Кто будет платить за газ, если Тирасполь никогда этого не делал, а Кишинев «будет оплачивать только то, что потребляет»? И каковы гарантии, что Москва не перекроет поставки посреди зимы, если никто не возьмет на себя ответственность за оплату?
«С молчаливого согласия Газпрома»
Бывший вице-премьер по реинтеграции Александр Фленкя рассказал Europa Liberă, что у правобережья нет никаких гарантий, что Тирасполь будет платить за полученный газ.
«Более того, мы можем с уверенностью сказать, что этого не произойдет. Им нужен газ не для того, чтобы платить за него. Вся экономическая модель Приднестровья строится на бесплатном газе», — говорит Фленкя.
По его словам, соглашение между Кишиневом и Тирасполем состоялось и продолжает существовать с молчаливого согласия «Газпрома». Хотя в конце ноября, российский газовый концерн грозил Кишиневу сокращением поставок за неуплату или несвоевременную оплату, этого не произошло после того, как «Молдовагаз» не оплатила аванс за поставки в декабре.
Сколько это будет длиться, в условиях, что нет ясности, кто будет платить за потребленный Приднестровьем газ, экс-вице-премьер не знает. Фленкя считает, что решение продолжит ли Тирасполь получать газ по той же схеме будет принимать «Газпром».
Министр инфраструктуры Андрей Спыну, комментируя возможное письменное соглашение с Тирасполем или устное с «Газпромом», заявил, что «Молдовагаз» уведомила «Газпром» о перенаправлении газовых объемов на левый берег.
«Там были не против с этим решением. Поэтому, если „Газпром“ решит прекратить поставки, и, если левый берег останется без газа, это будет решение исключительно „Газпрома“, [а не Молдовы]», - сказал министр.
«Путин боится прекратить подачу газа в Молдову»
Вопросы к соглашению между Кишиневом и Тирасполем есть и у эксперта в области энергетики Сергея Тофилата. Вопросы эти касаются объемов поставок и уступки Кишинева в чуть более высокой цене, которую придется платить Кишиневу за электроэнергию МГРЭС.
Комментируя вопрос оплаты, Тофилат сказал: «объем газа, который будет поставляться левобережью, будет учитываться, как долг левобережья в бухгалтерии Moldovagaz». То есть будет копиться, как и предыдущие долги региона за газ, аккумулированные на протяжение десятилетий.
Сергей Тофилат считает, что сценарий, при котором «Газпром» по поручению Кремля прекратил бы подачу газа в Молдову (в том числе в Приднестровье), сейчас не так реален, однако возможен.
«Мне кажется, что Путин боится прекратить подачу газа в Молдову, потому что больше всего пострадает приднестровский регион. Кишинев ведь может покупать газ и электроэнергию на европейском рынке, а Приднестровье не может. Если Путин примет такое решение, он создаст гуманитарный кризис и потеряет любое влияние над Приднестровьем», — объясняет эксперт.
По его словам, реализация этого сценария откроет Кишиневу возможность для реинтеграции приднестровского региона в состав Молдовы и для урегулирования конфликта.
«Этот план в любом случае необходимо готовить. Прекратить поставки газа левобережью могут три стороны: Украина, Россия, и Молдова», — подытожил Тофилат.
Контекст
После переговоров Кишинева и Тирасполя, состоявшихся в столице Молдовы, молдавское предприятие Energocom и Молдавская ГРЭС (Тирасполь) заключили соглашение: весь газ, поставляемый “Газпромом” в Молдову, получит левый берег, а МГРЭС будет продавать правому берегу электроэнергию по 73$ за мВТ/ч.
У Молдовы есть газовые резервы в хранилищах Румынии и Болгарии, которых, по словам властей, может хватить на два месяца. Министр инфраструктуры Андрей Спыну также отметил, что ежедневно Молдова закупает дополнительные объемы газа на европейских биржах.
«Газпром» стал сокращать объемы поставок газа в Молдову в начале октября. После этого Кишинев стал искать альтернативы: например, столичный поставщик теплоэнергии Termoelectrica перешел на производство на основе мазута.
Нехватка газа привела к тому, что Молдавская ГРЭС не способна поставлять правобережью электричество. В приднестровском регионе установили ЧП в области экономики и стали говорить о “гуманитарной катастрофе”. Чиновники из Тирасполя неоднократно просили Москву найти решение в энергетическом вопросе.
После того как Украина приостановила экспорт электроэнергии в Молдову после массированных обстрелов критической инфраструктуры, Молдова была вынуждена закупать электроэнергию в Румынии по ценам в три-четыре раза выше тех, что могла обеспечить МГРЭС.