Linkuri accesibilitate

Ernest Vardanean

Когда умирает человек, творивший историю, говорить о нем крайне тяжело. Словно говоришь не о простом человеке, а о каком-то продукте коллективного сознания. Будто человек себе и не принадлежал, а принадлежал нам всем.

При жизни его проклинали массы, единицы – боготворили. Он был из той породы людей, чья огромная роль в истории признается лишь последующими поколениями. Но ему еще обязательно будут устанавливать памятники, это время настанет. Егор Тимурович стоял у истоков свободной рыночной экономики не только в России, но и на всем постсоветском пространстве. Он не был политиком – ни один политик ни за что не решился бы на столь радикальные рыночные реформы, опасаясь за свое кресло.

Он мог украсть и стать олигархом - у него было много возможностей для этого, как ни у кого. Не стал.

Я видела его дважды в жизни, еще соплячкой. Дважды говорила с ним по телефону. И я наверняка буду рассказывать об этом своим детям.

До конца этого года собиралась сделать с ним интервью для "Europa Libera". Не успела. Теперь всегда буду об этом жалеть.

Он был не просто Великим Человеком, он был отцом моей близкой подруги Маши. И я даже не знаю, отчего мне больнее больше.

Светлая память.
Соседняя Румыния проголосовала не за Траяна Бэсеску - страна проголосовала за невозврат в прошлое. Переизбранный президент – фигура далеко не самая однозначная, а порой даже одиозная и заслуживает серьезной критики, но именно этот человек в 2004 году предложил румынам сломать старую систему. И они сломали: коммунизм времен Чаушеску впервые был объявлен преступным режимом, постепенно стали рассекречиваться закрытые документы спецслужб и опубликовываться списки с именами бывших агентов Securitatea, включая многих действовавших политиков и крупных бизнесменов (среди них были даже такие, как медиамагнат Дан Войкулеску). Но главным, конечно же, стала борьба с коррупцией, которая и сделала Бэсеску ненавистным для большей части политической и бизнес-элиты. Созданный им Национальный антикоррупционный департамент впервые за историю современной Румынии инициировал уголовные дела против чиновников ранга премьер-министра (Адриана Настасе) и самых богатых людей страны (Дину Патричиу).

При Бэсеску Румыния вступила в Евросоюз и НАТО.

Мирча Джоана считался всеми фаворитом гонки (как и кандидат от власти премьер Настасе в 2004 году) и чуть ли не заранее был многими объявлен следующим президнтом Румынии. Стань он им, к власти пришел бы не он, а коммунисты второго эшелона во главе с Илиеску и крупный бизнес, так сильно не взлюбивший Бэсеску. Джоане пришлось бы отрабатывать как невесте, чью свадьбу организовали исключительно родители жениха. Какое там право на сбственное мнение, о чем вы? Приняли в дом, и на том скажи спасибо.

****

Коммунисты не проголосовали за Мариана Лупу - они проголосовали за возврат в прошлое, к старой системе, в которой монополия на власть полностью принадлежит только им. Но возврата уже не будет. Когда бы не состоялись очередные выборы в парламент, это будут первые более или менее свободные выборы. Это будут первые выборы, при которых бабушка, пришедшая на избирательный участок, будет знать чуть больше, чем ей до этого в течение восьми лет с усердием рассказывала партия коммунистов. Конечно, существует риск, при котором правительство Филата не справится с тяжелой макроэкономической ситуацией в стране, на чем коммунисты и сыграют. Но как ключ к спасению, так и веревка с мылом - сейчас все в руках нового правительства.

Încarcă mai mult

XS
SM
MD
LG