Следствие по основным делам событий на майдане Независимости в Киеве в 2013-2014 годах будет закончено в этом году, — заявила украинский генпрокурор Ирина Венедиктова. Ровно семь лет назад в этот день в центре Киева начались кровавые события Революции достоинства. Во время жестких противостояний с силовиками только за один день в Киеве погибли около 20 протестующих.
У Игоря Кульчицкого на Майдане погиб отец. "Фраза "коридор, тяжелый!" – все расступились, и четыре парня несли человека. И когда мимо меня пронесли, я как раз был в первой шеренге, я сначала увидел знакомую куртку, потом лицо, но залитое кровью", – рассказывал Игорь о том, как на территорию Михайловского собора сносили тела погибших на Майдане активистов в дни самых жестких противостояний в центре Киева.
Тогда за четыре дня противостояний в центре Киева было убито 83 активиста. После от ранений умерли еще 20 человек. Суд по делу о расстрелах на Майдане продолжался больше четырех лет. В 2020 году приговор должны были вынести пятерым обвиняемым бойцам так называемой черной роты "Беркута". Но вместо этого в конце 2019-го суд отпустил их из-под стражи – беркутовцев включили в списки на обмен пленными. Это решение стало шоком для родственников погибших и других активистов.
Владимир Зеленский тогда заявил, что освобождение беркутовцев было главным условием России для обмена пленными, иначе бы он не состоялся. Но буквально через несколько месяцев после обмена двое из пятерых беркутовцев вернулись в Киев и предстали перед судом. Один из обвиняемых – Сергей Тамтура. Он говорит, что участвовать в обмене не хотел, неоднократно отказывался. Решился "добровольно принудительно": "Сказали, что обмена не будет, если не соглашусь. А сорвать обмен как-то... Кто-то его хотел больше, чем я".
Сам Тамтура, как и его бывший коллега, считает себя невиновным, поэтому и вернулся в Киев. Прокуратура признает, что в материалах дела действительно нет пуль, выпущенных из автоматов двух вернувшихся после обмена беркутовцев. Суд признал их обоих лишь соучастниками расстрела на Майдане и освободил из-под стражи. Но адвокат семей погибших Виталий Титич говорит, что отсутствие в деле пуль не отменяет вины бывших бойцов "Беркута".
"Не имеет значения, он стрелял непосредственно, он просто стоял или что он там делал. Он был в группе, и это ему инкриминируется", – говорит Виталий Титич.
По делам остальных трех участников обмена доказательная база больше, говорит адвокат: из тел убитых активистов были извлечены пули, выпущенные из их табельного оружия. Недавно Украина объявила их в международный розыск. По словам другого адвоката семей "Небесной сотни" Евгении Закревской, розыск так и не начался, а дело против троих обвиняемых беркутовцев в Украине остановлено. "Интерпол по состоянию на сейчас не ищет их. Карточки нет, и шансов, что она будет, – я не верю в это", – говорит Закревская.
Всего в деле о расстрелах на Майдане фигурируют 25 бывших сотрудников "Беркута", но после революции почти сразу 20 человек уехали в Россию. В отношении пятерых задержанных прокуроры настаивали на пожизненном заключении, но теперь, по оценкам адвокатов семей погибших, получить такие приговоры невозможно.