В Москве среди тех, кто отбывает арест в спецприемнике в Сахарове, могут быть и те, кто был задержан не во время акций протеста 23 или 31 января, а уже после них. Российские власти в столице начали находить участников акций протеста с помощью камер уличного наблюдения с системой распознавания лиц, задержанным суды тоже назначают арестные сроки.
Your browser doesn’t support HTML5
"Прошли турникеты, спускаемся по эскалатору, прям в конце эскалатора стоят 5-6 полицейских, говорят, что вот, вы задержаны. Я говорю: "В чем дело?" [Отвечают]: "Надо проверить, не находитесь ли вы в уголовном розыске".
Оператор Георгий Малец описывает задержание в метро днем 31 января. Утром в этот день в квартиру его родителей, где он прописан, приходил участковый.
"Я говорю: "В чем дело?" [Отвечают]: "Будем вас проверять на участие в митинге 23-го". Я еще раз им сказал, что я журналист, есть вот редзадание, вот новое, я им все показываю. Они говорят: "Сейчас будем проверять". И мне объяснили, что просто нашли по камерам и я подозреваюсь как участник митинга – это все говорили", – рассказывает Георгий Малец.
Кроме журналиста в отделе полиции по Тверскому району Москвы были еще несколько человек, задержанных на входе в метро "Пушкинская". В этот день акции протеста на площади не было.
"По разговорам людей, которые там сидели, я понял, что человек пять из них тоже задержали по камерам, тоже где-то на Пушкинской, Тверской, где-то в этом месте. Что они были либо на митинге 23-го, либо мимо проходили. И что их нашли так же по камерам, так же подошли, кто-то сидел в машине два часа, их всех нашли и тоже проверяют как участников или не участников 23 числа", – продолжает Георгий.
Камеры видеонаблюдения в центре Москвы – почти на каждом перекрестке. Но во время акций протеста их становится еще больше.
31 января – в день второй в этом году акции в поддержку Алексея Навального – силовики задерживали людей по всей Москве. О задержании на станции метро "Тимирязевская" рассказал бывший фигурант "московского дела" Сергей Абаничев, который почти целый день провел за городом и вернулся в Москву только вечером. Также в метро, но на "Бауманской", задержали мужа политолога Екатерины Шульман. Рядом с домом был задержан журналист Камиль Галеев – он в итоге получил 10 суток ареста, рассказывает его адвокат.
"Его арестовали как участника митинга 31-го в воскресенье в 8 утра около дома, опознав его по фотографиям на камерах уличного наблюдения. Камеры фиксируют все лица в достаточно хорошем разрешении. Сопоставив фотографию на улице с базой данных, можно всегда найти конкретного человека, который находился в данном месте, и применить к нему эти репрессии. Иначе я не могу это назвать – это репрессии", – говорит адвокат Михаил Бирюков.
На март прошлого года, по данным московской мэрии, в городе было установлено 178 тысяч камер наружного наблюдения – это почти 70 камер на каждый квадратный километр. Адвокат Галеева Михаил Бирюков утверждает, что сейчас в материалах дел против участников митингов 23 и 31 января есть в том числе фотографии из социальных сетей, которые тоже пополнили базу данных системы распознавания лиц.
"Контакт предоставляет все данные пользователей, включая скрытые от посторонних лиц, включая все архивы. Пользователь "ВКонтакте" как на ладони перед сотрудниками правоохранительных органов", – продолжает Бирюков.
Когда-то именно на основе анализа аватарок в соцсети "ВКонтакте" в России было создано первое из известных приложений по распознаванию лиц – оно называлось FindFace, его алгоритм работы считался лучшим в мире. Приложение создала компания NtechLab. C середины 2018 года приложение стало недоступно для обычных пользователей.
NtechLab стал предлагать свой продукт только государству и бизнесу: среди партнеров на сайте указаны МВД России и департамент информационных технологий Москвы. В интервью Настоящему Времени в сентябре 2019 года в компании этого не скрывали.
"Эти подразделения, эти структуры – наши основные заказчики. Наши основные проекты реализованы вместе с департаментом информационных технологий Москвы. Сейчас мы работаем не только в Москве, но и в других регионах. Есть несколько пилотов в крупных регионах России, но, к сожалению, мы пока не можем их публично называть", – сказал генеральный директор NtechLab Александр Минин.
В 2019 году власти Москвы камеры с распознаванием лиц использовали для поиска фигурантов "московского дела". Сергея Абаничева, бросившего бумажный стаканчик во время акции протеста, вычислили именно по камерам в рамках расследования уголовного дела о массовых беспорядках, которое позже закрыли, а Абаничева отпустили. С началом эпидемии COVID-19 власти Москвы заявили, что будут использовать данные с камер, чтобы штрафовать нарушивших карантин. Сумма штрафов, выписанных благодаря камерам, неизвестна. Адвокат Михаил Бирюков говорит, что камеры для назначения административных арестов участникам акций протеста власти используют впервые.
"Любого из участников митингов последних дней можно вычислить по этим камерам и привлечь к административной ответственности, – отмечает Бирюков. – Мы находимся в ситуации, в которой любой наш шаг оставляет следы не только в социальных сетях, но и архивах спецслужб. И эти архивы всегда могут быть подняты и использованы для привлечения к уголовной ответственности. Это новая реальность, в которой мы живем".