94-летний ветеран из Москвы больше десяти лет пытался получить для семьи новое жилье. Участник освобождения Крыма в 1944 году Вагаршак Хачатрян делил однокомнатную квартиру с тремя родственниками. Власти посчитали жилой площадью балкон, в результате пространство на одного члена семьи превысило норму меньше чем на один квадратный метр, и в квартире ветерану отказали. 16 ноября Вагаршак Хачатрян скончался.
Your browser doesn’t support HTML5
После смерти ветерана трое членов его семьи до сих пор спят в одной комнате. "Это у нас и столовая, и спальня, и детская. Здесь я сплю, здесь дочка", – показывает комнату Лилит Хачатрян, дочь ветерана.
Согласно Росреестру, общая площадь квартиры – 38,8 метра в квадрате при норме в 10 "квадратов" на человека. Но московские чиновники посчитали по-другому. У них получилось 41,6 метра в квадрате, а это значит, что норма на каждого члена семьи была соблюдена.
Лилит знает, откуда взялись эти лишние метры: "Балкон они считают жилой площадью. Если я захочу этот балкон отапливать, сделать жилым – они, естественно, разрешение не дадут. Скажут, что это нежилое помещение. А почему-то при нашем вопросе они все время говорят, что это жилое".
В ноябре 2019 года Хачатрян подал в суд на московские власти, чтобы добиться улучшения жилищных условий. Но до суда не дожил.
Мэрия Москвы, управа района Марьина роща, прокуратура и департамент городского имущества присылали ветерану Вагаршаку Хачатряну отказы в предоставлении жилплошади вперемешку с поздравлениями с очередной годовщиной Великой Победы.
У Вагаршака Хачатряна есть письма от Владимира Путина, мэра Москвы Собянина и бывшего премьера Дмитрия Медведева. Накануне 9 мая в квартиру Хачатрянов приходили местные чиновники, вручали грамоты, поздравительные письма, иногда даже медали. И ветеран всегда принимал их с гордостью.
В 1944 году 17-летний Вагаршак Хачатрян, закончив школу артиллеристов, отправился на фронт, участвовал в освобождении Балаклавы, Севастополя, Керченского пролива и Керчи. Был ранен. После двух лет на фронте Хачатрян продолжил службу в армии. Демобилизовался только в 1950-х и вернулся в Ереван. В 1990-е он продал все имущество в Армении и купил однушку в Москве. На большее денег не хватило. Последние 24 года, до 92 лет, Хачатрян работал сторожем на стоянке рядом с домом, чтобы помогать прокормиться семье.
После рождения правнучки, когда жить вчетвером в одной комнате было уже невыносимо, ветеран написал в департамент городского имущества Москвы. Мэрия прислала такой ответ: "Размер площади жилого помещения для каждого члена семьи составляет более учетной нормы".
"Но теперь что? Теперь уже все, – сетует Лилит Хачатрян. – Дедушки нету – и вопроса нету. Никаких вопросов уже нету".