Из АП в прокуратуру. Как решилась судьба дела турецких учителей 

Протест против экстрадиции турецких учителей перед парламентом Республики Молдова, 7 сентября 2018 г.

В деле о незаконной высылке турецких учителей наметились важные изменения. Апелляционная палата (АП) приняла беспрецедентное решение, вернув дело экс-главы Службы информации и безопасности (СИБ) Василия Ботнаря в прокуратуру.

Корреспондент Europa Liberă был на всех заседаниях АП и рассказывает, что выяснилось после того, как дело рассекретили.

6 сентября 2018 года семерых сотрудников сети молдо-турецких лицеев Orizont задержали сотрудники СИБа. В тот же день их отправили в Турцию на чартерном рейсе и прямо из самолета передали местным спецслужбам. Те распределили учителей по тюрьмам в разных городах страны. В течение полугода им вынесли приговоры: от шести до 12 лет лишения свободы. По версии турецких властей, учителя были связанны с проповедником Фетхуллахом Гюленом и попыткой госпереворота в Турции летом 2016 года.

Выдворение учителей подняло волну возмущения в Молдове. Гражданское общество протестовало, а более 20 правозащитных организаций обратились в прокуратуру и парламент, потребовав разъяснений. В прокуратуре завели уголовный процесс, но оснований, чтобы начать уголовное дело не нашли. Летом 2019 года Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) признал Молдову виновной в нарушении прав турецких учителей. ЕСПЧ обязал правительство выплатить семьям учителей по 25 тыс. евро.

Засекреченное расследование

Решение ЕСПЧ стало поводом для того, чтобы осенью 2019 года прокуратура возобновила расследование. Первыми обвиняемыми в этом деле стали два бывших замдиректора СИБа Александр Балан и Александр Балтага, а также тогдашняя глава Бюро миграции и убежища Ольга Поалелунжь. Дело в том, что большинство учителей запросили убежища в Молдове, так как боялись политического преследования в Турции. Бюро им отказало в предоставлении убежища.

В феврале 2020 года стало известно, что всех троих вывели из-под уголовного преследования. Обвинения в злоупотреблении полномочиями предъявили Василию Ботнарю. Прокуратура официально сообщила, что дело передали в суд, умолчав о том, что дело засекретили еще на этапе уголовного процесса в 2018 году. Расследование 2019 года и рассмотрение дела в суде продолжилось в секретном режиме. Информацию о заседаниях и приговоре тщательно скрывали.

Иллюстрация: Василий Ботнарь в зале суда

О приговоре Ботнарю стало известно случайно. В сентябре 2020 года генпрокурор Александр Стояногло в эфире телепередачи сообщил, что Ботнаря приговорили к «нереальной мере наказания». На фоне неутихающего неделю скандала суд Буюкан опубликовал несколько абзацев из приговора. Выяснилось, что судья Андрей Никулча признал Ботнаря виновным в злоупотреблении служебным положением и оштрафовал на 88 тыс. леев. Также Ботнарь заплатил компенсации: €125 тыс. Минфину (за проигрыш Молдовы в ЕСПЧ) и 348 тыс. леев СИБу (за аренду чартерного рейса, на котором учителей оправили в Турцию).

Так как дело было засекречено, в Генрокуратуре не знали всех деталей и инициировали служебную проверку прокурора Кишиневской прокуратуры Виктор Плугару. У прокуратуры «возникли подозрения» из-за того, что он не обжаловал приговор, не привлек как потерпевших по делу родственников высланных учителей, и не добился того, чтобы, как минимум оглашение приговора было публичным. Проверка, однако, не выявила нарушений в действиях прокурора. О ее результат также не сообщили публично.

Второй шанс

Галина Тюфекчи жена одного из высланных учителей

Спустя несколько дней после того, как информацию о приговоре Ботнаря обнародовали жена одного из высланных турецких учителей Галина Тюфекчи потребовала пересмотреть дело. Хотя срок обжалования истек, ее адвокат, Вадим Виеру утверждал, что срок обжалования необходимо считать с момента, как Галина Тюфекчи узнала о приговоре.

В ноябре 2020 года Апелляционная палата приняла жалобу к рассмотрению, но все осложняло то, что ни у Вадима Виеру, ни у Галины Тюфекчи не было доступа к гостайне. Заседания фактически невозможно было проводить.

Летом 2022 года Вадим Виеру добился того, чтобы прокуратура рассекретила материалы дела. Из них выяснилось, что решение о выдворении учителей, якобы принял лично Ботнарь, который объяснил это тем, что хотел обеспечить безопасность страны. В суде дело рассматривали по упрощенной процедуре, так как Ботнарь признал вину. Он подтвердил, что нарушил один из внутренних регламентов СИБ: учителей выдворили, до того, как об этом попросило Бюро миграции. Из рассекреченных документов выяснилось, что Галину Тюфеки сначала признали потерпевшей по делу, а потом исключили из списка. Зато, потерпевшими признали Минфин и СИБ. Материалы дел, которые СИБ вел против учителей, так и остались засекреченными.

### Vezi și... ### «Пострадал семейный бюджет». Как жена Ботнаря требует оправдать его по делу турецких учителей

«Приставили пистолет к голове»

Фактически, судьба дела решилась за несколько заседаний, которые растянулись на пять месяцев. 23 сентября 2022 года судьи Апелляционной палаты: Игорь Мыныскуртэ, Оксана Робу и Геннадий Морозан, одобрили ходатайство прокурора Владислава Харти о проведении заседаний в открытом режиме.

На заседании АП 17 ноября выяснилось, что апелляционные жалобы подали жена Ботнаря Наталья и житель села Мэгдэчешты Криулянского района Николай Вакаренко. Оба потребовали оправдать Василия Ботнаря.

Судейская коллегия в составе Игоря Мынаскурта, Оксаны Робу и Геннадия Морозана

В своей апелляционной жалобе Николай Вакаренко не объяснил, какое отношение он имеет к Ботнарю и делу турецких учителей. Вакаренко сообщил, что, узнав из прессы о том, что материалы дела засекретили, пришел к выводу, что «нарушили его законные интересы».

Также Вакаренко посчитал, что после осуждения Ботнаря «ни один сотрудник СИБ не посмеет проявить инициативу». Из-за новых апелляционных жалоб судьи не смогли провести заседание. Они вызвали на 15 декабря обоих заявителей, чтобы они выступили в зале суда.

Наталья Ботнарь, жена Василия Ботнаря

На следующее заседание в суд пришла только Наталья Ботнарь. Вакаренко сообщил, что отзывает апелляционное заявление. Выступая в суде, Наталья Ботнарь рассказала, что ее права пострадали, так как ее муж выплатил штраф и компенсации из семейного бюджета. «После того, как дело рассекретили, Василий объяснил мне, за что приговорили. Считаю, приговор незаконным», — подчеркнула она.

Галина Тюфекчи рассказала, что в 2018 году сотрудники СИБа ворвались в ее дом и не объясняя ничего увели ее мужа. «Мне приставили пистолет к голове», — рассказала она. Она подчеркнула, что ее дети пятый год растут без отца. «И это не только мои, но и другие семьи пострадали», — сказала Галина Тюфекчи. Она сообщила, что пять лет обращается в различные правоохранительные органы требуя объяснить за что ее мужа выслали из страны.

«В чем виноват мой муж, в чем виновата я? Все эти пять лет я слышу, что он [Ботнарь] защищал безопасность Молдовы. Уверена, он не Молдову защищал, а свои личные интересы», — сказала Галина Тюфекчи.

Прения сторон

На заседании 17 января 2023 года прокурор Владислав Харти заявил, что дело необходимо вернуть на пересмотр из-за процессуальных нарушений, допущенных при рассмотрении дела в суде первой инстанции. В частности, судья Андрей Никулча проводил закрытые заседания, хотя не вынес постановление о том, чтобы сделать слушания закрытыми.

На всех заседаниях Василий Ботнарь был немногословен. Он отказывался общаться с журналистами. Все же, на одном из заседаний, он сообщил судьям, «что признал вину под общественным и политическим давлением». Выступая с последним словом 16 февраля Ботнарь уложился в 5 секунд, отметив, что обе апелляционные жалобы необходимо отклонить.

### Vezi și... ### «Решение откроет ящик Пандоры». Как в деле экс-главы СИБ Ботнаря судей «запугивали» Шором 

Настоящая процессуальная битва все это время шла между адвокатами Вадимом Виеру и Василием Никоарэ, который представляет интересы Ботнаря. Адвокат Виеру настаивал на том, что «прокуратура действовала со злым умыслом по отношению к Галине Тюфекчи»: ее незаконно исключили из списка потерпевших и не уведомили об этом, не дали возможности заявить отвод прокурору Плугару и судье Никулче, к которым у нее не было доверия.

Адвокат Никоарэ настаивал на том, чтобы апелляционную жалобу Галины Тюфекчи отклонили, как необоснованную, или, как запоздалую. Он утверждал, что если судьи вернут дело на пересмотр, то это «откроет ящик Пандоры». Адвокат считает, что на этом этапе закон не дает возможность Галине Тюфекчи требовать, чтобы ее признали потерпевшей, так как ее исключили из дела, еще на этапе следствия. К тому, же, адвокат подчеркнул, что Ботнарь уже исполнил приговор, а пересмотр дела нарушит его права и даст возможность обратиться в ЕСПЧ.

Что решила АП

Апелляционная палата огласила решение вечером 16 февраля. Судьи отклонили апелляционные жалобы Галины Тюфекчи и Натальи Ботнарь. При этом судьи отменили решение прокуроров об исключении Галины Тюфекчи из списка потерпевших. Само дело судьи постановили вернуть в прокуратуру Кишинева, чтобы исправить нарушение прав Галины Тюфекчи. Мотивировочную часть решения со всеми подробностями огласят 18 апреля.

Адвокат Вадим Виеру в беседе с Europa Liberă отметил, что это решение не является окончательным, и у противоположной стороны есть возможность обратиться в Высшую судебную палату. Он рассказал, что дело смогут передать в прокуратуру, только после того, как судьи огласят мотивировочное решение. По его словам, если дело вернется в прокуратуру, у прокуроров будет возможность исправить все процессуальные нарушения. Он не исключил, что в этом случае в деле могут появиться новые фигуранты.

### Vezi și... ### Экс-главу СИБ Ботнаря ждет другой приговор? АП вернула дело турецких учителей в прокуратуру