Вячеслав Ионицэ: «Скоро все порядочные производители молочной продукции и соков исчезнут»

Эксперт IDIS Viitorul — о нелояльной конкуренции в Молдове

Только-только отгремел скандал с молочной продукцией, как появились новые шокирующие данные. Эксперт Института развития и социальных инициатив Viitorul Вячеслав Ионицэ утверждает, исходя из итогов собственного расследования, около 95% соков не соответствуют описанию на этикетке.

Свободная Европа: Вы провели собственное расследование, которое позволило констатировать, что почти все соки, которые предлагает нам коммерческая сеть, не имеют ничего общего с натуральной продукцией. На чем основаны ваши заключения – и каким должен быть натуральный сок?

Вячеслав Ионицэ: Соки могут быть самыми разными, и на этот счет у нас, к счастью, есть отличное законодательство. Еще в 2010 году правительство одобрило документ, в котором исчерпывающе и внятно указано, какие у нас есть соки – нектары, натуральные соки, и так далее.

Если хотите проверить, сделайте, как я: пройдитесь по всей сети крупных магазинов, посмотрите ассортимент

С нашей точки зрения, соки делятся на две группы: концентрированные и свежевыжатые, полученные методом прямого отжима. Когда мы заходим в магазин, то мы уверены, что концентрат нам не подсунут. Концентрат – это тоже продукт из сока, добавки там запрещены, есть и наши отечественные концентраты, но в значительной степени они импортируются. Добавляется молдавская вода – и продается это как соки.

Но здесь мы должны ясно понимать: у нас есть производители, которые делают соки методом прямого отжима, не из концентратов. А речь идет о том, что наш рынок напичкан концентратами, и никто и понятия об этом не имел, несмотря на то, что закон обязывает производителя указать крупными буквами, такими же, как и название продукта, на лицевой стороне упаковки, что это концентрат. Но никто этого не делает.

У нас очень много производителей натуральных соков. Я все-таки буду говорить о натуральных соках и концентратах, так как с научной точки зрения существует множество нюансов, но для рядового покупателя так понятнее.

Итак, натуральные соки и концентраты. Многие наши производители не маркируют концентрированные соки, и это вводит в заблуждение потребителя. На прилавках магазинов соки из концентратов продаются по цене натуральных. В этом и проблема: у нас много производителей натуральных соков, но их продукцию днем с огнем не сыщешь.

Если хотите проверить, сделайте, как я: пройдитесь по всей сети крупных магазинов, посмотрите ассортимент соков на витринах 5-7-метровой длины, и вы не найдете ни одного сока с маркировкой «метод прямого отжима». В 90-95% случаев на полках вы отыщете лишь концентрированные соки. И это, по сути, расшатывает все устои нашей экономики. Отпадает необходимость в нескольких звеньях технологической цепи.

Ненужным становится крестьянин, который выращивает яблоки. Не нужно вырабатывать свежеотжатый яблочный сок, продавать его в магазинах. Зачем это делать, если можно завести откуда-то концентрат, который дешевле (не буду называть страну, я примерно ее знаю, но не буду заниматься антирекламой). Привез концентрат, добавил воду, расставил по полкам… Нет, я не хочу сказать, что концентрированные соки плохие…

Свободная Европа: Значит, они не вредные, просто это не совсем то, за что их выдают?

Вячеслав Ионицэ: Я не ANSA [Национальное агентство по безопасности пищевых продуктов]. ANSA должно смотреть, вредно это или нет. Меня интересует конкретный момент, и я обратился и в Агентство по защите потребителей, и в ANSA с просьбой разъяснить мне требования закона относительно производителей и импортеров, потому что здесь речь идет и об импортерах.

Нечистоплотные производители, обманывающие покупателей, уничтожают честных производителей

Единственный импортер, которого нам удалось найти – фирма из Германии, и на поставляемой ею продукции четко указано, выработан ли сок путем прямого отжима, то есть является натуральным продуктом, или – и это написано крупными буквами – это концентрат. Признаюсь, немцы меня немного удивили, они все пишут честно, точно по закону: «концентрат». И никто не ставит этот факт под сомнение: хочешь – покупаешь сок подешевле, хочешь – берешь подороже. У нас же подобные «мелочи» игнорируются. Тем самым закон грубо нарушается.

Закон предельно ясно предусматривает нормативы по шрифту, его размеру, тому, где и как нужно информировать покупателя. А у нас ни один потребитель не информирован. Те, кто слушает нас по радио, я уверен, будут шокированы, узнав, что эти соки, которые они пили как натуральные, на самом деле являются концентратами, смешанными с водой. Проведите небольшой эксперимент, пойдите в магазин и внимательно посмотрите, на каких соках написано «концентрат», а на каких «свежевыжатый», «прямой отжим». Уверяю вас, свежие соки придется искать долго! Почему? Не потому, что производители не хотят их выпускать, просто они не очень востребованы.

Свободная Европа: Вы выступаете с обвинениями в адрес производителей соков и импортеров, которые вместо натуральных соков, полученных методов прямого отжима, используют концентраты. Как вы пришли к этим выводам?

Вячеслав Ионицэ: Очень просто. Если исходить из объема работы, то эта работа достаточно емкая – и об этом нам должно было сказать Агентство по безопасности пищевых продуктов. Я зашел в разные торговые сети и проверил абсолютно все соки. Так что метод не самый научный... И сейчас, поскольку вы задали этот вопрос, я должен сказать совершенно определенно: речь идет не только о местных производителях, это касается абсолютно всех, кто завозит соки в Молдову, за исключением одной-единственной компании, как я уже говорил. Все остальные закон нарушают.

Я не хочу сказать, плохо это или хорошо, свою оценку должно давать ANSA, но закон четко определяет, что потребителя необходимо информировать о том, концентрированный это сок или натуральный. Соблюдается закон или нет – это уже серьезно. Проблема у нас одна: потребитель не получает должной информации, и это очевидно.

Свободная Европа: Какие государственные институты должны информировать покупателей, и если ситуация такая, как вы говорите, то кто должен принять соответствующие меры?

Агентство по защите потребителей обязано быть нашим «прокурором»

Вячеслав Ионицэ: Первое – это Агентство по безопасности пищевых продуктов, которое обязано проверять, насколько безвреден тот или иной продукт. Очень сожалею, что компетенции Агентства по защите потребителей в последнее время некоторым образом были ограничены. Я посмотрел законодательство и заметил, что так же сужены возможности для вмешательства Совета по конкуренции, – а ведь именно Совет по конкуренции обязан в таких случаях реагировать. Почему? Потому что нечистоплотные производители, обманывающие покупателей, уничтожают честных производителей.

У нас очень скоро исчезнут вообще все порядочные производители – и молочной продукции, и соков, по той простой причине, что их задушит нелояльная конкуренция. Бессовестные производители обманывают покупателя, изворачиваются – и это делает их более конкурентоспособными. Не потому, что они лучше, эффективнее, не потому, что их менеджмент на голову выше, или качеством продукции они любому дадут фору. Они берут наглым обманом. И здесь у Совета по конкуренции, увы, очень ограниченные полномочия. Думаю, им следует незамедлительно внести в парламент законодательную инициативу о расширении своих полномочий, потому что они действительно связаны по рукам и ногам, и закон почти не позволяет им вмешиваться.

Думаю, именно на фоне этого скандала правительство предложило минэкономики пересмотреть Регламент Агентства по защите потребителей в том смысле, чтобы реагировать не только на жалобы потребителя, как это происходит сегодня, но и предпринимать упреждающие действия. Иными словами, не реагировать постфактум, а выявлять риски на рынке и предупреждать их. Сейчас у них такой возможности нет.

Свободная Европа: Вы даете понять, что сейчас эти органы могут реагировать лишь после поступления жалоб?

Вячеслав Ионицэ: ANSA располагает такими компетенциями, Агентство просто обязано постоянно держать руку на пульсе. Почему оно не выполняет свои обязанности – это уже вам предстоит выяснять.

Помимо ANSA, есть еще две большие проблемы, одно связано с Агентством по защите потребителей, которое обязано быть нашим «прокурором». Агентство является «прокурором» с точки зрения потребителей, и его представители должны, в двух словах, ходить по рынку, проверять и выявлять.

Мы, потребители, иногда даже не отдаем себе отчета в отношении многих вещей, нам неоткуда знать все тонкости. И в этом случае, чтобы не ждать появления покупателя, который заметил то или иное нарушение, Агентство должно взять на себя роль постоянного покупателя, который идет на рынок и проверяет, что там к чему.

Одно дело – сок натуральный, свежего отжима, и другое дело – концентрат с добавлением воды и ароматизаторов

Сейчас министерство вышло с этой инициативой, которую можно только приветствовать. Думаю, после того, как разразилась вся эта шумиха, они убедились, что эта структура не вмешивалась, поскольку не имела ни прав, ни полномочий. И в Совете по конкуренции крайне расплывчато сформулировано понятие нелояльной конкуренции. В итоге, очень трудно понять, есть ли вообще нарушение закона.

Свободная Европа: А как вы поступили с полученными данными? Направили их компетентным органам?

Вячеслав Ионицэ: Да, в ANSA. Жду от них ответа, какие меры предприняты. Обратился и в Агентство по защите потребителей, несмотря на то, что в настоящий момент их компетенции в сфере продовольствия сильно ограничены… Знаете, ANSA должно заниматься вредными продуктами, но может случиться так, что для здоровья продукт не представляет никакой опасности, а единственная проблема – в том, что покупателя обманывают, вместо одного продукта подсовывают другой. Необязательно более низкого качества – просто другой. Как и происходит в случае с натуральным и концентрированным соком.

Свободная Европа: Тем не менее, в чем-то один из них уступает другому?

Вячеслав Ионицэ: Разумеется, они не одинаковые, все прекрасно понимают, что одно дело – сок натуральный, свежего отжима, и другое дело – концентрат с добавлением воды, с добавлением ароматизаторов. Понимаете, сейчас мы пьем концентраты с водой и ароматизаторами, плюс сахароза… В законодательстве предельно четко прописано, какой сахар можно добавлять, какой ароматизатор – абсолютно все. ANSA должно теперь дать ответы на все эти вопросы. Но серьезнее всего то, что, по сути, подобная нелояльная практика уничтожает местных производителей, а Совет по конкуренции не может вмешиваться. Так что необходимо расширить его полномочия.