Насколько президентские выборы в Республике Молдова привлекают внимание экспертов, наблюдателей, официальных лиц - и в целом зарубежье? И чем это можно объяснить? Корреспондент Свободной Европы Валентина Урсу поговорила с политологом Кристианом Преда о выборах, а также о том, как строятся отношения Евросоюза с партнерами.
Свободная Европа: Давайте поговорим о ставках президентских выборов в Республике Молдова. Похоже, внимание к ним начало расти и за рубежом. Но сегодня - те же кандидаты, что и в 2016-м, борьба идет между Майей Санду и Игорем Додоном. Что думают об этих выборах в других странах?
Кристиан Преда: Выборы очень интересны, и не только потому, что повторяется финал четырехлетней давности, но и тем, что к второму туру ситуация совсем другая. Голоса проевропейцев слышны гораздо отчетливее, в то время как у Додона более слабая поддержка, да и у тех, с кем он объединился, дела тоже обстоят не лучшим образом.
Додон повторяет ошибку лидеров СДП в Румынии. Они тоже с презрением смотрели на румын за границей
С другой стороны, для всей Европы естественно интересоваться тем, что происходит в Молдове, потому что это государство Восточного партнерства, страна, значительная часть рынка которой приходится на европейские страны. Поэтому все устремили свои взгляды на Кишинев, а не только на Америку, где сейчас тоже выборы.
Свободная Европа: Процитирую одно из многих заявлений Игоря Додона, в котором говорится, что победа Майи Санду ослабит отношения с Москвой. Он говорит, что если лидер PAS станет президентом Республики Молдова, то она будет стоять с протянутой рукой перед Западом и европейцами ради кредитов. Что хочет сказать Игорь Додон этими месседжами - гражданам и внешним партнерам?
Кристиан Преда: Думаю, что г-н Додон хоть и является действующим президентом, но все же ошибочно представляет, что такое - международные отношения. Если говорить о протянутой руке, то это наводит на мысль, что именно так он понимал роль президента. Очень жаль, что он сделал такое заявление, потому что – не правда ли? – любая страна заслуживает уважения. Отношения с ЕС, с государствами-соседями, с третьими странами не являются отношениями господства и, соответственно, подчинения.
Your browser doesn’t support HTML5
Воля граждан определяется тем, что выборы проводятся по международным правилам, их результат признает ЕС. Мы видели, что в Беларуси выборы не были свободными, и ЕС сказал: мы их не признаем. В Республике Молдова первый тур прошел очень хорошо. Граждане Молдовы проголосовали иначе, чем в 2016 году, и я не понимаю, почему г-н Додон приправляет все свои заявления подобострастием перед Москвой. Ведь именно это он даем нам понять, не так ли?
Как президент, он сам себя загнал в угол. Если Майя Санду станет президентом, она будет действовать иначе. Что ж, очень хорошо, ведь дело не в подчинении. Более того, мы говорим сейчас не об имперской логике – ни по отношению к Москве, ни по отношению к Брюсселю. Просто мы живем в 2020 году, и скоро наступит 2021-й, и хорошо, что в Молдове идут перемены.
Свободная Европа: Но какой была бы Республика Молдова, если бы не эта финансовая и не только финансовая помощь, не эта внешняя поддержка?
Кристиан Преда: ЕС поддерживает Молдову, как и другие соседние страны, отталкиваясь от идеи надлежащего управления. Вот почему, когда что-то пошло не так, Евросоюз заявил: «Мы больше не поддерживаем проекты экономического развития и политической консолидации, потому что есть ценности, которыми европейцы дорожат». Хорошее управление страной - это значит не ставить себя выше закона, значит ответственно расходовать государственные средства, а не класть их в карманы подельников.
Ни у одного из президентов Молдовы не было таких плохих отношений с Бухарестом
На самом деле, все это и так знают. К сожалению, и Додон, и другие его предшественники усвоили правила плохого управления, пытаясь удерживать граждан Республики Молдова, независимо от национальности и религии, в состоянии отсталости, вынуждая их покидать страну. Вот почему за границей была такая впечатляющая явка. Люди по-прежнему хотят высказывать свое мнение о Республике Молдова, участвовать в политической жизни. Вот почему я подумал, что было большой ошибкой относиться к этим людям с презрением.
Додон, надо отметить, повторяет ошибку лидеров СДП в Румынии. Они тоже с презрением смотрели на румын за границей, хотели помешать многим из них голосовать, не открывали избирательные участки, и так далее. Каждый гражданин заслуживает уважения политиков, независимо от своего выбора. Да, я не согласен с таким выбором, но оскорблять оппонентов или обижать граждан, потому что они не голосуют за Додона? Это просто смешно.
Помимо прочего, я хотел бы связать некоторые вещи с заявлениями г-на Нарышкина, которые были сделаны за несколько недель до выборов. Нарышкин намекал тогда на подготовку каких-то довольно зрелищных событий…
### Vezi și... ### Дорин Чимил: «Увы, у нас нет дистанционного, досрочного или электронного голосования»
Свободная Европа: На цветную революцию.
Кристиан Преда: На цветную революцию. На самом деле, думаю, он говорил о неспособности Додона победить с помощью обмана. И действительно, пока выборы проходили должным образом, Додон не был в лидерах. Так или иначе, он объявил, что русские держат Додона в своих руках. Думаю, это был его главный посыл. И очень хорошо, что так происходит. Решение остается за гражданами. Если большинство граждан решат, что Майя Санду должна быть президентом, она будет руководить страной намного лучше Додона.
Свободная Европа: Однако поскольку эти выборы проходят на фоне пандемии, условия их проведения куда сложнее. Выборы были и в Румынии, и мы видели, что все там прошло хорошо. А Игорь Додон обвиняет Майю Санду в том, что в случае победы она возьмет пример со стран ЕС и полностью закроет страну на несколько месяцев из-за пандемии COVID-19. Как граждане должны понимать слова действующего президента?
Кристиан Преда: В первую очередь, граждане должны понять, что то, как Додон управлял страной, было катастрофой. До второй волны коронавирусной инфекции в Европе уровень заболеваемости в Молдове был намного выше, чем в европейских странах. Додон и премьер-министр должны нести ответственность за то, как они управляли ситуацией, как они проводили политику в сфере здравоохранения. Поэтому прежде чем пророчествовать о том, что произойдет в Молдове, когда к власти приедет Майя Санду, он должен посмотреть на то, что сам делал в последние месяцы.
Новый вектор Кишинева помог бы всему региону, это очевидно
Потому что в день выборов мы даем оценку руководству страны. Майя Санду сейчас не у власти. Когда она в течение нескольких месяцев была премьер-министром, Молдова обрела кредит доверия, пусть даже это и длилось всего несколько месяцев. И если граждане Республики Молдова, независимо от языка общения и религии, хотят жить в стране, которую уважают, то я думаю, что было бы хорошо распрощаться с Додоном.
Свободная Европа: А как следует выстраивать отношения с соседями, ведь Игоря Додона широко критиковали за то, что он не смог начать диалог со своими коллегами в Бухаресте и Киеве? Как должно развиваться, например, молдавско-румынское сотрудничество после выборов?
Кристиан Преда: Следует вернуться к цивилизованности, к постоянному диалогу. Ни у одного из президентов Молдовы не было таких плохих отношений с Бухарестом. Ни Воронин, ни уж тем более другие руководители страны не находились в состоянии почти постоянной напряженности в отношениях с Бухарестом.
### Vezi și... ### Октавиан Цыку: «Униря очень близка — это расстояние от дома до избирательной урны» (ВИДЕО)Президент Йоханнис, несколько министров иностранных дел испробовали все способы, но всем стало ясно – в Бухаресте, в Кишиневе, в Европе, – что Додон - это булыжник, я бы так сказал, огромное препятствие для нормальных отношений с соседями. Не говоря уж о том, что Румыния по-прежнему – самый важный сосед Республики Молдова.
Свободная Европа: А как должны развиваться отношения с Киевом?
Кристиан Преда: И здесь нужно многое выстраивать, потому что Украина тоже претерпела множество преобразований с тех пор, как Додон был избран президентом, и очевидно, что украинцы являются важным партнером и для Республики Молдова, и для Румынии.
Новый вектор Кишинева помог бы всему региону, это очевидно. Я сохраняю оптимизм и позволю себе призвать граждан Республики Молдова, как в стране, так и за ее пределами, выйти на выборы и выразить свою волю.