Думитру Василеску: «Около 25-30% молодежи и не работает, и не учится»

Глобальный доклад Программы развития ООН показывает, что Республика Молдова занимает 107-е место среди 189-ти государств по Индексу человеческого развития. Проектный менеджер ПРООН-Молдова Думитру Василеску рассказывает в интервью Свободной Европе о позициях Молдовы и о том, чем важен так называемый Индекс человеческого развития.

Думитру Василеску: Знаете, тут ведь вопрос о том, что важнее — то место, где мы находимся, или же скорость, с которой мы двигаемся. Где мы расположены на данный момент в рейтинге стран, следует ли нам стараться добиться какого-то прогресса, сделать какой-то более амбициозный рывок и набрать более высокую скорость движения? В принципе, мы — в категории стран со средним уровнем развития, и у нас в определенных областях есть прогресс.

По сравнению с рейтингом 2009 года первая десятка стран в этом индексе не изменилась – они лишь поменялись местами. Девять из них – страны Европы. Страны “Большой семерки” (G7) входят в число первых 30, страны БРИКС – во вторую полусотню. Разброс рейтингов стран бывшего СССР оказывается гораздо шире – от третьего до 13-го десятка. А дальше других в общем рейтинге продвинулся за 10 лет Кыргызстан – сразу на 18 мест вверх, это третий результат среди всех стран, включенных в Индекс 2019 года

Свободная Европа: В каких именно?

Думитру Василеску: В том, что касается доступа к образованию или системе здравоохранения, определенные улучшения есть, но в целом скорость, с которой мы продвигаемся вперед, оставляет желать лучшего, у нас в этом плане большие проблемы...

Как я уже сказал, нам известно, на каком этапе по Индексу человеческого развития и по другим показателям мы сейчас находимся. Однако, я думаю, что у нас нет четкого понимания форм неравенства, а также глубины и интенсивности этого явления. Данных, которыми мы оперируем, слишком мало, и нам нужно бы провести серьезный анализ и рассмотреть бедность с точки зрения доступа к продовольствию, с точки зрения доступа к источникам энергии...

Свободная Европа: Значит, если я правильно понимаю, само неравенство, само это явление как-то трансформируется, принимает более современные формы?

Думитру Василеску: Есть разные формы неравенства. До недавнего времени главный акцент ставился на финансовом аспекте.

Среди 15 стран бывшего СССР самый большой прогресс (то есть продвижение в общемировом рейтинге) в категории “Общество” за минувшие 10 лет авторы исследования отмечают для Кыргызстана (на 36 мест вверх), Узбекистана (на 31 место) и Армении (на 28 мест вверх). А самое большое падение – для Украины (на 28 мест вниз)

Свободная Европа: Неравенство между бедными и богатыми, неравенство с точки зрения благосостояния, да?

Думитру Василеску: Совершенно верно. Но все отнюдь не сводится лишь к этому, неравенство — явление несравненно более многогранное.

Молодые люди видят три одинаково важных фактора. Это и отсутствие рабочих мест, и отсутствие возможностей для роста, и отсутствие ресурсов

Свободная Европа: И сегодня мы вновь заговорили о неравенстве, да?

Думитру Василеску: Недавно, например, мы провели исследование о доступе к общественному транспорту в Кишиневе.

Свободная Европа: И что показало исследование?

Думитру Василеску: Невооруженным взглядом видно, что здесь наблюдается явное неравенство! На уровне муниципия у нас устаревшая инфраструктура, и не только в сфере общественного транспорта, я говорю, в том числе, и о транспортных остановках, и о неравных возможностях доступа к ним. В городе есть районы, где остановки практически отсутствуют. Они должны бы там находиться, но их нет.

Есть остановки транспорта с очень высокой пропускной способностью, и есть, напротив, остановки, которые обслуживают мизерное количество пассажиров. И тут возникает вопрос: насколько важен для нас и для руководящих структур вопрос доступа к общественному транспорту?

Давайте все взвесим, проведем разные эксперименты, посмотрим, как с минимальными расходами можно решить эти вопросы и улучшить доступ к такого рода услугам.

В категории “Открытость экономики” наибольшее продвижение в рейтинге за 10 лет отмечено для Грузии (на 11 мест вверх), а также для Молдовы и Кыргызстана (обе страны – на 10 мест вверх). Для сравнения, Россия – на 5 мест. При этом единственной из стран бывшего СССР, для которой в этой категории рейтинга зафиксировано снижение за 10 лет, стал Туркменистан (на 14 мест вниз)

Другая тема, которую мы намерены обсуждать и улучшать в дальнейшем, касается доступа к источникам энергии. Если посмотреть, наша страна, с одной стороны, очень зависима от традиционных источников энергии, по сути, мы импортирует все энергоресурсы. С другой стороны, потенциал выработки солнечной энергии у нас очень высок — но как мы диверсифицируем эту энергию, как обеспечиваем доступ к энергии в наших городах и селах? Опять же, и это — крайне интересный вопрос.

Свободная Европа: Тут тоже наблюдается неравенство?

Думитру Василеску: Вне всякого сомнения! Неравенство есть и в вопросах доступа к рынку рабочей силы. В республике сложилась очень любопытная ситуация. Мы наверняка входим в лидеры региона по уровню занятости молодежи — со знаком минус, к сожалению. Очень много молодежи и не работает, и не учится. Это очень тревожная статистика. И как быть, что делать?..

Свободная Европа: Можете назвать какие-то цифры?

Думитру Василеску: Около 25-30% молодежи не работает и не учится, статистика просто удручающая. Доступ к рынку труда для этой категории молодежи, значительная часть которой не владеет ни навыками, ни знаниями, в том числе техническими, для того, чтобы влиться в трудовую деятельность — это очень большая и серьезная проблема.

Целые группы населения исключены из социальной жизни

Свободная Европа: Г-н Василеску, а почему возникают подобные феномены — условия такие, или всему виной менталитет? Вы упомянули молодежь, которой сложно найти место на рынке труда — но лично я знаю множество примеров, когда молодые люди, к примеру, предпочитают работать нелегально, ну, или совсем не работать, потому что зарплаты очень низкие. Какой-то замкнутый круг получается!.. И возвращаясь к проблеме: к чему приводят, в конечном счете, такие неравенства?

Думитру Василеску: Если говорить о трудоустройстве этой категории граждан, то мы недавно провели исследование, в рамках которого пытались выяснить, что мешает молодежи вписаться в рынок труда. Мы часто считаем, что проблема заключается только лишь в отсутствии рабочих мест, но сами молодые люди видят, как минимум, три одинаково важных фактора. Это и само отсутствие рабочих мест, в том числе хорошо оплачиваемых, да, но не менее важно и отсутствие возможностей для роста, и отсутствие ресурсов!

В этой связи, например, мы выявили и такой крайне интересный фактор, как отсутствие мобильности рабочей силы. У нас присутствует проблема мобильности; значительная часть рабочих мест, как всем известно, сосредоточена в муниципии, а мобильность в сторону муниципия или от муниципии в территории, к рабочим местам крайне ограничена. При этом программ, направленных на повышении и продвижении мобильности, почти нет.

Есть также факторы, связанные с дискриминацией, стигматизацией и т. д., особенно, когда речь идет о крайне уязвимых группах или о лицах с ограниченными возможностями. Думаю, всем известно, с какими препятствиями сталкиваются эти категории — и не только в том, что касается возможностей для трудоустройства. Возьмем хотя бы возможность их передвижения, доступа к общественному транспорту в городах и за их пределами.

Хотя качество жизни, здравоохранения и образования заметно улучшилось за минувшие 10 лет почти во всех наблюдаемых в “Индексе благополучия” странах мира, чуть ли не в каждой третьей из них отмечено ухудшение качества окружающей среды, констатируют авторы исследования. В целом по категории “Возможности населения” среди стран бывшего СССР самое большое продвижение в мировом рейтинге благополучия за период с 2009 по 2019 год отмечено для Казахстана (на 17 мест вверх), Кыргызстана (на 15 мест), а также Азербайджана (на 11 мест) и России (на 8 мест). Тогда как понижение в рейтинге по этой категории – для четырех стран: Туркменистана (на 6 мест вниз), Армении (на 5 мест), Украины (на 4 места) и Узбекистана (на 3 места вниз)

Свободная Европа: Что может потерять общество, которое проявляет равнодушие в вопросах неравенств, о которых мы говорим? И не только с точки зрения финансового неравенства — ведь хорошая зарплата и крыша над головой — это еще не все?

Думитру Василеску: Данные индекса человеческого развития,
указанные в этом докладе, указывают на то, что из-за неравенства мы теряем примерно 10% человеческого развития.

Самое важное — понять, что мы можем потерять с точки зрения человеческого развития

Свободная Европа: Что это означает?

Думитру Василеску: Это означает, в частности, то, что целые группы населения исключены из социальной жизни, это означает, в том числе, потери на уровне человеческого потенциала. И существование неравенства, конечно же, усиливают отток молодежи из страны. Потому что многие молодые люди видят единственный выход лишь в том, чтобы уехать за рубеж и найти себе нормальную, хорошо оплачиваемую работу.

Свободная Европа: Что можно сделать для изменения ситуации?

Думитру Василеску: Здесь стоит говорить об открытости руководящих органов, о готовности принять некоторые политические решения и провести определенные реформы, о продвижении специальных политик, направленных на социальную инклюзию.

Мы говорим о продвижении предпринимательства и самозанятости для решения проблем, с которыми сталкивается рынок труда, о выправлении существующего дисбаланса. Возможно, необходимо более серьезное взаимодействие с частным сектором и компаниями-работодателями, которым, не секрет, все труднее находить на местном рынке квалифицированную рабочую силу, особенно среди молодежи.

Свободная Европа: А 107-е место из 189-ти стран — о чем это говорит?

Думитру Василеску: Можно понять, где именно мы находимся как страна, но не более. Думаю, тут самое важное — понять, что мы можем потерять с точки зрения человеческого развития, когда речь заходит о неравенстве. Меньше всего отчет анализирует, я повторюсь, последствия неравных возможностей.

Перед Республикой Молдова, по моему мнению, в следующем году стоит интересная задача: подключить всех партнеров, всех заинтересованных игроков и провести масштабные исследования, чтобы не только понять наличествующие феномены, но и осознать серьезность проблем неравенства в Молдове, особенно в контексте урбанизации и ее связей с данными демографии.