Национальное агентство по регулированию в энергетике (НАРЭ) назвало «неточными, а местами ложными» оценки экспертов, согласно которым, действующий тариф на природный газ следует снизить на 30%. Комментирует ситуацию эксперт Центра анализа, контроля и защиты в области энергетики Сергей Тофилат.
Свободная Европа: Пресс-служба НАРЭ ответила экспертам, которые недавно представили аргументы в пользу того, что в настоящий момент потребители переплачивают за природный газ около 30%. «Эта информация неточная и местами ложная» – говорится в пресс-релизе агентства. Как прокомментируете вы ответ НАРЭ?
Сергей Тофилат: Мы несколько дней ждали появления этого сообщения пресс-службы агентства, и мне было очень интересно, как они отреагируют. К сожалению, это не ответ, а просто-напросто отписка. Пресс-релиз ясно свидетельствует о том, что руководители НАРЭ даже не удосужились проанализировать наши аргументы, о чем я лично сообщил по Facebook гендиректору агентства г-ну Копачу.
Думаю, Демпартии очень выгодно, что сейчас потребители платят по завышенному тарифу
В отношении каждой цифры, представленной в нашем исследовании, указан источник информации. И если щелкнуть мышкой, самым неожиданным образом открываются отчеты НАРЭ. Получается, НАРЭ представляет искаженную информацию в своих отчетах. Более того, г-ну Копачу, я считаю, полезно перечитать методологию расчета и применения регулируемых тарифов на природный газ, освежить в памяти пункты 60 и 61, согласно которым, тарифы могут быть пересмотрены и в течение года, если отклонения от ежегодных затрат превышают 5%.
Свободная Европа: Давайте еще раз увидим ваши аргументы.
Сергей Тофилат: Прежде всего, следует исходить из того, что тариф – величина измеряемая, то есть НАРЭ подсчитывает, какой объем газа необходим потребителям, и во сколько обойдутся поставки. По какой цене будем закупать газ, какие расходы предстоят в процессе доставки газа до потребителя – НАРЭ все это учитывает. В расчетах импортная цена природного газа установлена на уровне 4194 леев за тысячу кубометров – это расчетная база НАРЭ.
А мы проанализировали реальную цену, которую платит MoldovaGaz. В 2016 году она составила 3887 леев, то есть на 7% меньше, а за семь месяцев 2017 года вообще получается менее 3000 леев за тысячу кубометров, или на 28% дешевле. Соответственно, потребители за природный газ переплачивают!
Свободная Европа: Тарифы не подвергались корректировке около двух лет, говорят эксперты…
Сергей Тофилат: Да, с 27 января 2016 года.
Свободная Европа: Чем это объясняется, по вашему мнению?
Сергей Тофилат: Я и мои коллеги обратили также внимание на существующие отклонения между расчетами НАРЭ, между установленным тарифом и реальными ценами, но мы не слишком обеспокоились этим, так как знали, что в 2011-2015 гг. расходы предприятия MoldovaGaz значительно превышали тариф, утвержденный НАРЭ. В результате у MoldovaGaz образовались потери примерно на миллиард леев, и мы считали, что когда эти финансовые потери будут покрыты, НАРЭ пересмотрит тарифы в сторону снижения. И каково же было наше удивление, когда депутат-демократ Сергей Сырбу недели три назад в телеэфире пообещал значительное снижение тарифа.
Любой специалист в энергетике скажет, что НАРЭ – структура независимая, и ни депутаты, ни премьер-министр – никто не может повлиять на процесс принятия решений.
Свободная Европа: И как вы расцениваете это заявление депутата?
Сергей Тофилат: Демпартия, к сожалению, еще не поняла, что НАРЭ должно быть независимой структурой. У нас любой депутат может сказать, какие должны быть тарифы, или премьер-министр может решать, повышать их или снижать. А это недопустимо.
Свободная Европа: Кстати, г-н Тофилат, насколько обоснованной представляется вам точка зрения, что власти откладывают корректировку тарифа на осень, чтобы провести ее накануне парламентских выборов...
307 млн леев переплатили потребители в 2016-м
Сергей Тофилат: Чтобы закончить уже с этим пресс-релизом… НАРЭ заявляет, что цифры искажены, что они не соответствуют действительности, – но не приводит никаких аргументов в поддержку своей позиции. Это говорит о том, что таких аргументов просто не существует. И мне хочется сказать директорам НАРЭ и, в первую очередь, гендиректору г-ну Копачу, которого я считаю довольно компетентным специалистом, что рано или поздно им придется участвовать в публичных консультациях.
В представленных расчетах цена на импорт газа во втором полугодии 2017 года отсутствует. В любом случае, она станет известной, и мы докажем, что требование о снижении тарифа обосновано. А что НАРЭ с этим тянет – так это на их совести. Просто им же будет хуже, когда это раскроется. Сейчас этим занимается Демпартия.
2018-й – год выборов, и я думаю, что Демпартии очень выгодно, что сейчас потребители платят по завышенному тарифу. Этот, скажем так, накопившийся аванс будет вычтен из нового тарифа. Мы, я и мои коллеги, еще несколько месяцев назад высказали предположение, что ближе к парламентским выборам кто-то из депутатов Демпартии или премьер-министр выйдет и обрадует народ, скажет, что тариф на газ будет снижен на 40-45% – тогда как его уже сейчас необходимо уменьшить на треть. Не надо заставлять нас платить по завышенным тарифам еще девять месяцев, а потом осчастливить сообщением, что деньги нам возвращают.
Свободная Европа: Еще одно уточнение: как вы считаете, что произойдет с деньгами, переплаченными потребителями в 2017 году?
Сергей Тофилат: Приведу простой пример, чтобы наши радиослушатели поняли, о чем идет речь. Итак, мы говорим, что НАРЭ рассчитывало тариф исходя из импортной цены природного газа в 4194 лея. Но в 2016 году закупочная цена реально составляла 3887 леев, значит, образовалась разница примерно в 307 леев на 1000 кубометров…
Свободная Европа: Эти деньги не вошли в закупочную цену?
Сергей Тофилат: Нет, не вошли. Ежегодно Молдова импортирует миллиард кубометров газа. Значит, если на 1000 кубометров разница составляет 307 леев, то на миллиард – 307 млн леев. Эту сумму потребители переплатили в 2016 году.
Тарифы надо было снизить еще летом. НАРЭ не делало это преднамеренно, так как является политически подконтрольной структурой
Если мы заплатили за газ авансом, соответственно, и предприятие MoldovaGaz должно заплатить авансом за «голубое топливо», особенно, если учесть, что у компании образовался долг в 400 с лишним миллионов леев перед «Газпромом». И вот мы хотим убедиться, что компания MoldovaGaz действительно направила эти деньги, эту переплату на погашение стоимости газа или части долга.
Свободная Европа: Эти деньги следует учесть при расчете нового тарифа?
Сергей Тофилат: В обязательном порядке. Так предусматривает действующая методология.
Свободная Европа: В пресс-релизе уточняется, насколько я понимаю, что «расчет и утверждение регулируемых цен и тарифов производится на основе прогнозируемой среднегодовой цены на покупку природного газа, а не на основе полугодовых или квартальных цен». Как это следует понимать?
Сергей Тофилат: Именно поэтому я и посоветовал г-ну Копачу перечитать пункты 60 и 61 методологии. Приведу конкретный пример, чтобы было понятно, как формируются эти отклонения, а затем вернемся к положениям методологии. Итак, пример из жизни – цена хлеба. Половина стоимости буханки хлеба – это стоимость муки. Допустим, батон стоит 10 леев, из них 5 леев – мука. Если завтра мука подешевеет до 3 леев 50 банов, соответственно, буханка хлеба обойдется покупателю не в 10 леев, а в 8 леев 50 банов.
То же самое и с тарифом на газ, с той лишь разницей, что закупочная цена, заложенная в тарифе, составляет не 50%, а 75%. Газ подешевел, он обходится примерно на 28,5% дешевле, чем заложенные в тариф цены. Следовательно, только по этой разнице тариф необходимо снизить на 21%.
Сейчас НАРЭ, руководствуясь положениями пунктов 60 и 61 методологии расчета, следует признать, что отклонения составляют более 5% – и корректировать тариф в течение года, даже несколько раз в год, если это необходимо. Ждать нечего. Иными словами, тарифы надо было снизить еще летом, но этого не произошло. НАРЭ не делало это преднамеренно, так как является политически подконтрольной структурой – а также потому, что это выгодно Демпартии. В этом вся логика.