В России началось голосование о внесении поправок в Конституцию, оно продлится неделю. Избирателям предлагают утвердить 206 поправок в Основной закон, в том числе — о продлении срока полномочий президента Владимира Путина, или обнулении его президентских сроков. Корреспондент Свободной Европы Валентина Урсу побеседовала о новой российской Конституции с историком, бывшим послом Молдовы в РФ Анатолом Цэрану.
Свободная Европа: Вы когда-нибудь думали, что в Конституцию, в Основной закон Российской Федерации будут вноситься поправки из-за того, что Владимир Путин захочет остаться у власти?
Анатол Цэрану: Верховенство права в Российской Федерации — довольно расплывчатое понятие, и когда Конституция существует скорее для формальности, а не для того, чтобы ее положения касались реальной жизни российских граждан, тогда возможно все.
Было совершенно очевидно, что нынешнее ядро политического руководства в России выполняет свои функции исходя из интересов узкой группы лиц. И вообще, на постсоветском пространстве, по сути, политическая власть — это вид бизнеса, и это — самый прибыльный бизнес! А когда дело доходит до бизнеса, в ход идут любые методы.
Свободная Европа: И после нынешнего плебисцита, если поправки будут приняты, выходит, что Владимир Путин сможет остаться еще на один или два президентских мандата?
Анатол Цэрану: Можете и не сомневаться! Еще Иосиф Виссарионович Сталин говорил, что важно не то, как голосуют, а кто эти голоса считает. Это утверждение и подобная практика полностью применимы в отношении сегодняшней политической ситуации в России.
### Vezi și... ### Томас Кент: «Это война против демократии вообще. США — только одна из жертв»И если мы примем во внимание нынешнее состояние русского духа, я тут имею в виду российское общество в целом, то мы, безусловно, вправе говорить о весьма высокой вероятности того, что Путин продолжит исполнять свой президентский мандат. С учетом голосования большинства граждан — и если голосов не хватит, их добавят из «резервов», существующих в любом обществе с авторитарным режимом.
Свободная Европа: Многим интересно, что у Путина в голове?..
Анатол Цэрану: И многие люди, и — в первую очередь — лидеры ведущих государств мира задают этот вопрос: чего на самом деле хочет Путин? Укрепить собственную власть — и, таким образом, сохранить привилегии — и персональные, и той группы, которую он представляет? Или ко всем этим соображениям материального толка добавляются еще и другие соображения, которые вновь индуцированы тем, что мы называем «русским духом»? Или, говоря иначе, той внутренней жизнью обычного россиянина — того, кто всегда детерминировал пространство как историю, как традицию?..
В России — я говорю это еще и потому, что я там был послом!.. — люди часто готовы пожертвовать своим материальным положением только лишь ради того, чтобы получить признание в качестве сверхдержавы. И это поддельное чувство «величия государства» и народа культивировалось на протяжении веков.
Помните знаменитую фразу Путина: «Если в этом мире нет России, зачем такой мир?» Отсюда — и вся гигантомания, определяемая, в том числе, и той огромной территорией, которую занимает Россия. Все подобные вещи в том или ином виде есть в психологии русских, и в том числе — и мышлении тех, кто Россией руководит. Здесь кроется великая загадка, на которую в настоящее время не находят ответа многие политики и лидеры государств. Сводится ли все исключительно к персональному комфорту нынешних лидеров России? Или тут есть что-то еще, что иногда прорывается на поверхность?
Я считаю, что Россия никогда не уступит Крым
«Если в мире нет России, то зачем этот мир?» Подобная установка, если воспринимать ее всерьез, будет означать, что лидер страны с огромным ядерным потенциалом готов использовать этот потенциал в ущерб человечеству — и только для того, чтобы сохранить то, что он называет «величием России». Тут все очень сложно. А иногда — и трагично...
Свободная Европа: Но экономическая ситуация в Российской Федерации ухудшается, а Кремль оказывает поддержку многим сепаратистским регионам на постсоветском пространстве. Что будет дальше с этими анклавами?
Анатол Цэрану: Кремль будет продолжать их поддерживать. Это русская традиция. Помните? — советские люди жили довольно тяжело, но им приходилось тратить баснословные суммы на поддержку клептократических режимов в самых разных частях света, на поддержку, фактически, обанкротившихся режимов. И, как только распался Советский Союз, подавляющее большинство из них лопнули!
Современная Россия наследует эту традицию. Путин говорил о распаде Советского Союза как об одной из величайших трагедий или драм ХХ века. Они и сегодня ведут разговоры про СССР, с ностальгией вспоминая времена Советского Союза. И несмотря на то, что они иногда позволяют себе критиковать определенные аспекты советского образа жизни, в конечном итоге, Россия продолжает оставаться империей.
### Vezi și... ### Новые санкции против Си и Путина: остановит ли Запад автократов? (ВИДЕО)
Свободная Европа: Так хватил ли у нее денег для поддержки сепаратистских регионов?
Анатол Цэрану: Эти расходы обеспечиваются за счет элементарных потребностей гражданина России, но поскольку гражданин России пока все это терпит, то почему бы политикам не использовать сложившуюся ситуацию? Почему им не продолжать маргинализировать гражданина России, почему им не продолжать культивацию реваншистских настроений, говоря о России как о великой державе?..
Здесь все сложно, и когда мы говорим о российской политике, она не вписывается в рамки логики, той, которую подразумевают европейцы или европейская цивилизация в целом. Чтобы понять это, нам необходимо использовать другой инструментарий.
### Vezi și... ### «Отношение к войне зависит от количества людей, потребляющих российскую пропаганду» (ВИДЕО)
Сейчас многие европейцы рассуждают о политической культуре Западной Европы. Они раздосадованы тем, что порой не находят ответов на самые элементарные, базовые вопросы о России, и они не могут отыскать оптимальных решений там, где им приходится взаимодействовать с Россией.
Свободная Европа: После аннексии Крыма против России были введены западные санкции. С другой стороны, похоже, что Кремль заинтересован в возобновлении сотрудничества с Западом. Чего ждать, и где возможны уступки?
Анатол Цэрану: Я считаю, что Россия никогда не уступит Крым. Возврат Крыма — это значит двигаться в направлении, противоположном тому, что зовется «русским духом». И я в российском обществе сейчас не вижу сильных политиков, которые могли бы прийти к власти и занять подобный политический курс.
Коллективный Запад — огромная мощь. Так что Россия воленс-ноленс вынуждена принимать в расчет и политику Запада
Свободная Европа: Так стоит ли ждать улучшения отношений России и Запада?
Анатол Цэрану: На определенных уровнях отношения могут улучшиться, но кардинальное восстановление этих отношений в ближайшем будущем весьма маловероятно. Конечно, многое зависит и от того, насколько принципиальными окажутся те, кто сегодня формирует политику на Западе, насколько быстро они будут действовать.
Но давайте не будем забывать, что основа Запада — частная собственность, а когда фундамент у вас — капиталистическая экономика, то во многих случаях преобладает то, что называется «экономической выгодой». И Россия очень умело на этом играет, воздействуя на конструкты сознания западной психологии. Впрочем, есть еще и другие вещи, которые в большей степени определяют политику Запада.
Это касается коммунитарной политики, когда интересы отдельных стран каким-либо образом нивелируются политикой, которая продвигается на уровне крупных сообществ, таких, как, например, Европейский союз или Соединенные Штаты. Они являются ведущей геополитической силой в современном мире, главенствующей силой.
### Vezi și... ### Андрей Мальгин: «Конечная цель этой пропаганды — чтобы единая Европа развалилась на куски» (ВИДЕО)
Так что капиталисты, безусловно, думают про экономическую выгоду, ориентируются на прибыль, но, в то же время, геополитика диктует им и другие правила игры. И они вынуждены следовать этим правилам, в том числе, и в отношении к России.
Этим объясняется гораздо более жесткий подход американцев, — по сравнению с подходом европейцев: Евросоюз на уровне сообществ не так сплочен, и тут многое зависит от решений, принятых национальными государствами. Следовательно, реакции европейской политики запаздывают, в то время как Соединенные Штаты гораздо более мобильны, а их реакция куда более оперативна. Но коллективный Запад, вне всяких сомнений, представляет собой огромную мощь. Так что Россия воленс-ноленс вынуждена принимать в расчет и политику Запада.