От террористов до официальных встреч в Москве. Как менялось отношение Кремля к талибам

Второе заседание Московского формата консультаций по Афганистану

Талибы не раз бывали в Москве в последние годы. Причем, в 2019 году с делегацией боевиков — или как все чаще говорят в государственных российских медиа делегацией "политического крыла движения талибов" — встречался даже глава МИДа Сергей Лавров. Настоящее Время рассказывает, как менялась риторика России по отношению к группировке "Талибан" в зависимости от расстановки сил.

Your browser doesn’t support HTML5

Как менялось отношение Кремля к талибам

"Террористы и те, кто им помогает, должны знать: справедливое возмездие неотвратимо. Сегодня самое важное, чтобы на афганскую землю вернулись мир и достойная жизнь, а с территории Афганистана не исходила бы угроза другим странам и международной стабильности", — 20 лет назад эти слова президент России Владимир Путин произнес в Вашингтоне во время совместной пресс-конференции с 43-им президентом США Джорджем Бушем.

2001 год стал переломным для боевиков группировки "Талибан". Они не смогли противостоять силам НАТО и утратили контроль над Кабулом — столицей Афганистана.

Это выступление — не только о готовности к сотрудничеству с США. У Кремля были личные счеты с "Талибаном". Боевики признали независимым от Москвы государством Ичкерию — непризнанную сепаратистскую республику в Чечне.

"Были обмены визитами: вице-президент Яндарбиев ездил в Афганистан. И талибы стали помогать Ичкерии, были лагеря, была подготовка боевиков и так далее", – говорит Иван Сафранчук, директор Центра евроазиатских исследований МГИМО.

В 2003 году группировку "Талибан" в России внесли в список террористических организаций. Талибы до сих пор там – на 11 строчке. Тем не менее еще до конца двухтысячных российские власти начали искать возможности диалога с талибами. Стоит отметить, что это был мировой тренд в международных отношениях. Но Россия могла преследовать еще и личные дипломатические цели, считает научная сотрудница Вашингтонского Института ближневосточной политики Анна Борщевская. К концу второго президентского срока Владимира Путина отношения Москвы и Вашингтона были сильно испорчены.

"Даже когда Путин поддерживал то, что делала Америка в Афганистане, в то же самое время он просил закрытия американской военной базы в Кыргызстане. Она называлась Манас. И вот эта такая двойная игра: мы с одной стороны поддерживаем, а с другой стороны – чтобы Америка шла на уступки, мы не хотим американских баз, говорит о том, что главный приоритет – это не терроризм, а антиамериканизм", – говорит она.

В то же время в России продолжали сажать в тюрьму людей, которых, по мнению суда, считали причастными к "Талибану". Список таких осужденных составили журналисты "Медиазоны". Последний приговор вынесли в августе прошлого года.

Позиция властей в отношении официальных лидеров группировки "Талибан" изменилась. С 2018 года они свободно прилетают в Москву и участвуют в переговорах. В том числе при участии главы МИДа Сергея Лаврова. В официальных заявлениях и текстах государственных медиа все реже звучат напоминания о том, что "Талибан" в России признан террористической группировкой.