Linkuri accesibilitate

Дионис Ченушэ: «Восстановить отношения с Россией — не означает стать тенью Путина»


Ряд опросов, опубликованных под занавес 2017 года, показал, что число граждан Молдовы, поддерживающих присоединение к Европейскому союзу, выросло и опережает показатели сторонников Евразийского союза. Но сохранение популярности европейского вектора станет проблемой номер один в 2018 году, уверен политолог Дионис Ченушэ.

Свободная Европа: Как развивались в 2017 году отношения между Республикой Молдова и Европейским союзом?

Дионис Ченушэ: Это был год дальнейшего взросления отношений. Соглашение об ассоциации вступило в силу в 2016 году, следовательно, в 2017-м уже не оставалось никаких оговорок насчет необходимости соответствующего внедрения положений этого документа. С другой стороны, взросление произошло еще и потому, что европейцы стали лучше понимать молдавские реалии, а, следовательно, обмануть их становится все труднее.

В 2017 году Кишинев неоднократно пытался пускать пыль в глаза, когда, например, во второй половине года приступил к исполнению второго дорожного листа, пытаясь доказать, что конкретные действия соответствуют официальным заявлениям.

Однако этих действий оказалось недостаточно, потому что главное для европейцев – это результаты, не продолжительность реформ, и именно конкретные результаты, которые могут ощутить граждане. Именно от этого зависит доверие Республики Молдовы в глазах ЕС и наоборот – имидж ЕС в нашей стране, у которой, к сожалению, в последние годы был ряд политических провалов, которая стала жертвой политических сговоров между партиями, выдававшими себя за проевропейские.

Европейцы стали лучше понимать молдавские реалии, и обмануть их все труднее

Свободная Европа: В 2017 году вы не раз говорили, что ЕС пересмотрел свое отношение к Республике Молдова, и что сейчас главным принципом стало «больше – за большее». Чем это объясняется?

Дионис Ченушэ: Новый подход со стороны ЕС касается всех стран региона. Евросоюз и сам сейчас переживает сложные процессы на грани выживания. Поэтому все более серьезно поднимается вопрос об эффективности и действенности европейского проекта. Коэффициент полезного действия предполагает наличие конкретных результатов взамен приложенных усилий. Именно в этом проявляется новый подход ЕС.

Более того, принцип «больше – за большее» в отношениях с партнерами может стимулировать политическое состязание. Евросоюз делает это невольно, это не его цель – подстегивать политические процессы в Молдове, потому что это означало бы вмешательство во внутренние дела. Но применение этого инструмента для повышения результативности реформ, отраженных в Соглашении об ассоциации, в рамках которого ЕС тоже взял на себя определенные обязательства, способствует стимулированию политического дискурса в Молдове.

Реформы и принцип обусловленности политические партии используют для того, чтобы сказать, кто добился чего-то, а кто сидел, сложа руки. Иными словами, механизм «больше – за большее» сегодня имеет гораздо более сильный эффект, чем мы себе представляем. И этот принцип обязательно надо использовать, нужно максимально его диверсифицировать, его необходимо применять во всех секторах, не только в системе правосудия, но и в энергетическом секторе, и в социальной сфере. Чем эффективнее будет применяться принцип обусловленности, тем существеннее и результативнее окажутся реформы.

Свободная Европа: В феврале ожидается первая оценка Евросоюза для высвобождения первого транша обещанной макрофинансовой помощи в размере 100 млн евро. Как вы считаете, Молдове удастся выполнить те десять условий, необходимых для получения денег?

Дионис Ченушэ: Выдвинутые условия – всего их 28 – сформулированы, кроме политических, вместе с молдавской стороной. Не в силах Евросоюза навязать что-либо, но ЕС реально может настоять на сохранении тех или иных условий. Соответственно, если мы внимательно прочтем 28 условий, то наверняка заметим эту борьбу между ЕС, который стремится сохранить свои требования в этом списке, и усилиями молдавской стороны по снижению планки, то есть, стремлением ограничиться уровнем принятия законов. Это характерная черта молдавской политики – проводить реформы на уровне законов, без их дальнейшего претворения в жизнь.

Очевидны попытки подменить внутренние реформы «любовной» риторикой по отношению к внешним партнерам

Думаю, молдавская власть в состоянии обеспечить первые десять условий, большинство из которых, к слову, практически уже реализованы. Именно на это и рассчитывал официальный Кишинев – включить в первую группу условий меры, которые уже выполнены или близки к выполнению. Первый транш будет зависеть не столько от выполнения десяти условий, сколько от оценки политической составляющей. И здесь налицо полнейшая неясность, потому что ЕС не уточнил, на что именно он обратит внимание. Известно, что стержневым моментом являются демократические институты, но это все крайне относительные, абстрактные понятия.

Будет ли иметь какое-то значение избирательная система? Несомненно, потому что это, по сути, и помешало демократам получить макрофинансовую помощь. Но ЕС говорит не о необходимости отказа от смешанной системы выборов, а о порядке применения законодательства о выборах, которое с самого начала рассматривается как не соответствующее нормам демократии.

Будет ли иметь какое-то значение положение дел в области правосудия? Борьба с коррупцией? Порядок избрания нового директора НЦБК, которого многие ассоциируют со старой гвардией, тормозящей реформы в рамках центра по борьбе с коррупцией? Время покажет, насколько принципиальны европейцы, а также какое значение имеют для них детали, в которых, как известно, и кроется дьявол.

Свободная Европа: И все-таки, как вы считаете – первый транш поступит или нет?

Дионис Ченушэ: С вероятностью до 99%. С меньшей уверенностью можно говорить о последующих двух траншах, потому что они будут зависеть, в том числе, от избирательной кампании и т.д.

Свободная Европа: Как раз собиралась спросить, как, по вашему мнению, будут развиваться отношения между Республикой Молдова и ЕС в электоральном 2018 году?

Дионис Ченушэ: Думаю, они будут несравненно более позитивными, чем отношения Республики Молдова с Россией.

Свободная Европа: Почему?

Первый транш макрофинансовой помощи будет рассматриваться как признание достижений демократов

Дионис Ченушэ: Потому что социалисты изменили свою критику в отношении ЕС. Если вы внимательно посмотрите на последние заявления президента Додона, то вы увидите, что они не направлены против ЕС, речь идет о ком-либо конкретном в Брюсселе. Налицо явные попытки придать относительный характер критике в адрес ЕС и, в то же время, бросается в глаза усиление роли России в риторике Додона.

С другой стороны, не менее заметна предельно точечная критика демократов в отношении Москвы. И опять же, критике подвергается не сам Путин, а российские чиновники. Провозглашение Рогозина персоной нон грата предельно четко указало, например, одного из виновников сохранения военного присутствия России в Республике Молдова или в гибридной войне.

Иными словами, в отличие от социалистов, которые стремятся придать своей критике в адрес ЕС относительный характер, демократы проявляют явную нестандартность в своих попытках «пропесочить» Россию – и они не менее изобретательны при восхвалении ЕС. Инициатива по закреплению европейского вектора в Конституции – очередная находка демократов в стремлении показать всю свою «любовь» к Евросоюзу.

Свободная Европа: Вы считаете, что в 2018 году попытки демократов продемонстрировать «любовь» к ЕС, а Додона – к России примут более выраженный характер? Вы упомянули инициативу по закреплению в Конституции европейского вектора. Помню, представители Демпартии говорили, что в 2018 году Молдова, возможно, подаст заявку на вступление в ЕС. Поэтому я и спрашиваю, насколько яркой может стать риторика в отношении того или иного геополитического центра?

Дионис Ченушэ: Риторика станет сочной и экспрессивной. Необходимость говорить о внешнеполитическом курсе и о своей «любви» к тому или иному геополитическому центру притяжения особенно проявляется на фоне провалов во внутриполитическом плане. Очевидны попытки подменить внутренние реформы «любовной» риторикой по отношению к внешним партнерам. Это единственная возможность демократов и социалистов привлечь внимание молдаван.

Отзыв посла показывает, что демократы недостаточно удовлетворены реакцией Москвы

Демократам придется поднапрячься и получить первый транш макрофинансовой помощи, поскольку это будет рассматриваться как признание их достижений. Прежде всего, как признание проведения ими обещанных реформ. Во-вторых, это будет рассматриваться как признак их поддержки со стороны ЕС. И, в-третьих, – как подтверждение того, что они являются проевропейской силой, соответственно, остальным проевропейским партиям не следует их опасаться. А это уже – с прицелом на предстоящие переговоры по формированию правящих коалиций после выборов.

Максимальное внимание демократов будет сосредоточено на получении первого транша, а также на продолжении начатых в 2017 году процессов, в том числе по включению в Конституцию европейского вектора Молдовы. Социалисты, в отличие от демократов, ставят перед собою более широкие задачи. Взять хотя бы Форум семьи, который они намерены организовать осенью 2018 года, – с акцентом на традиционные ценности, провозглашенные на последнем саммите СНГ предельно важным элементом на бывшем советском пространстве в целом. Более того, планируется решение о предоставлении Молдове статуса наблюдателя в рамках Евразийского союза на основании соответствующей заявки, поданной Игорем Додоном в 2017-м.

Социалистам будет чем похвастать, но это зависит и от расчетов России. Именно открытость Москвы укрепляет популярность социалистов в Молдове. Демократам придется говорить не только о европейской интеграции, но и о румынском языке. Однозначно, они будут вынуждены флиртовать с электоратом унионистов. Они попытаются использовать все дискурсы и все месседжи, в какой-то мере сближающие Республику Молдова с Румынией, с Евросоюзом.

Свободная Европа: В 2017 году Кишинев предпринял ряд действий, расцененных многими как недружественные по отношению к России. С другой стороны, президент Игорь Додон пытался, по его словам, восстановить хорошие отношения с Москвой. Что можно ожидать в дальнейшем по этому направлению?

Дионис Ченушэ: Игорь Додон не совсем точно понимает понятие «восстановить». Восстановить отношения с Россией – не означает стать тенью Путина. Но примерно этим и занимался г-н Додон целый год. Думаю, среди глав государств бывшего советского пространства он стал лидером по участию в мероприятиях, где присутствовал Путин. Это, разумеется, идет на пользу Додона, на пользу социалистов, но это все одновременно – ущерб национальному интересу Республики Молдова, который в данный момент связан с реформами и демократизацией, борьбой с коррупцией. И это несовместимо с тем, что происходит сегодня в Российской Федерации, с моделью демократии, которую Россия продвигает у себя дома и в странах ближнего зарубежья.

Иными словами, активность, преданность Додона России – не что иное, как личный политический пиар, который не имеет ничего общего с национальными интересами Республики Молдова. Наверняка последуют и другие попытки Додона сколотить политический капитал с помощью фотографий рядом с российским президентом.

Предвыборная кампания настроит электорат на окончательное решение судьбы страны после 2018 года

Заявления, с которыми он выступил в поддержку кандидатуры Путина на предстоящих выборах в России, опять же свидетельствуют о готовности быть более лояльным Москве, чем даже тираспольский лидер Красносельский. И состязания на уровне риторики, которые развернулись между Додоном и Красносельским, так же говорят о том, что Додон делает все, и даже гораздо больше, чем это необходимо, чтобы быть ближе к Путину – иначе Красносельский не стал бы его обвинять в попытках говорить в Москве от имени Тирасполя. Стремление эксплуатировать любые вопросы с российской коннотацией очень важно для Додона на уровне привлечения политических голосов в Молдове, но это отнюдь не является благоприятным для внешнеполитического курса страны.

Свободная Европа: Как вы считаете, возможно ли обострение отношений с Российской Федерацией, или же и Молдова, и Россия будут заняты, скорее, собственными выборами и собственными проблемами?

Дионис Ченушэ: Как я сказал чуть выше, Додон попытается использовать предвыборную кампанию российского президента, чтобы помочь социалистам привлечь больше голосов в Республике Молдова. Хотим мы этого или нет, но публичное пространство Молдовы все еще привязано к публичному дискурсу России. Мы все еще являемся потребителями информации московского производства, поэтому можно ожидать слияния двух предвыборных кампаний – как минимум в том, что касается социалистов.

Демократы тоже будут пытаться эксплуатировать этот момент, потому что Путин и Россия окажутся в центре внимания в Кишиневе на фоне упомянутого уже мощного присутствия российской пропаганды в Молдове. И в этих условиях главными протагонистами станут социалисты и демократы, которые четко поделят спектр геополитических ориентаций молдаван для укрепления собственного электората.

Свободная Европа: Вы допускаете эскалацию дипломатических отношений с Москвой? В конце года был отозван молдавский посол в России…

Проблема номер один – сохранить приверженность большинства молдаван проевропейскому курсу

Дионис Ченушэ: Да, напряженность сохранится. Отзыв посла показывает, что демократы недостаточно удовлетворены реакцией Москвы. Они хотят более жесткого ответа, который можно было бы использовать для того, чтобы показать, насколько они проевропейцы. Вот такая примерно логика у демократов. Можно ожидать ограничений в отношении российских журналистов, которым запретят допуск в Молдову. Все эти точки конфликта будут иметь место и впредь, потому что они служат пищей и придают смысл средствам массовой информации, которые контролируют демократы.

Не могу себе представить, о чем они могут говорить, если бы не эти – порою осознанно спровоцированные – конфликты и споры с Российской Федерацией или Додоном! Несомненно, им придется делать это умышленно, ухудшая отношения с Россией. В свою очередь, Россия будет предпочитать позитивные месседжи, адресованные Додону и социалистам, потому что Россия хочет смены власти в Молдове, где социалисты являются политическим фактором, благоприятным для восстановления российского влияния в РМ.

Свободная Европа: Какие вызовы ждут Молдову на внешнеполитическом уровне?

Дионис Ченушэ: Главные вызовы связаны с политическими изменениями в Республике Молдова, но не в ущерб нынешнему внешнеполитическому вектору страны. Предвыборная кампания подготовит, настроит электорат на окончательное решение судьбы страны после 2018 года.

Если социалистам удастся бесповоротно завоевать симпатии молдаван евразийским вектором, тогда, несомненно, в 2019 году начнутся серьезные трансформации. Поэтому проблема номер один – сохранить приверженность большинства молдаван проевропейскому курсу. Это значит, что в опросах более 50% респондентов должны поддерживать присоединение к Европейскому союзу, а не к Евразийскому. Именно вокруг этого развернется главная политическая интрига – в какую сторону склонится чаша весов.

Pe aceeași temă

XS
SM
MD
LG