Конституционный суд Республики Молдова решил, что парламент может быть распущен, и, таким образом, глава государства вправе подписать соответствующий указ и назначить дату проведения досрочных выборов. Со своей стороны, лидер Партии социалистов Игорь Додон назвал выводы КС «узурпацией». Румынский политолог Раду Карп в интервью Свободной Европе комментирует политические эволюции Кишинева и считает, что властям будет сложно провести качественную избирательную кампанию.
Свободная Европа: После решения Конституционного суда глава государства объявила, что в ближайшее время подпишет указ о роспуске высшего законодательного органа и объявит дату проведения досрочных парламентских выборов. Как вы считаете, политическая война в Республике Молдова закончилась, и выход из политического кризиса найден?
Раду Карп: Нет. Это важный этап, но не финальный. Видел, что социалисты отреагировали очень бурно, они говорят, что попытаются остановить роспуск парламента любыми средствами. Это война на выматывание, и до сих пор в ней побеждали те, кто последовательно продвигал ряд аргументов. Г-жа Майя Санду выступала с идеей о роспуске парламента еще во время избирательной кампании, с нею она и победила. Так что в выигрыше — те, кто постоянно поддерживал такой вариант.
Избежать досрочных выборов уже довольно сложно — механизм запущен
Я помню, что в начале нынешнего кризиса социалисты выступали за роспуск парламента и вполне определенно говорили, что у тогдашнего премьер-министра есть лишь один мандат, и что надо идти к досрочным выборам. Затем они радикально поменяли свою позицию, но пользы это им не принесло, поскольку избежать досрочных выборов уже довольно сложно — механизм запущен.
Свободная Европа: Лидер социалистов и бывший президент Республики Молдова Игорь Додон заявил, что у нынешнего состава парламента есть право не признавать решение Конституционного суда, — ПСРМ считает вердикт «узурпацией власти».
Раду Карп: Если и была так называемая «узурпация», то почему тогда социалисты выступали в КС, выдвигали свои аргументы, причем неоднократно? Вот и на то заседание они направили своего представителя, а были и попытки заблокировать вообще любое обращение в суд, именно на это ориентировались социалисты. Так что им не стоит рассуждать о том, что КС узурпирует власть в государстве, — социалисты сами, как партия, апеллировали к суду.
Свободная Европа: Режим чрезвычайного положения введен в Республике Молдова до конца мая, но тут все зависит от того, что решит КС, как отреагирует Конституционный суд на два обращения депутатов, оспоривших конституционность решения. А какие еще есть сценарии действий у сложившегося парламентского большинства?
Раду Карп: Надо учитывать сценарий, предусматривающий, что парламент попытается продлить чрезвычайное положение, потому что и в первый раз, когда парламент предлагал режим ЧП, было видно, что большинство высказывается за принятие этого предложения, и возможно повторное голосование. На ситуацию нужно смотреть объективно, и, судя по тому, что мы видели до сих пор, правительство не слишком заботилось о соблюдении нормативов чрезвычайного положения.
То есть, я думаю, что принятые меры были более чем непродуманны. И если мы посмотрим на статистику, то действия не дали никакого особого эффекта. Я слежу за темпом распространения заболевания, и, к сожалению, показатели остаются неизменными. Почему меры не подействовали? Потому что они не соответствуют тому, что означает чрезвычайное положение: это не только ограничение поездок в пределах установленного временного интервала, причем только в двух городах — почему не на всей территории республики? Режим чрезвычайного положения надо было вводить на местном уровне, в Кишиневе и Бельцах. Иную логику я понять не могу.
Кабинет министров потерял доверие в плане борьбы с пандемией, и не с момента вынесения решения КС, а намного раньше.
Помимо этого, нужны и ограничения поездок и встреч между членами одной семьи. Я видел, например, что в Великобритании и Бельгии до недавнего времени дома можно было принимать только одного члена семьи. Это и есть чрезвычайное положение, или установленные ограничения, которых в остальное время нет. А мне кажется, что до сих пор никаких подобных мер не предпринималось, и потому продолжение действия режима ЧП не оправдано. Нынешнее правительство не может заявить: мы не добились успехов за два месяца, и мы хотим продлить ЧП еще на два месяца, с той же стратегией. Мне кажется, что этот кабинет министров потерял доверие в плане борьбы с пандемией. И не с момента вынесения решения Конституционного суда, а намного ранее.
Свободная Европа: Многие опасаются того, что выборы во время пандемии проводить не следует, и что внеочередная парламентская кампания в разгар кризиса может этот кризис усугубить.
Раду Карп: Я тоже этого опасаюсь, потому что, объективно говоря, досрочные выборы, когда бы они ни проводились, будут организовываться нынешним правительством, если только исполняющий обязанности премьера не уйдет в отставку (не думаю, что это случится, но все возможно). И не исключено, что те, кто плохо справляется с пандемией, будут с такими же ошибками регулировать ход электорального процесса.
Я внимательно наблюдал за тем, как проходили выборы в других странах, пострадавших от пандемии, и есть несколько примеров передовой практики. Например, в Литве расширили возможность голосовать электронным способом, голосовать из дома. Также были разработаны специальные возможности для тех, кто находится на карантине. А в других странах можно было голосовать несколько дней.
Свободная Европа: Но президентские выборы в Республике Молдова тоже проводились во время пандемии.
Раду Карп: Да, президентские выборы прошли во время пандемии, и они тоже были плохо организованы. Доказательством тому является то, что после выборов число заболевших осталось тем же — или даже выросло. Если посмотреть на ситуацию спустя две недели после второго тура, то мы увидим, что проблемы есть и в сфере медицины, и в области санитарии. В общем, поводы для беспокойства есть, но проблема не в этом. Выборы не могут не проводиться лишь потому, что кто-то их плохо организовывает.
Свободная Европа: ПСРМ жестко раскритиковала решение КС, и лидер социалистов Додон заявил, что досрочные парламентские выборы не могут состояться раньше августа. Правда, это значит, что с самим фактом внеочередной кампании они уже смирились. Но почему вокруг этой проблемы так много разговоров, насколько важно, когда именно будут выборы — месяцем раньше, месяцем позже?
Раду Карп: Социалисты делают элементарный расчет. Нынешняя волна симпатий к партии «Действие и солидарность» (PAS) со временем снизится, и чем ближе к осени, тем больше шансов у ПСРМ. Конечно, каждая партия старается максимально увеличить свои шансы. Вот представители PAS считают, что, наоборот, выборы надо организовать как можно скорее. Но этот вопрос касается не только ПСРМ или PAS, это дело всего общества, и я думаю, что в парламенте надо все подробно обсудить.
Если парламент намеревается ответственно подойти к обсуждению даты голосования, то я надеюсь, что прозвучат убедительные аргументы как «за», так и «против», вы не можете просто заявлять, что хотите выборов в августе или в мае. Должен быть минимальный период для начала кампании, для подготовки списков кандидатов и их проверки, для оснащения избирательных участков, и т.д. Нужны специальные меры из-за пандемии.
Я считаю, что оптимальный период — это не май, и не август. Думаю, выборы надо проводить в июне, для того, чтобы после выхода из нынешнего чрезвычайного положения был хотя бы минимальный срок на подготовку. Повторяю, это не с политической, а с точки зрения сугубо организационной. Вот, скажем, фундаментальный вопрос: будет или нет разрешено досрочное голосование, или заочное голосование, что более чем уместно во время пандемии?
Свободная Европа: Ну, это весьма маловероятно.
Раду Карп: Да, но мы же наверняка не знаем, так что и этот вопрос нужно обсуждать в парламенте. А пока одни поверхностные разговоры, «мы хотим в августе», «а мы — мае!». Надо посмотреть, какая дата наиболее удобна с точки зрения защиты прав граждан, которые будут голосовать. Это фундаментальный вопрос!..
Свободная Европа: Игорь Додон говорит, что институт президента находится под внешним управлением. Позвольте спросить вас, как вы прокомментируете это заявление бывшего президента? По его словам, есть угроза того, что в регионе может вспыхнуть крупный конфликт, он ссылается на события в Украине, думает, что единственное, что мешает Майе Санду идти в фарватере президента Зеленский, — это то, что она не контролирует парламент и правительство, однако, говорит Додон, Молдова может разморозить региональные конфликты под давлением иностранных экспертов.
Раду Карп: Это потрясающее лицемерие. Это во время мандата г-на Додона Республика Молдова действительно находилась в определенной степени под внешней оккупацией, потому что г-н Додон не делал ничего другого, кроме выполнения приказов Москвы.
Но есть и еще одна грань его лицемерия. Г-н Додон поощрял власти Приднестровья, давал награды, говорил, что они герои, ответственные военнослужащие... Разве не эти же военнослужащие нынче направляются к границам Украины из Тирасполя, чтобы усилить давление на Украину? Я тоже задаю вопросы, и считаю, что их надо задавать в Республике Молдова. Если мы продолжим говорить об угрозах в отношении Украины, то давайте скажем определенно, что угрозы исходят не только со стороны Российской Федерации, но и, косвенным образом, поддерживаются теми, кто выступает за постоянное присутствие российских войск в Приднестровье.