Linkuri accesibilitate

Игорь Мунтяну: «Для России чрезвычайно важно жонглировать прошлым ради собственной выгоды»


Архивное фото
Архивное фото

О Второй мировой войне, попытках переписывания истории и эксплуатации советских мифов в XXI веке

Директор IDIS Viitorul считает, что 8 мая в Кишиневе прошли «мобилизационные учения» тандема социалистов и демократов. Сначала социалисты отмечали День Победы праздничным салютом и концертом на Площади Великого национального собрания, в котором участвовали российские артисты. Затем, 9 мая, Демпартия развернула для ветеранов полевые кухни. В интервью Свободной Европе бывший посол Республики Молдова в США, директор Института развития и социальных инициатив (IDIS) Viitorul Игорь Мунтяну выразил сожаление в связи с политикой властей в отношении «попыток прославления Второй мировой войны».

Игорь Мунтяну: Мне, как жителю этого города, который буквально захлебывается в нескончаемых проблемах и бесконечных электоральных упражнениях, было немного дико увидеть, как эти мероприятия разворачиваются параллельно. У них созвучная повестка и много точек соприкосновения. Для нашего региона характерны интерпретации истории в пользу политического дискурса. Республика Молдова – постсоветское образование, и нередко влиятельные кремлевские круги, а также доморощенные политические игроки пытаются использовать культурные «войны» вокруг утерянной или вновь обретенной идентичности, спекулируя на основополагающих мифах советского государства.

И все это делается с единственной лишь целью – сформировать некую современную идентичность, которая даст возможность эксплуатировать публичную повестку ради собственной выгоды, ради конкретных геополитических целей, играя на культурных кодах стран региона. Нетрудно заметить, что все происходящее в России сильно влияет на маленькие и крайне уязвимые страны, такие, как Республика Молдова. В Украине российский дискурс эксплуатируется в меньшей степени из-за войны, которая началась в 2014 году и унесла уже десятки тысяч человеческих жизней. В Молдове же эти чисто советские попытки прославить Вторую мировую и свести все к тому, что мы были единственными победителями – с точки зрения определенных кремлевских кругов – используются все чаще. И, надо признать, что небезуспешно, ведь в мероприятиях приняли участие более 50 тыс. человек, и нет никаких попыток установить разграничение между полезным для Кремля дискурсом и официальной позицией Республики Молдова.

Можно сказать, что у Молдовы нет иммунитета в этом вопросе, хотя демократические силы, по идее, должны были бы развенчивать основополагающий российский миф, который приводит к демонизации оппонентов как на внешнем плане, так и на внутреннем. Потому что историческая память о победе во Второй мировой войне позволяет России мечтать о реванше, восстанавливать контроль над территориями, которые отошли к ней после войны. Разумеется, не принимаются в расчет такие «мелочи», как генетическая память коренного населения, его болезненные рефлексии о событиях прошлого.

Это своего рода усиленные мобилизационные учения для Партии социалистов в тандеме с Демпартией

Молчанием обходится тот факт, что отцы и деды многих из нас были мобилизованы в одну армию, а заканчивали войну уже в другой – в советской. Ни слова не говорится о ГУЛАГе и лагерях, о страданиях и бойнях после Второй мировой войны, спровоцированных yтеми, кто служил сталинскому режиму – или пришел ему на смену, навязав административно-командную систему, которая практически уничтожила весь цвет нации и внедрила свои щупальца во все госучреждения, созданные советским режимом для того, чтобы те представляли его интересы, а не интересы местного населения.

Бесконечны дискуссии о значении этой победы – 8 или 9 мая, но для Российской Федерации чрезвычайно важно жонглировать прошлым ради собственной выгоды. И нередко попытки культивации собственного превосходства через прошлое вырождаются в фарс. Например, акция «Бессмертный полк» используется как рычаг идеологического воспитания молодежи – детей, которым по четыре-пять лет, наряжают в солдатскую униформу, военные мундиры – вплоть до фуражек НКВД…

Свободная Европа: Это делается более демонстративно, чем прежде, – вам так не показалось?

Игорь Мунтяну: Несомненно, сегодня это дополнительная идеологическая инвестиция в Республике Молдова, где, по мнению некоторых московских идеологов, в последнее время влияние России немного снизилось на фоне возрастающей привлекательности Евросоюза благодаря подписанию Соглашения об ассоциации.

Нередко попытки культивации собственного превосходства через прошлое вырождаются в фарс

Например, формирование казачьих отрядов: в прошлые годы были попытки создать казачьи отряды в Гагаузии, а еще раньше, лет пять назад, отмечались аналогичные поползновения в Бельцах. Точно так же возникали казачьи округа и атаманы в Одессе, в Тирасполе. Все это части инфраструктуры, призванной культивировать и подогревать интерес молодежи к войне.

Если помните, в 2014 году, после первых крупных неудач украинской армии, сепаратисты в Донецке использовали плененных украинских военнослужащих для проведения так называемого «марша позора», пытаясь воспроизвести аналогичный марш, проведенный с участием немецких военнопленных в 1944 году. Иными словами, предпринимаются постоянные попытки эксплуатировать модели прошлого ради военно-патриотического воспитания, используя субъективные трактовки итогов Второй мировой войны. Это стало своеобразным хобби для определенных профессиональных категорий, скажем, для историков или же тех, кто снимает фильмы о войне по указке российского государства, когда «РФ может только победить, а все остальные заведомо обречены на поражение».

Чем больше дискурсов, насаждающих вражду в отношении Запада, тем легче в мутной воде реализовать свой электоральный интерес

Но принцип win-win здесь не работает, двойной выигрыш на результатах Второй мировой невозможен. Как говорил известный теоретик национализма, эксплуатация истории грозит проглотить настоящее. И именно это явление мы наблюдали 8 и 9 мая. Публичный интерес к этим маршам я могу объяснить лишь тем, что…

Свободная Европа: Вам этот интерес показался более ярким?

Игорь Мунтяну: Да, это своего рода усиленные мобилизационные учения для Партии социалистов в тандеме с Демпартией, потому что, по сути, мы стали свидетелями их общего праздника. Вероятно, представители Демпартии говорят, что с их стороны это была попытка перехватить инициативу у Партии социалистов. Но когда знаешь, например, что этому дню придается определенная коннотация – возродить сталинскую оценку Второй мировой, когда «Бессмертный полк» становится идеологической конструкцией, то, по идее, ты пытаешь предпринять меры предосторожности. А действующая власть не предприняла вообще никаких действий, ничем не показала свое недовольство тем, что с праздничной сцены 8-9 мая звучали лозунги, восхваляющие Сталина, что выступали российские исполнители, включенные в международные санкционные списки – Кобзон и другие. Да и вообще не видела в таких действах никаких попыток разжечь неприязнь и вражду, учитывая, что значительная часть населения Молдовы не поддерживает подобный взгляд на Вторую мировую войну, что в генах многих наших соотечественников заложена память тех, кто сразу же после войны был депортирован.

И тот, кто игнорирует эти тонкости и стремится выдать себя за нейтрального организатора «зрелищ», на самом деле подыгрывают враждебным силам, выступающим против присоединения Молдовы к европейскому проекту. Какой толк бить себя кулаком в грудь и на каждом углу кричать: «Мы –убежденные проевропейцы», если ты допускаешь подобные псевдодемократические действия, схожие с враждебностью России по отношению к Западу?

Свободная Европа: Почему это происходит? По незнанию? Или же это связано с выборами?

Игорь Мунтяну: По трем причинам. Первая: потому что отдельные игроки действуют на двух фронтах – и ради собственных интересов, и в угоду российскому государству, пользуясь при этом твердой поддержкой РФ в Республике Молдова. Вторая причина: население дезориентировано, и чем больше дискурсов, насаждающих вражду в отношении Запада, тем легче в мутной воде реализовать свой электоральный интерес. И третья причина – отсутствие должной демократической бдительности в Республике Молдова. Здесь были и эти «Ночные волки» – в Польшу и Чехию их не пустили, зато у нас они свободно разъезжали по стране. После начала войны в Украине им все труднее пробраться в Республику Молдова, но Россия начала создавать достаточно хорошо мобилизованные и вооруженные группы, призванные компенсировать отсутствие «волков», – рокеров, байкеров и т.д.

Свободная Европа: Почему социалисты поступают подобным образом – понятно, они получают и электоральную, и идеологическую, и эмоциональную подпитку. Но отчего Демпартия, которая называет себя проевропейской, не пытается предотвращать подобные сценарии?

Как быть с ненавистью, которой буквально захлебывается общество?

Игорь Мунтяну: Потому что, наверное, для Демпартии это слишком дорого – придерживаться отличного от России месседжа. А возможно, у нее просто нет другого месседжа, потому что ДПМ не верит, наверное, в отношения с Западом, да и ощущения своей ответственности за управление страной у нее нет. Хотя власть отвечает не только за хлеб насущный для своих граждан, но и за демократическое воспитание этих граждан, за укрепление веры в юстицию, в миротворческую суть европейского расширения. И если ты лично в это не веришь, то невозможно проводить конструктивную политику.

А еще вполне возможно, что Демпартия сеет семена одновременно в разные лунки, потому что не уверена в том, что именно принесет плоды, не уверена в «степень всхожести», – или, иначе говоря, в стратегии собственного выживания. А стратегия выживания – это единственный элемент, характеризующий на данный момент действия и решения демократов.

Однако я хочу сказать, что связь между героической, триумфальной трактовкой со стороны Российской Федерации и Республики Молдова в последнее время лишь укрепляется, потому что Россия пытается формировать примеры или контрпримеры, призванные смягчить собственные поражения, провал собственной политики в отношении Украины. И Республика Молдова используется в качестве своеобразной лаборатории советизированных идентичностей в отношении украинской государственной модели – независимой, уверенной в себе и куда более тесно связанной с Западом.

Эта игра, построенная на символических элементах, в действительности связана четкой политической повесткой, и она оказывает Кишиневу медвежью услугу в плане роста доверия по отношению к политическим силам, которые в данный момент находятся у власти. Точно так же, как сказал в 2010 году Путин, – что Россия выиграла войну без Украины, тем самым показав, что не доверяет, не уважает и не признает государственность украинцев, точно так же он может в любой момент сказать и про Республику Молдова, что интересы этого населения ничего не значат, чтобы пытаться пойти на гибридизацию с Приднестровьем, на объединение с лояльными группами ради создания собственной версии независимого государства.

Свободная Европа: Что сказали бы вы гражданину, который смотрит на детей в солдатской форме советских времен и прочие пропагандистские трюки?

Игорь Мунтяну: Я думаю, Республика Молдова крайне нуждается в национальной солидарности, без которой невозможно пресекать попытки интерпретации истории. У каждого из нас – свое субъективное видение результатов Второй мировой войны, у всех нас есть близкие родственники, воевавшие в той войне, в нас заложена фактологическая память тех, кто по крупицам собирал правду о каждой из армий, принимавших участие во Второй мировой. И поэтому тем более необходима тесная связь между стремлением государства защитить своих граждан – и институтами, призванными противодействовать агрессивной и токсичной пропаганде, которую имперские игроки так легко инкорпорируют в Республику Молдова.

Государство представляет собой набор слабых институтов, которым совершенно чуждо чувство ответственности за граждан

Складывается ощущение, что, помимо непосредственных экономических интересов политиков, которые стремятся на предстоящих выборах обеспечить себе более уютное место под солнцем, каждый должен ответить на следующие вопросы: как быть с ненавистью, которой буквально захлебывается общество? Как быть с этими группами, которые предлагают свои услуги для продвижения интересов имперского государства в Республике Молдова? И как перестроить публичные образовательные учреждения таким образом, чтобы они служили идеям модернизации и европеизации государства, а не обострению недоверия к намерениям власти?

Увы, простых решений не существует, и на все это потребуется много времени – именно потому, что индивидуальная повестка политиков не созвучна важнейшим темам. Гражданин жив не хлебом единым, он нуждается и в духовной пище, он чувствует потребность доверять государственным институтам, которые должны ему служить. Российская трактовка исторической памяти, а также попытки переписать ее заново токсичны не только для Молдовы. Везде, где нелиберальные модели укрепляются, – в том числе, в Венгрии, в том числе, в Чехии, в Польше, в Румынии – существует реальная угроза деградации демократии.

Учитывая это, думаю, мы должны говорить не только о провале попыток молдавской власти устоять перед подобными искушениями тоталитаризма, как я бы их назвал, перед этими фестивалями, направленными на прославление Второй мировой войны. Мы должны говорить и о том, как следует противодействовать такой пропаганде, как выстроить и преподнести рядовому гражданину убедительный месседж – и обязать политические партии подчинить этому месседжу свои политические цели. К сожалению, таких усилий в Республике Молдова нет, и проявляются они разве что на уровне энтузиастов. А государство полностью отстранилось от этой работы. Оно представляет собой набор слабых институтов, а тем совершенно чуждо чувство ответственности за граждан, которых они должны, по идее, представлять.

XS
SM
MD
LG