Главная задача новой власти – обеспечить стабильность, и хотя сейчас ситуация относительно нормализовалась, интересы Партии социалистов и блока ACUM совпадают далеко не полностью. Своим мнением о политических процессах поделился экс-депутат от ЛДПМ Вадим Пистринчук.
Свободная Европа: У правительства Майи Санду есть уже второе подтверждение разблокирования финансовой помощи ЕС, но в то же время кабинет критикуют в свете визита Дмитрия Козака, который в течение трех недель дважды побывал в Кишиневе. Считаете ли вы, что позиция, которую заняла Майя Санду, пытаясь разблокировать диалог с Россией и активизировать отношения с Западом, выгодна молдавским гражданам?
Вадим Пистринчук: Я бы не говорил, что диалог с Россией был заблокирован полностью. У нас есть серьезные проблемы в плане отношений, но диалог поддерживали и президент Додон, и премьер Филип; организовывались встречи, и у нас не было ситуаций, когда общение бы прекращалось. Во-вторых, Майя Санду как премьер-министр обязана встречаться с правительственными делегациями других стран, в том числе России, независимо от своих геополитических предпочтений и давления в самой Республике Молдова. Дмитрий Козак – заместитель премьер-министра России, спецпредставитель российского президента по развитию торгово-экономических отношений с Республикой Молдова. Значит, эта встреча вписывается в институциональные обязанности премьер-министра.
Что касается внешнего финансирования, то это хорошая новость, и никто не сомневался, что сигналы по поводу разблокирования финансирования будут оптимистичными. Республика Молдова очень нуждается в ресурсах, потому что, во-первых, они обеспечивают стабильность бюджета, во-вторых, появляется больше инфраструктурных проектов. Как только транши ЕС будут разблокированы, другие доноры тоже возобновят финансирование. Одновременно будет высвобождаться и больше внутренних госресурсов на определенные проекты, будут корректировки и новые вложения.
Демократы перешли все мыслимые и немыслимые границы, насаждая страх и покорность
Свободная Европа: Вы сказали, что Демпартия никогда не сворачивала диалог с российскими партнерами, но ДПМ, которая упустила власть, утверждает, что при формировании новой коалиции блок ACUM пошел на определенные уступки России и социалистам в вопросе о возможной федерализации. Демократы настаивают на этой идее…
Вадим Пистринчук: Они настаивают, потому что другой риторики у них нет, они оказались в оппозиции совершенно неожиданным образом, и единственная соломинка, за которую они могут ухватиться – это пугало под названием «федерализация Республики Молдова». Никто никаких гарантий не давал, и все «интерпретации», которые гуляют по Кишиневу, не стоит даже комментировать. Не так это все делается.
Никакой угрозы федерализации нет, это очередная страшилка, которой размахивает сейчас так называемая демократическая оппозиция. Да и вообще тема федерализации лишена содержания, этого не хотят граждане Республики Молдова, коалиционное правительство и сами приднестровские элиты, насколько можно судить по материалам тираспольских СМИ. Это искусственно раздутая тема, которую пытаются эксплуатировать демократы, утверждая, что были достигнуты какие-то закулисные договоренности.
На самом деле реальность другая, все очень просто: эти два политформирования – блок ACUM и социалисты – диаметрально противоположны по ценностям и идеологии, и они объединили свои усилия чтобы политически выжить и избавиться от постоянного давления, от постоянной угрозы, которая исходила от Демпартии. И демократам нечего жаловаться, их неоднократно предупреждали, что именно так все и будет, что люди выйдут на улицу, что объединятся те, кто, казалось бы, неспособны уже на сопротивление – потому что они, демократы, перешли все мыслимые и немыслимые границы, насаждая страх и покорность в народе.
И решение о сотрудничестве призвано вернуть в нормальное состояние госинституты и восстановить минимальный баланс власти в государстве. Именно в этой точке совпадают интересы. Я думаю, что попозже социалисты пожелают взять реванш, захотят вернуться к более четко выраженной пророссийской повестке, но на данный момент у них такой возможности нет. Сейчас они зависят друг от друга, их объединяет общая задача – восстановить правопорядок в Молдове, и это – их основная задача.
Та партия, которая начнет тормозить процесс реформ, очень много потеряет, общество этого никогда не простит
Свободная Европа: И все-таки, партнерство блока ACUM и ПСРМ началось при поддержке российского вице-премьера, а потом и Владимир Путин приветствовал назначение правительства Санду. Как вы считаете, Москва ждет чего-то взамен?
Вадим Пистринчук: То, что видели мы – это реакция не только Москвы. Вначале прозвучала крайне жесткая реакция Евросоюза, потом свою позицию обнародовали США и Российская Федерация. В действительности, Евросоюз, США и Россия заняли единую позицию, они поддержали восстановление правового государства в Республике Молдова. Это было очень важно, особенно после памятной «черной недели», назовем ее так, когда Демпартия не хотела уходить, и в Кишиневе образовалось двоевластие. Думаю, именно эта неделя плюс грубейшие ошибки демократов и подвигли трех игроков занять единую позицию.
Что же касается интересов Российской Федерации, то полагаю, что чуть позже, когда ситуация немного прояснится, когда в Республику Молдова начнет поступать финансирование, Москва, вероятно, захочет вернуться к своей повестке, но она прекрасно знает, что не сможет этого сделать через блок ACUM, куда входят разные политические формирования, где у депутатов есть четкое видение перспектив развития Республики Молдова посредством реализации Соглашения об ассоциации.
Скорее всего, Москва увидит определенные возможности по продвижению пророссийских партий, но только после того, как обстановка успокоится, и Республика Молдова вернется в нормальное русло. Думаю, не надо самообольщаться и блоку ACUM, потому что, естественно, в определенный момент, когда немного смоется вся шелуха, которую оставила после себя Демпартия, социалисты захотят восстановить свою пророссийскую ориентацию, что не входит в повестку блока ACUM. Случится это не сразу, поэтому в политическом плане блок ACUM должен быть предельно внимательным, должен не оглядываться по сторонам, а смотреть только вперед, да еще оберегать тылы!
Свободная Европа: Вы представляли в парламенте Либерально-демократическую партию, которая в течение многих лет находилась у власти в Молдове. И тогда, и сейчас говорят о необходимости реформирования системы правосудия. Почему эта реформа так затянулась, и насколько возможно сейчас освободить юстицию от влияния политики? И как это можно сделать?
Вадим Пистринчук: Как можно сделать – что?
Свободная Европа: Сохранить равновесие, не впадая в крайности…
Вадим Пистринчук: Это возможно, но, во-первых, действовать нужно быстро и уверенно, если тянуть с этим процессом, режим успеет перевести дух, начнет восстанавливать связи, искать пути влияния и т.д. Второе – политическая воля. Вот я только что прочитал сообщение, что в Высшем совете магистратуры начинается зачистка… И есть четкие сигналы со стороны правительства, политического руководства о необходимости переформатирования системы юстиции.
Мы, например, депутаты парламента предыдущего созыва, прекрасно видели, как проводилась чистка системы: представители судебной власти, у которых были определенные проблемы, – с декларированием доходов или вынесением спорных решений – назначались на высокие ответственные должности. Так что если есть политическая воля, это сделать несложно. Но есть здесь и проблемы.
Разумеется, при столь сложной идеологической коалиции, уверен, проявятся и определенные разногласия, но я хочу подчеркнуть, что та партия, которая начнет тормозить процесс реформ, очень много потеряет, общество этого никогда не простит, потому что люди ждут нормализации ситуации в системе правосудия. Никто никаких идеалов не строит, люди просто хотят видеть, что процесс пошел, и государство начинает функционировать в нормальном режиме.
Свободная Европа: Если партнерство между блоком ACUM и социалистами сохранится, у Игоря Додона будет больше шансов получить еще один президентский мандат?
Если демократы не реформируются – они обречены
Вадим Пистринчук: Не знаю, до осени следующего года еще слишком далеко. Я не располагаю данными соцопросов, хотя наверняка он будет баллотироваться. Но до этого еще целый год, а при такой интенсивности политической жизни, как в Республике Молдова, я бы не стал торопиться с оценками – будет он бороться еще за один мандат, не будет, есть ли у него шансы, нет шансов… Многое может произойти и в самой партии, могут появиться новые политические формирования, новые лидеры, новые обстоятельства. Так что прогнозы давать преждевременно. Он, разумеется, хочет получить еще один мандат, но как будет развиваться ситуация – посмотрим.
Свободная Европа: Вы допускаете, что может возникнуть еще какая-то сила, в том числе на левом фланге?
Вадим Пистринчук: Я допускаю и хочу, чтобы появились свободные политические силы, которыми никто не управляет и не манипулирует из-за кулис, как происходило у нас в последнее время: «Вот эта партия должна появиться, чтобы оттянула голоса у остальных».
У нас произошли серьезные, даже радикальные перемены: мы избавились от режима, который чрезмерно использовал власть, который пытался контролировать политические партии, судебную систему и т.д. Первый признак, что ситуация нормализуется – это наличие, в том числе, разнообразия, политической свободы. Сюда входит и создание новых партий, и переформатирование существующих, и т.д. Это совершенно нормально, что появляются новые партии – и слева, и справа. Особенно, если учесть, что в Молдове много мелких партий, так что на левом фланге не только могут, а должны появиться новые партии. Кстати, это довольно трудно – создавать партию, это совсем нелегкое дело….
Казалось бы, он – депутат, пользуется неприкосновенностью, – а он настолько быстро ретировался!..
Свободная Европа: Какая участь ждет Демпартию после того, как Владимир Плахотнюк ушел с поста ее лидера? Останется ли партия такой же консолидированной, или начнется ее распад? Как вы считаете, возможны ли какие-то перемены внутри ДПМ?
Вадим Пистринчук: Да это просто неизбежно – по той простой причине, что в последнее время демократы воспринимали политику исключительно сквозь призму власти, неограниченного доступа к власти, полностью игнорируя политические дебаты и все остальные партии.
Демократы придерживались принципа «кто не с нами – тот против нас», и в оппозиции видели только врагов и противников. Если демократы не реформируются и не проведут внутреннюю перестройку на уровне человеческого потенциала, отношений – они обречены, поэтому они вынуждены меняться. И второй момент: когда партия перешла в оппозицию, а за ней тянется длинный шлейф обвинений со стороны и Запада, и Востока, и собственного народа, когда партии инкриминируют захват власти и вмешательство в те области, куда вмешиваться не следовало, когда ее обвиняют в использовании политического запугивания и шантажа… Могу привести простой пример, который касается отношений с европейскими партиями и с Евросоюзом: Демпартия же просто-напросто решила игнорировать эти отношения!
Свободная Европа: Но г-н Плахотнюк не сложил мандат депутата. Что вы думаете по поводу его возвращения в парламент в качестве депутата, избранного по одномандатному округу Ниспорень?
Вадим Пистринчук: Для меня большим сюрпризом стало его исчезновение из страны в тот самый день, когда было объявлено о переходе партии в оппозиции. Казалось бы, он – депутат, пользуется неприкосновенностью, в судебной системе ничего за ночь не изменилось, да и не могло измениться, – а он настолько быстро ретировался!.. Не знаю, решение, конечно, остается за ним, и я не могу сказать, вернется он, или нет... Это задача со многими неизвестными, в том числе для многих его коллег по партии...
Никто не надеется, что все изменится в одночасье, и будет сразу все идеально, но критическая масса изменений необходима
Свободная Европа: А г-н Шор? Как вы считаете, вернется он в парламент?
Вадим Пистринчук: Этого я тоже не могу сказать. Я так и не понял, где он находится. Если он уехал, то здесь наверняка возникнут проблемы с законом. Тот факт, что он уехал, несмотря на подписку о невыезде, – это серьезное нарушение, и по возвращении его должны арестовать и привлечь к суду. Откровенно говоря, я не слышал никакой официальной информации о его местонахождении, о том, уехал он или нет.
Свободная Европа: К каким новым сюрпризам надо готовиться молдавским гражданам?
Вадим Пистринчук: Думаю, предстоит много напряженных моментов между частями временной коалиции, но это абсолютно естественно, учитывая, что партии там с разными, порой противоположными концепциями, разными ценностями и разной риторикой. Поэтому, думаю, разногласия неизбежны.
Сейчас важно использовать все возможности, которые дает временное партнерство, использовать потенциал для восстановления функциональности госинститутов и равновесия ветвей власти в государстве. Люди хотят увидеть, что судебная система больше не контролируется одним человеком или кланом... Конечно, никто не надеется, что все изменится в одночасье, и будет сразу все идеально, но критическая масса изменений жизненно необходима.