Linkuri accesibilitate

Алексей Тулбуре: «Если мы пойдем по смешанной системе, эта мафия получит большинство и сформирует правительство»


Протесты на День независимости Молдовы, Кишинев, 27 августа 2017 г.
Протесты на День независимости Молдовы, Кишинев, 27 августа 2017 г.

Экс-посол Республики Молдова в ООН и Совете Европы Алексей Тулбуре считает, что если парламентские выборы пройдут по смешанной системе, то 2018-й станет годом деградации демократии.

Свободная Европа: Республика Молдова вступила в предвыборный год, но власть продолжает твердить о решимости продолжать реформы, которые нуждаются в поддержке со стороны не только населения, но и внешних партнеров. Каким видится вам наступивший 2018-й?

Алексей Тулбуре: Этот год, по моему мнению, потерян для Республики Молдова и ее граждан. Если выборы пройдут по смешанной системе, то Демпартия может легко получить очень даже комфортабельное большинство в парламенте очередного созыва.

Свободная Европа: Почему?

Алексей Тулбуре: Объясню. Не исключено, что демократы получат даже конституционное большинство. Это станет годом концом демократии, потому что партия, популярность которой составляет 3-6%, в лучшем случае может рассчитывать на несколько мандатов в законодательном органе, но в нашем варианте Демпартия получит большинство. Такая ситуация немыслима в условиях подлинной, функциональной демократии, где такие персонажи, как Плахотнюк, как педикулез – в условиях подлинной гигиены просто не могут попасть в политику. Молдова с этой точки зрения начала разлагаться.

Свободная Европа: Г-н Тулбуре, последнее слово, в конечном итоге, за избирателем, ему решать в ходе предвыборной кампании, в день выборов, кого наделить мандатом и делегировать в парламент.

Алексей Тулбуре: Парламентские выборы практически проиграны – в тот самый момент, когда оппозиция (я имею в виду прошедший год) решила принять участие в этих выборах. Несмотря на то, что закон о смене системы выборов принят, оппозиция должна была продолжать бороться за его отмену. Мы должны были вернуться к той системе, которая худо-бедно, но в течение 25 лет обеспечивала смену власти в Республике Молдова мирным путем. Но этого не произошло…

Свободная Европа: Однако в парламенте смешанная система получила поддержку большинства депутатов – и социалистов, и демократов…

Алексей Тулбуре: Правильно. Это большинство составили депутаты Демпартии и Партии социалистов. Но Партии социалистов не существует как независимого политформирования, с собственной программой и планами.

Свободная Европа: А от кого зависят социалисты?

Алексей Тулбуре: Они полностью зависят от воли Плахотнюка. Партия социалистов через Игоря Додона служит интересам этого человека.

Свободная Европа: И депутаты-социалисты мирятся с мыслью о том, что их используют?

Суть пребывания у власти таких людей, как Плахотнюк, состоит в том, чтобы красть и избегать наказания

Алексей Тулбуре: Да, мирятся с мыслью, что их используют. Они идут на это – и им за это платят.

Свободная Европа: Невероятно.

Алексей Тулбуре: Что здесь невероятного? Вспомните, когда Додон вышел с инициативой о переходе на смешанную избирательную систему, руководство Партии социалистов, рупоры этой партии даже не знали, как реагировать. Несколько недель понадобилось им для того, чтобы сориентироваться, пересмотреть свои взгляды и заявить, что это один из пунктов их программы, что они давно уже за это выступают…

Потому что смена избирательной системы идет вразрез с интересами этой партии. Поскольку геополитический маятник качнулся, Партия социалистов – реально и без особых трудностей – могла получить большинство по пропорциональной системе, большинство, которое позволяло ей сформировать правительство самостоятельно, без правящих коалиций.

Но социалистам пришлось, наступая, как говорится, на горло собственной песне, проголосовать за систему, которая расчищает путь демократам в парламент следующего созыва через одномандатные округа. И в законодательном органе мы получим две крупные фракции – Демпартии и социалистов. Фракция социалистов либо станет составной частью крупнейшей фракции Демпартии, которая будет называться проевропейской или про-Молдова, либо же будет создан альянс, который так же получит название «про-Молдова», вероятно, или проевропейский. Иными словами, независимого политика по имени Игорь Додон просто не существует, есть аппендикс Демпартии, который работает в интересах координатора, его окружения и Демпартии. Иными словами, Партия социалистов – это проект г-на Плахотнюка.

Свободная Европа: И в этом случае каковы ставки предстоящих парламентских выборов?

Алексей Тулбуре: Если мы пойдем по смешанной системе, эта мафия – иначе я эту власть назвать не могу – получит большинство и сформирует правительство. Следующие четыре года продолжатся так называемые реформы, которые сводятся к безнаказанному хищению и разбазариванию государственных средств. Иными словами, альфа и омега, суть пребывания у власти таких людей, как Плахотнюк, состоит в том, чтобы красть и избегать наказания за это. И последующие четыре года мы именно это и будем наблюдать в Республике Молдова – если не попытаемся предотвратить выборы по смешанной системе.

Свободная Европа: Что предпринимает – и что может предпринять парламентская и внепарламентская оппозиция?

Алексей Тулбуре: Сейчас у нас нет парламентской оппозиции, в законодательном органе нет больше оппозиции; а то, что у нас есть…

Свободная Европа: Есть еще коммунисты, либералы…

Алексей Тулбуре: Коммунисты превратились в платформу для снабжения Демпартии голосами и депутатами. Уверен, что и оставшиеся – за исключением разве что, возможно, г-жи Бондаренко и г-жи Шупак – двумя руками проголосуют, когда придет время, за то, что устроит Демпартию.

Социалисты работают на Демпартию, коммунисты работают на Демпартию, либералы работали на Демпартию

Либералы? Либералы деморализованы, вместе с ДПМ они украли у Молдовы столько лет!.. И сейчас они не имеют морального права вмешиваться, да и с голосами негусто, и партия даже не пройдет в парламент. Поэтому ставить на эту партию безнадежно.

Свободная Европа: Либерально-демократическая партия в парламенте тоже находится в оппозиции…

Алексей Тулбуре: И либерал-демократов больше не существует! Да и вообще, я опасаюсь, что в будущем парламенте проевропейской оппозиции уготована участь либеральных демократов нынешнего созыва, когда людям только и остается, что продвигать так называемые национальные ценности, что само по себе, естественно, важно – язык, идентичность и т.д., – но есть проблемы иного порядка, в решении которых должна участвовать оппозиция. Что же касается внепарламентской оппозиции…

Свободная Европа: …ее задача в чем?

Алексей Тулбуре: К сожалению, проевропейская оппозиция – Партия «Действие и солидарность» (PAS) и Платформа DA – заявила о намерении участвовать в выборах.

Свободная Европа: «К сожалению»?..

Алексей Тулбуре: К сожалению, потому что я усматриваю в этом непоследовательность. Ведь до принятия этого закона гражданское общество и оппозиция вместе выходили на улицы, вместе протестовали против новой системы. После перехода на смешанную систему протесты продолжились, но уже без них. Сейчас они участвуют, но проблема в том, что эти выборы не будут выборами в том смысле, к которому мы привыкли, – состязание идей, состязание людей.

Это будет шантаж, запугивание, то, что мы и сегодня наблюдаем – посмотрите, в Бельцах налицо рейдерская атака на муниципальный совет. Месяц назад в повторных местных выборах, которые прошли в десяти населенных пунктах, не участвовал на один кандидат от Партии «Действие и солидарность» или от Платформы DA, они не выдвигались, потому что людей элементарно запугали. И мы даже представить себе не можем, какое давление будет оказываться на отдельных кандидатов, которых, по мнению Плахотнюка, нельзя будет контролировать в следующем парламенте. Этих людей просто-напросто…

ЦИК может вынести любое решение, обосновать и оправдать любую гадость, любое беззаконие

Свободная Европа: Сейчас Кишинев ждет заключения Венецианской комиссии по поводу реформы избирательной системы. Власть заявила, что шага назад не будет, и что новая система начнет применяться на выборах в этом году…

Алексей Тулбуре: Давайте точно придерживаться терминологии. Свое заключение Венецианская комиссия уже дала, и оно однозначно отрицательное…

Свободная Европа: Тогда – выводов?

Алексей Тулбуре: ОК, выводов…

Свободная Европа: Выводов после того, как…

Алексей Тулбуре: Они внесли что-то в Кодекс о выборах… Это детали, которые не имеют никакого значения на фоне всех изменений.

Свободная Европа: Вы представляли Республику Молдова в Совете Европы и отлично знаете, как поступают европейские институты, когда та или иная страна ссылается на суверенный характер и заявляет о праве самостоятельно решать свою судьбу…

Алексей Тулбуре: Вот именно, и поэтому я и говорю, что дальнейшие события…

Свободная Европа: Поэтому я и спрашиваю: можно ли еще вернуться к вопросу об отмене смешанной системы выборов?

Алексей Тулбуре: Возможно, при условии, что реальная оппозиция – PAS и Платформа DA – воспринимается нашими внешними партнерами и молдавским обществом как проевропейская альтернатива Республики Молдова. Да, они слабы, они в самом начале пути, они неопытны – но они воспринимаются как завтрашний день страны, как ее надежда и будущее.

Если эти партии откажутся от участия в выборах, это не означает бойкот, и к этому неприменим принцип, согласно которому тот, кто не участвует, заведомо проигрывает. Эти выборы просто не должны состояться. Если эти партии отказываются участвовать в таких выборах, они идут в Европу, Брюссель, в другие европейские столицы, в Вашингтон – и формируют негативное отношение Запада к такой ситуации. Запад скажет: действительно, в сложившихся условиях, когда все государственные институты контролирует одна партия, когда избирательная система изменена накануне выборов и явно в пользу одной отдельно взятой партии – в этих условиях выборы будут не выборами, а операцией по захвату парламента, и демократические силы не должны в ней участвовать.

И в такой ситуации Плахотнюк, Демпартия, так называемое парламентское большинство найдут способ отказаться от проведения выборов по новой формуле, смешанной, потому что если они организуют выборы, а в них не будут участвовать основные проевропейские силы, то откуда взяться легитимности молдавской власти? Даже если они победят на этих выборах, они не будут пользоваться никакой поддержкой и недолго продержатся у власти. Любой, кто попытается противостоять новой нелегитимной власти, сможет рассчитывать на существенную поддержку со стороны Запада и гражданского общества.

Свободная Европа: Значит, вы считаете, что проевропейская оппозиция не должна участвовать в выборах? Вы еще верите, что правящая коалиция может пересмотреть свою позицию в отношении смешанной системы?

Алексей Тулбуре: Я знаю одно – оппозиции предстоит большая работа. Если всем миром… Да, я считаю, что если половина политического класса Молдовы, или же та его часть, которая еще не контролируется Демпартией… Потому что у нас не только захваченное государство, но и захваченный политический класс, у нас столько политформирований работают, по сути, на одну партию… Социалисты работают на Демпартию, коммунисты работают на Демпартию, либералы работали на Демпартию, и т.д. и т.п.

Мы представляем интерес лишь потому, что оказались между молотом и наковальней, в этой воронке между Востоком и Западом

Так вот, если неподконтрольная демократам часть не участвует в выборах, плюс международное сообщество, откуда приходят не только деньги, но, повторяю, приходит и признание соответствия демократическим нормам происходящих в Молдове событий – в этом случае выборов по смешанной системе у нас не будет, и власти придется признать, что, принимая этот закон, имелось в виду то, что он начнет применяться с 2022 года, и т.д. Найдут они какой-то способ выкрутиться, объяснить отказ от этой системы, и мы вернемся к пропорциональной формуле выборов, которая не гарантирует победу оппозиции, но, по крайней мере, создает определенные предпосылки для других результатов, ведь нам надо работать и на деполитизацию госинститутов.

Посмотрите, что недавно случилось – Центризбирком, используя надуманные аргументы, отказал в регистрации инициативной группы по проведению законодательного референдума об отмене смешанной избирательной системы. Власть могла вмешаться в этот процесс в любой момент, на любом этапе, но она посчитала необходимым задушить эту инициативу, усмотрев угрозу в свой адрес. Они работают без перчаток, грубо, пренебрегая элементарными правовыми приличиями, если можно так выразиться, потому что их аргументы не имеют ничего общего с правом.

Мы важны для самих себя; если докажем, что мы в состоянии бороться за собственное счастье, за свою страну, то нам помогут

Иными словами, они просто плюнули на закон, плюнули на своих граждан, на эту инициативную группу. Можем мы идти на выборы с таким Центризбиркомом?.. Этот ЦИК может вынести любое решение, обосновать и оправдать любую гадость, любое беззаконие; может признать победу какой угодно – любой партии. Следовательно, мы не можем с подобными структурами идти на выборы. Мы – единственная страна на постсоветском пространстве, которая обеспечивала смену власти в сравнительно демократических условиях, в сравнительно легитимных условиях, но сейчас у нас не будет и такой возможности.

Это все игра, и это безответственно – заявлять в нынешних условиях, что мы будем участвовать в выборах, будем выбирать людей, выдвигать кандидатов по одномандатным округам… Я хочу увидеть людей Платформы и людей PAS, хочу посмотреть, выдержат ли они в условиях, когда выборы будут не демократическим проявлением, а самой настоящей бойней, когда приходят и угрожают жене, угрожают детям, потому что они действуют именно так…

Свободная Европа: А вообще, Республика Молдова интересует хоть немного Восток или Запад?

Алексей Тулбуре: В очень незначительной степени, ведь не секрет, что наша страна – пятая спица в колеснице, пешка в геополитической игре.

Свободная Европа: Страна представляет какой-то интерес для сильных мира сего?

Алексей Тулбуре: Никогда особого интереса она и не представляла. Молдова становилась центром внимания международных СМИ, международных форумов тогда, когда случались какие-то уж очень неприглядные вещи. Впервые было много разговоров о Молдове, когда вспыхнул конфликт на Днестре, – вся мировая пресса писала о нас. Дальше – больше, но никогда о нас не говорили как о стране, где происходит что-то хорошее, где идут реформы, где люди что-то создают, что-то делают…

Свободная Европа: Созидают.

Алексей Тулбуре: Всегда – только о плохом. В свете неурегулированного конфликта…

Если бы мы что-то сделали реально, осуществили бы какие-то проекты, то и деньги стали бы к нам поступать

Свободная Европа: Приднестровского?

Алексей Тулбуре: Разумеется. Мы представляем интерес лишь потому, что оказались между молотом и наковальней, в этой воронке между Востоком и Западом. Мы никогда не возглавляли политическую повестку каких-то важных международных игроков. Поэтому нам надо исходить из того, что мы важны, прежде всего, для самих себя; если докажем, что мы в состоянии бороться за собственное счастье, за свою страну, то нам помогут. А если мы будем сидеть сложа руки, то не будет никакого спасательного десанта Евросоюза. У Европы собственные проблемы, да еще такие, каких не было за последние 20-30 лет. И у Соединенных Штатов свои трудности...

Свободная Европа: А Россия?

Алексей Тулбуре: Россия здесь не присутствовала последние восемь-девять лет, и посол был ни рыба ни мясо, как говорится, а до него Кузьмин, да? Тот был очень даже активным, вмешивался во все – я не могу сказать, что это хорошо, я просто констатирую определенный темперамент российской дипломатии в Молдове.

Но для крупных международных игроков мы будем представлять интерес лишь тогда, когда здесь созреет такая ситуация, как в Грузии, например. Посмотрите: когда Саакашвили провел реформы, ему же была оказана и массивная финансовая помощь? Вся эта новая прокуратура, полиция, новая судебная система – откуда они получают зарплату? Это американские деньги. А нам бы денег не дали разве? То, что нам обещали, два с лишним миллиарда, это было просто начало. Если бы мы что-то сделали реально, осуществили бы какие-то проекты, то и деньги стали бы к нам поступать, потому что они открыты для таких дел. Но они должны знать, в кого или во что вкладывают. А если не в кого и не во что инвестировать – извините, и рассчитывать не на что.

XS
SM
MD
LG