Сделка Кишинева с Тирасполем — стабильность и для Украины, но проиграли в ней все 

Центральная площадь Тирасполя

Договор Кишинева и Тирасполя, который дает первым больше газа, а вторым – дешевую электроэнергию, многие на правом берегу восприняли в штыки.

Бывший член экспертного совета министерства энергетики Украины Геннадий Рябцев объяснил Europa Liberă, почему в этой сделке проиграли все, хотя она и принесет относительную стабильность в энергосистеме региона.

Кишиневские власти, месяц назад впервые закупившие электроэнергию с запада (Румынии), объявили об энергетической независимости от непризнанного Приднестровья.

Все для того, чтобы в начале декабря перенаправить весь российский газ на левый берег и взамен получать сравнительно дешевое электричество у российской компании Интер РАО, которая контролирует в Приднестровье Молдавскую ГРЭС.

### Vezi și... ### Кто будет платить за газ: Кишинев или Тирасполь? А что, если не заплатит никто?

«Выгоды в этой сделке нет ни у кого»

В Кишиневе возврат к старой зависимости от России назвали «рациональным выходом из ситуации» и «решением, которое обеспечит стране стабильность, предсказуемость и лучшую цену на электроэнергию».

В Украине на это соглашение смотрят иначе.

Эксперт по энергетике и заместитель директора научно-технического центра «Психея» в Киеве Геннадий Рябцев объяснил, что Кишинев выбрал «меньшее из зол», которое, если не решает проблему, дает возможность хотя бы временно к ней не возвращаться в таких сложных условиях.

### Vezi și... ### «Умеренные ожидания». Кишинев предложил Тирасполю 5 сценариев касательно Молдавской ГРЭС

«Выгоды в этой сделке нет ни у кого. В проигрыше здесь и политики Молдовы, которые говорили об обеспечении своей энергетической самодостаточности, в проигрыше Украина. Мы вынуждены пользоваться услугами непризнанного образования. В проигрыше и Приднестровье, которое рассчитывало на более высокую цену, как у Румынии, допустим», — сказал Рябцев в интервью молдавской службе Радио Свобода.

Несмотря на все минусы, это помогает обеспечить хоть какую-то стабильность или устойчивость энергетической системы региона, считает он.

«Все стороны или, как минимум, Киев и Кишинев пошли на это ради надежности работы вот этой системы, которая, к сожалению для нынешних обстоятельств, физически связывает Молдову и Украину», — считает Геннадий Рябцев.

В одесскую область электроэнергия другим способом, чем через территорию Молдовы и Молдавскую ГРЭС, поставлять невозможно. Поэтому, говорит эксперт, каждая украинская область должна иметь большое количество собственных источников генерации, а не зависеть от одного источника, производящего энергию на несколько регионов.

Контекст

  • Договор между властями на обоих берегах Днестра возмутил выступавших за более настойчивую политику в отношение непризнанного региона. О сделке сообщили в воскресенье, спустя несколько дней после прошедших в Кишиневе переговоров по линии урегулирования.
  • Министр инфраструктуры Андрей Спыну признал, что сделал недостаточно для того, чтобы сообщить все детали. Спустя несколько дней в поддержку соглашения с Тирасполем высказались посол США в Молдове Кент Логсдон и европейское энергетическое сообщество, которые видели в этом договоре решиение проблемы энергетического кризиса.
  • Молдова и Украина зависят друг от друга в энергетическом плане. Энергосистемы обеих стран связаны, поэтому обстрелы энергетической инфраструктуры в Украине автоматически приводят к отключениям электроэнергии в Молдове.