Корреспондент Свободной Европы Рикард Йозвяк побеседовал с министром иностранных дел Литвы Линасом Линкявичюсом о перспективах развития отношений между Республикой Молдова и Европейским союзом, а также о том, каковы приоритетные задачи нового кабинета министров во главе с Майей Санду.
Линас Линкявичюс: Я уже довольно давно знаком с [министром иностранных дел Молдовы] Нику Попеску. Ранее он не входил в состав представителей исполнительной ветви власти, и потому мы с ним, образно говоря, носили разные тапочки... Итак, я знаю его уже немало времени, и одновременно понимаю, что от него можно ждать, на что надеяться. Надо сказать, что у него по-настоящему проевропейский менталитет, так же, впрочем, как и у его коллег по кабинету министров, которые твердо говорят, что намерены следовать по пути евроинтеграции.
Недавно – в прошлом месяце – я приезжал с визитом в Кишинев, у нас было множество встреч с официальными лицами Молдовы. Состоялись переговоры с премьер-министром Майей Санду, с вице- премьером Андреем Нэстасе, который сейчас одновременно руководит министерством внутренних дел. Еще я побеседовал с президентом Игорем Додоном. Его позиции мне показались сбалансированными. Более того, на мой взгляд, он даже проявляет определенную осторожность, если можно так выразиться, воздерживаясь от заявлений о «смене курса», связанного с сотрудничеством с Евросоюзом и Североатлантическим альянсом. В Кишиневе, как вы знаете, работает бюро связи НАТО, и, кроме того, есть и другие проекты сотрудничества с НАТО. В общем, по всем этим направлениям ситуация остается константной.
Я хорошо помню политические взгляды президента Додона. И я не исключаю, что его месседжи действительно серьезно поменялись
Кроме того, я встретился с руководством парламента и представителями оппозиции от Демократической партии, которая совсем недавно находилась у власти. У меня сложилось четкое ощущение, что демократы хотели бы избавиться и от «наследства» Влада Плахотнюка, и от последствий его действий.
Так же для меня очень важным было понять, на каком этапе находятся проевропейские процессы, в каком виде реализуются поставленные задачи, насколько будут целенаправленными усилия.
Да, на первый взгляд это кажется довольно странным – видеть такую коалицию, партнерство между социалистами и Майей Санду!.. Вообразить себе подобный вариант сотрудничества еще совсем недавно было чрезвычайно непросто!.. А сейчас это стало реальностью.
Я хорошо помню политические взгляды президента Додона, о которых он говорил еще до того, как стал президентом. И я не исключаю, что его месседжи действительно серьезно поменялись, если можно так говорить, ведь надо учитывать, что он согласился с необходимостью продолжения европейского курса – причем безо всяких оговорок.
Вот такие идут дела, по крайней мере, в настоящее время… Конечно, сохраняется масса неопределенности относительно грядущих событий, но, вместе с тем, нынешняя ситуация показывает, что внешним партнерам необходимо проявлять активность в вопросах поддержки нынешней власти в Республике Молдова. Аналогичное взаимопонимание я чувствовал и во время встречи с Нику Попеску, который обрисовал нам, скажем так, вполне реалистичную картину дня.
А теперь – давайте поговорим о том, чего же ждут от нас, от Евросоюза, о том, что зависит от нас. Мы передали совместное, заранее согласованное послание, основной месседж таков: Европа намерена и впредь предлагать свою техническую и финансовую поддержку, однако, тут уж все зависит от проводимых реформ, которые входят в список первоочередных задач.
Что нам предстоит сделать? Стать своеобразным ориентиром
Да, те же задачи были актуальными и для предыдущего правительства… Помните ряд условий, которые прошлой осенью, насколько я помню, получил официальный Кишинев? Но зато сейчас у правительства есть отличный шанс на то, чтобы Молдова вновь стала лидером среди стран, подписавших соглашения об ассоциации с ЕС. Хотя параллельно нам нужны и доказательства, неоспоримые аргументы, которые будут доказывать устойчивость и необратимость [европейского пути].
Свободная Европа: Итак, Республика Молдова вновь движется в правильном направлении… Европейская комиссия возобновила поддержку молдавского бюджета, в ближайшее время может последовать даже выделение макрофинансовой помощи со стороны ЕС. С другой стороны, не станут ли все эти проблемы реальной обузой для Евросоюза, и особенно – сейчас? Откровенно говоря, нынче было бы довольно нелепым утверждать, что проект Восточного партнерства является одним из приоритетов повестки Евросоюза.
Линас Линкявичюс: Тут я с вами соглашусь, – эти вопросы действительно не слишком часто попадают в верхние строчки повестки дня, хотя нельзя говорить и о том, что их вообще в повестке нет, что их не учитывают.
Проводятся различные встречи, ведутся переговоры, и я надеюсь, что у нас появится отдельный Совет по ассоциации – возможно, ближе к осени. Совершаются поездки, организуются визиты… Например, недавно в Кишиневе побывали и еврокомиссар Йоханнес Хан, и некоторые министры, а это же тоже своего рода сигнал о том, что Молдова [для ЕС] важна. Я не думаю, что можно говорить о каком-либо отсутствии внимания!..
Поддержка существующих отношений и связей для нас точно так же нужна и важна!
Что нам предстоит сделать? Стать своеобразным ориентиром, помогать двигаться по выбранному пути. Это же было не наше решение – это наши партнеры хотели продолжить свое сближение с Европой. И потому правительству нужно решить, а хочет ли вся страна следовать то дороге, ведущей к ЕС. Со своей стороны, мы окажем всю необходимую для этого поддержку. Но, безусловно, не менее важно, чтобы евроинтеграционный курс пользовался поддержкой граждан.
Свободная Европа: Сейчас идет процесс назначения высшего руководства Европейского союза… Есть [глава Евросовета] Шарль Мишель, которого, скажем так, нельзя назвать политиком, который всерьез интересуется проблемами государств Восточной Европы. Или вот есть [председатель Еврокомиссии] Урсула фон дер Лейен, которая, конечно, понимает проблемы стран, расположенных на востоке ЕС, но ее в этом отношении нельзя сравнивать с политиками масштабов Дональда Туска... Где вообще восточные европейцы?! И еще: как вы думаете, будет ли сохранен пост европейского комиссара, который курирует политику добрососедства?
Линас Линкявичюс: Трудно об этом пока говорить, а потому не стоит делать поспешных выводов. Но – да, вы правы. Нам тоже бы хотелось увидеть продолжение запущенных процессов, и именно потому о них следует постоянно напоминать, подчеркивать, что процессы нуждаются в пристальном внимании…
Хотя подобные задачи и ранее не были легким делом. И точно такими же непростыми они останутся и впредь. Впрочем, было бы преждевременным говорить сейчас о том, что в перспективе внимания [со стороны Европейского союза] будет меньше. Поддержка существующих отношений и связей для нас точно так же нужна и важна!