Досрочные выборы в Кишиневе и Бельцах показали неожиданные результаты. Директор информагентства IPN Валериу Василикэ комментирует сюрпризы нынешней кампании и дает прогнозы предстоящей парламентской гонки выборы.
Свободная Европа: Социалист Ион Чебан оказался на первом месте по итогам первого тура в Кишиневе, и именно на это указывали данные соцопросов. А вот сюрпризом стал выход во второй тур Андрея Нэстасе, тогда как предварительный расклад говорил о схватке между Чебаном и Сильвией Раду. С другой стороны, на выборах в Бельцах в первом туре совершенно неожиданным образом победил кандидат «Нашей партии» Николай Григоришин. Г-н Василикэ, что происходит с опросами общественного мнения, и почему социологи так часто ошибаются?
Валериу Василикэ: Опросы – это лишь предвыборный инструмент, в день выборов значение имеет конкретное голосование. Сейчас можно вволю поспекулировать о том, почему так происходит, некоторые считают, что не все опросы объективны, есть и заказные…
Мне хочется верить, что многие испытали чувство стыда – даже не возмущения, не негодования, а именно стыда
Свободная Европа: Или люди отвечают неискренне…
Валериу Василикэ: Да, другие говорят, что это люди неискренние. В конечном счете, важно то, что происходит в действительности; и социологи, и политологи, и партии, и кандидаты на следующих выборах должны принять в расчет эти два, скажем так, момента – искренность и неискренность…
Свободная Европа: Еще было мнение, что определенный эффект произвели события накануне выборов – я имею в виду кампанию против Андрея Нэстасе…
Валериу Василикэ: Мне бы очень хотелось в это верить – но не знаю, может ли какая-то деталь, даже самая важная, изменить картину столь радикально. Картина ко второму туру полностью изменилась, и лично мне чисто по-человечески хотелось бы верить, что это коварное нападение возымело обратный эффект, ведь очень многим стало элементарно стыдно – и за прослушки, и за ту статую…
Мне хочется верить, что многие испытали чувство стыда – даже не возмущения, не негодования, а именно стыда за то, что такое вообще возможно, что кто-то где-то в каком-то «штабе» мог «распланировать» подобный ход, потратить много денег и ресурсов на такие предвыборные приемы.
Пригороды для столицы всегда были тем же, что и диаспора для парламентских и президентских выборов
Свободная Европа: Поговорим о явке. На этих выборах явка была рекордно низкой после 2011 года. Чем объясняется абсентеизм, что это – бойкот, протест, разочарование?
Валериу Василикэ: Я думаю, речь идет о самом элементарном абсентеизме. Молдаван, в том числе кишиневцев, действительно стало меньше.
Свободная Европа: Отток электората?
Валериу Василикэ: Отток электората, активного, сознательного электората, который понимает значение каждого голоса. Других причин быть не может.
Свободная Европа: Массовое присутствие кандидатов-спойлеров тоже повлияло на итоги?
Валериу Василикэ: Разумеется, причин могло быть множество, и первое ощущение, когда я, как и вы, допоздна следил за результатами подсчета голов, было именно такое – было и определенное психологического давление. Люди действительно позволяют собой управлять, манипулировать, как бывало и прежде, в противном случае они должны были прийидти на выборы. С другой стороны, надо сказать, что абсентеизм в некотором роде показал и другую сторону медали: те, кто пришли на избирательные участки, сделали осознанный выбор.
Следовательно, можно говорить о наличии ядра, части электората, которая понимает значение участия в голосовании, понимает, что, если не ходить на выборы, ты теряешь моральное право жаловаться, возмущаться и требовать… Ядро избирателей, принявших участие в выборах, составили вполне сознательные граждане. И по левому сегменту, сегменту ПСРМ, и на правом фланге, на стороне Андрея Нэстасе, люди вышли голосовать осознанно.
Думаю, что политики и их команды захотят использовать разрыв и постараются расколоть людей еще больше
Свободная Европа: Пригороды на избирательные участки не вышли, г-н Василикэ, и этот момент вызывает определенные вопросы. Пригороды всегда голосовали против левых, возможны ли какие-то пируэты во втором туре? Надо ли рассматривать это как сигнал какого-то пересмотра позиций избирателей? Ведь всегда пригороды давали какой-то явный перевес…
Валериу Василикэ: Да, разумеется, помню. Я бы пошел дальше с этим сравнением. Пригороды для столицы всегда были тем же, что и диаспора для парламентских и президентских выборов. А сейчас, скажу не без грусти, пригороды показали даже немного меньший результат, чем в среднем. Возможно, во втором туре люди встряхнутся и сумеют капитализировать результаты первого тура, который, по моему мнению, доказал, что можно что-то изменить, можно что-то сделать. Просто надо собраться и что-то сделать, если ты на что-то рассчитываешь. Смотрите: если иметь позицию и не сидеть дома, то не всегда прокрученные в офисах сценарии воплощаются в жизнь.
Свободная Европа: Кишинев останется полем геополитической битвы, по крайней мере, еще на год, говорит Сильвия Раду, которая признала поражение. Делать какие-то выводы – ее право. А вы как расцениваете перспективы, которые открываются после первого тура?
В воскресенье вечером появилась уверенность в том, что существует и другая сила
Валериу Василикэ: Я считаю, что выбор действительно был политическим. Учитывая обрисованную выше картину – предельно четкий сегмент сторонников левых, включая политические и геополитические взгляды, и не менее четкий сегмент электората, разделяющего политические и геополитические взгляды правых. Провосточные настроения в одном случае – и проевропейские в другом. Я думаю, такой расклад сохранится, и я думаю, что это разделение общества углубится. А еще я думаю, что политики и их команды захотят использовать этот разрыв и постараются расколоть людей еще больше.
Очень мало политиков, в том числе нынешние кандидаты, проявляли заботу и о других категориях населения – помимо тех, на которые они конкретно рассчитывали. По моему мнению, только один-два кандидата, не набравших достаточного числа голосов, обращались ко всему спектру избирателей, остальные спекулировали – в хорошем или не самом хорошем смысле этого слова – в плане разделения общества.
Свободная Европа: Разделяете ли вы точку зрения тех, кто считает, что этот результат вселяет надежду на то, что появилась альтернатива, способная нанести удар по системе и режиму?
Валериу Василикэ: Я считаю, что еще в воскресенье вечером появилась уверенность в том, что существует и другая сила; и эта уверенность проявляется не только в самой Республике Молдова, надеюсь, немного под иным углом зрения посмотрят на ситуацию и наши внешние партнеры, потому что, как я понимаю, они работают именно с той властью, которую выбрал народ.
«Мы работаем, – говорят внешние партнеры, – с теми, кто победил на выборах и кто реально управляет страной». Они не могут выбирать, с кем работать, и сотрудничают всегда только с властью. Сейчас, возможно, внешние партнеры получат немного больше уверенности в том, что существуют и другие силы, вполне реальные. Тем более, что эта альтернативная сила повторила то, что произошло на президентских выборах, когда оппозиция в лице Майи Санду, не располагая практически никакими ресурсами и вынужденная противостоять нападкам со всех сторон, доказала, в конечном счете, что она – реальная альтернатива.
Власть начнет лихорадочно искать – если она уже не нашла – вариант воздействия на эти выборы
Свободная Европа: Аналитики гадают, кому отойдут голоса Сильвии Раду, это сейчас важно…
Валериу Василикэ: Да, разумеется, очень важно.
Свободная Европа: И ваш вариант?..
Валериу Василикэ: Вариантов, возможно, несколько, но надо учесть, действительно ли Сильвия Раду была чьим-то проектом…
Свободная Европа: Проектом власти, вы имеете в виду?
Валериу Василикэ: Да, да, и еще раз да! Если она действительно была независимым кандидатом, ее голоса должны, как минимум, разделиться почти поровну между двумя кандидатами, прошедшими во второй тур. Если же Сильвия Раду является, например, ставленником власти, то логично предположить, что Андрею Нэстасе достанется меньше голосов, чем Иону Чебану, если вообще не повторится ситуация с Майей Санду и Игорем Додоном на президентских выборах.
Свободная Европа: И в завершение – как, по вашему мнению, сыграет государство?
Валериу Василикэ: Как сыграет государство?
Свободная Европа: Да. Можно ждать каких-то новых тактик, отличных от прежних?
Валериу Василикэ: Позвольте одно уточнение: кого вы имеете в виду, говоря о государстве?
Свободная Европа: Власть, естественно.
Валериу Василикэ: Ну, власть начнет лихорадочно искать – если она уже не нашла – вариант воздействия на эти выборы в свою пользу, потому что смириться с поражением она не готова.