребителей останется прежним благодаря новой расчетной методологии. Корреспондент Свободной Европы Лина Грыу беседует с экономическим экспертом из Тирасполя Сергеем Мельниченко.

Сергей Мельниченко: Многое в экономике Приднестровье и социальной сфере зависит от бюджетообразующих предприятий. В их числе, прежде всего, подразумеваются ММЗ и Молдавская ГРЭС. Конечно, мононаправленность экономики Приднестровья не является плюсом для нее, потому что ощущается зависимость экономики и бюджета от состояния именно этих предприятий, поэтому их бесперебойная работа очень важна для экономики Приднестровья и социальной сферы в целом.

Что можно сказать конкретно по заключенному контракту на поставку электроэнергии еще на один год? Ничего сверхъестественного не произошло, сохранились параметры, изменилось несколько цена отпускаемой электроэнергии в сторону Республики Молдова от Молдавской ГРЭС – по утверждениям вице-премьера, министра экономического развития Сергея Оболонникова, она выросла в сравнении с прошлой контрактной ценой на 11%.

Это придало оптимизма правительству в том плане, что доходы от реализации электроэнергии, по крайней мере, сохранятся на прежнем уровне, а может быть даже возрастут. Это не столько важно, сколько важно получение любой выручки для стабилизации курса национальной валюты и вообще притока валюты в республику. Это первый момент.

А второй момент – возможность увеличения налоговых отчислений Молдавской ГРЭС. Это сохранение рабочих мест. Поскольку те два месяца прошлого года, когда Молдавская ГРЭС не поставляла электрическую энергию в Молдове, сказались и на бюджете, и прежде всего на коллективе Молдавской ГРЭС, а также на социальной инфраструктуре города Днестровска.

Что касается параметров распределения – естественно, Молдавская ГРЭС хотела бы, чтобы 100% они посылали, как это было ранее, но диверсификация поставок – есть диверсификация поставок, это уже дело стороны, которая принимает электроэнергию.

Энергорынок такой привлекательный, поэтому сесть на него – то же самое, что сесть на газовую трубу

Свободная Европа: Вы говорили, что Молдавская ГРЭС очень важна для формирования бюджета и для стабильности валютного курса. Насколько она важна, какова ее доля в бюджете Приднестровья?

Сергей Мельниченко: Я не знаю, какова доля в бюджете, но знаю, что Молдавская ГРЭС однозначно всегда входила в первую пятерку, а то и тройку главных налогоплательщиков Приднестровья, занимая по традиции второе или третье место после фирмы «Шериф». Это первый момент. Второй: просто нужно посмотреть импортные поставки – мне кажется, что электроэнергия занимает достаточно большую долю в импортируемых товарах. Уже судя по налогам – налоги это производные от производственной деятельности и, соответственно это довольно значительная доля…

Свободная Европа: Что вы можете сказать насчет цены? Есть какая-то информация открытая, по какой цене продает Молдавская ГРЭС электроэнергию в Молдове?

Сергей Мельниченко: У нас утверждают, что эта цена составляет 5 центов за киловатт и увеличилась она на 11%. Повышение цены как бы в любом случае лучше, потому что, насколько я понимаю, правительство не надеялось на что-то дополнительное, для них важно было сохранить сам контракт, сохранить его периодичность, сохранить долю экспорта электроэнергии… А вопрос цены, конечно, не то что второстепенный, но, наверное, не столь важный, в сравнении с более глобальным желанием отправить электроэнергию Молдавской ГРЭС. Потому что если бы этого ни происходило, то последствия могли быть очень пагубными.

Свободная Европа: Можем вспомнить те два месяца или три…

Сергей Мельниченко: Да, естественно, и это только два месяца, когда речь уже шла о сокращенной рабочей неделе, когда речь шла об оптимизации персонала, и т.д., и т.п. Но тогда выход нашелся. Предполагается, что там были и политические моменты, мотивы, но мы знаем, что политическими моментами все равно двигает экономика и конкуренция.

Свободная Европа: Мы подошли сейчас к очень интересному моменту. На сайте Union Fenosa говорится о том, что контракт с «Молдэнерго» подписан с ценой 54 доллара за мегаватт. У Молдавской ГРЭС было с самого начала намерение подписать прямой контракт с Union Fenosa, то есть, был запрос, было письмо о намерении, которое потом было отозвано, и был подписан контракт с «Молдэнерго».

Сергей Мельниченко: Скорее всего, это взаимоотношения хозяйствующих субъектов – кто кому продал, перепродал, это не столь важно. Для генератора электроэнергии важно ее произвести и продать. Кому – неважно.

Судя по тому, что сообщают СМИ, тарифы для потребителей не увеличатся. Вам какая разница, как будут поставлять, – через посредника или напрямую? И для Молдавской ГРЭС не имеет значения, будет она через посредника продавать или напрямую. Она продает тому, кто покупает.

А то, что Молдова, например, покупает металл на ММЗ – тоже является поддержкой сепаратистского режима?

Я могу говорить как бы с этой стороны, понимаете, что происходит там, дальше, – я не знаю, мне трудно судить. Вы приобретаете у нас по цене на 11% выше, но я так понял, что самим потребителям вы продаете по той цене, которую заплатили. Кто берет на себя эти убытки – я не знаю. По крайней мере, не Молдавская ГРЭС, она, наоборот, в наваре на 11%. Так или нет?

Энергорынок такой привлекательный, поэтому сесть на него – то же самое, что сесть на газовую трубу и заниматься прокачкой газа. Схема примерно такая же. Там очень запутано все, и мне трудно комментировать, почему через кого-то, а не напрямую и так далее.

Свободная Европа: Эксперты из Кишинева уже прокомментировали возобновление контракта, и один из комментаторов говорит о том, что правительство Молдовы своим согласием продлить контракт с МолдГРЭС поддерживает напрямую или косвенно администрацию в Тирасполе…

Сергей Мельниченко: Да, могу больше сказать: у вас может звучать от праворадикальных политических сил, что они поддерживают сепаратистский режим, основанный на штыках, – ну, фейки, всякие журналистские штампы…

В этом нет ничего удивительного. Молдавская ГРЭС поставляла электроэнергию в советское время и на Одесскую область, и на Молдову, и на Болгарию, и на Румынию. В 90-х годах тоже туда поставляла. В 92-м были горячие головы, которые говорили: «Давайте прекратим поставки, поскольку война, давайте прекратим поставки в Молдову электроэнергии». Но даже тогда ничего в этом вопросе не решили, война войной, а Молдова получала электроэнергию от Молдавской ГРЭС.

Так шло в 90-х годах, так шло в 2000-х. Так что для Молдовы это самый выгодный, наверное, поставщик. Потому что те два месяца показали, что ненадежная была поставка. И зачем ставить под удар всю страну в экономическом и социальном плане ради политических каких-то вывертов? Так это выглядит. Но, извините меня, мы как бы связаны газотранспортной системой, мы связаны мостами, путями, – давайте тогда не ездить туда, в конце концов! Ну, это как бы немного узколобые размышления. Хорошо, а то, что Молдова, например, покупает металл на Молдавском металлургическом заводе – тоже является поддержкой сепаратистского режима? В чем проблема? Это все не относится к экономике, это все политические игры, на мой взгляд.