Linkuri accesibilitate

Раду Карп: «От кого ждать объективной критики? От г-на Шора с его бизнес-моделью, основанной на воровстве?»


Раду Карп
Раду Карп

Румынский политолог Раду Карп считает, что благодаря победе пропрезидентской партии «Действие и солидарность» (PAS) на досрочных парламентских выборах Республика Молдова преодолела геополитическую дилемму «Восток или Запад», и что страна твердо встала на путь интеграции с Европейским союзом. На что надо обратить внимание новой власти, как «зеленая» энергетика может победить «Газпром», и почему социалисты не выдвинули Мариану Дурлештяну кандидатом в депутаты? Большой разговор на Свободной Европе.

Свободная Европа: Как воспринимаются в Бухаресте политические эволюции в Кишиневе, и удивили ли вас результаты досрочных парламентских выборов 11 июля?

Раду Карп: Да, отчасти, это было неожиданностью, такого большинства никто не ожидал и в Кишиневе, и, думаю, в Бухаресте. В столице Румынии сразу после выборов было немало комментариев. В последнее время тема Республики Молдова не особо обсуждалась, но выборы увеличили интерес к тому, что происходит в Кишиневе.

Свободная Европа: Ожидания граждан, а также внешних партнеров Республики Молдова высоки, — и, прежде всего, в том, что касается реформ. Как вы считаете, можно ли говорить о Республике Молдова как о стране, где начинаются реформы?

Раду Карп: Этого мы еще не знаем. Я лично очень внимательно наблюдал за выступлением г-жи Майи Санду, думал о сформулированных ею приоритетах, и если они будут реализованы, то для Республики Молдова это очень хорошие сигналы.

Свободная Европа: Г-жа Санду заявила, что пришло время для настоящей революции в методах управления страной, назвав приоритетом нулевую терпимость к коррупции. Как вы думаете, удастся ли провести более успешную судебную реформу?

Выступления Натальи Гаврилицы выглядят очень многообещающе, думаю, что ее кандидатура — очень хороший выбор.

Раду Карп: Ожидания очень высоки, и я убежден, что есть и интеллектуальный потенциал, и запас зрелости, необходимые для проведения реформ. Хотелось бы, чтобы после того, как появится правительство, состоялись и дебаты относительно программы правления. А выступления г-жи Гаврилицы выглядят очень многообещающе, как и ее поведение, и ее идеи, высказанные в публичном пространстве. Думаю, что ее кандидатура — очень хороший выбор.

Свободная Европа: Г-жа Санду заявила в парламенте, что будущее правительство должно построить новую модель экономического роста. Потребует ли переосмысление экономической модели усилий со стороны всех политических игроков Республики Молдова? И что вы думаете о том, как будет выглядеть эта модель роста?

Раду Карп: Очевидно, что эта модель базируется на инвестициях, хотя ситуация не очень благоприятная. В целом, почти везде наблюдается спад инвестиционной активности из-за пандемии, и инвестиций в другие страны стало меньше. То есть, нынешней власти будет довольно сложно привлечь инвестиции из-за нынешнего состояния мировой экономики.

С другой стороны, я считаю, что у Республики Молдова есть важный козырь — Германия, которая всегда поддерживала европейский путь, и я думаю, что именно Германия в первую очередь покажет интерес к определенным инвестициям в Республику Молдова. Конечно, если будет благоприятный климат, если стандарты будут гармонизированы с европейскими правилами, потому что все компании в Европейском союзе, включая Германию, разумеется, заинтересованы в стабильности и предсказуемости, которые есть в государствах Евросоюза.

Я считаю, что таким образом Республика Молдова получит шанс на модернизацию и приведение своего законодательства в соответствие с законодательством ЕС, чтобы стать страной, привлекательной для инвесторов.

Пока в отношении коммерческих споров судебная система не работает, интереса к инвестициям у бизнеса нет.

И не только для того, чтобы присоединиться к ЕС и отрапортовать о выполнении условий. Необходимо гармонизировать законодательство, и чтобы у компаний появилась заинтересованность к инвестированию в Молдову, повторяю, нужна предсказуемость. И еще один важный аспект: когда вкладываются крупные компании, они хотят гарантий наличия независимой судебной системы, — по очень простой причине: чтобы в случае возникновения спора, вопрос решался быстро и справедливо.

Вот почему так важно провести реформу юстиции в Республике Молдова, как это произошло и в Румынии. До тех пор, пока в отношении коммерческих споров судебная система не работает, интереса к инвестициям у бизнеса нет. В общем, в программе правления г-жи Гаврилицы я надеюсь увидеть и этот аспект, — как именно будут привлекаться инвестиции и идти гармонизация стандартов Республики Молдова с правилами Евросоюза.

Свободная Европа: Действительно, главной задачей нового правительства будет экономика, — но как обеспечить благосостояние граждан, как создать новые рабочие места с более высоким уровнем заработной платы? Есть обещания со стороны Брюсселя — ЕС предложил порядка 600 млн евро, а еще Бухарест заявил, что пересмотрит соглашение о финансировании, потому что потрачена не вся сумма из тех 100 млн евро, выделенных еще в 2014-м году.

Раду Карп: Да, это правда, эти деньги не использованы, — потому, что не было проектов. Надеюсь, что проекты все же появятся, ведь потребности очень велики. И также надеюсь, что Республика Молдова очень внимательно отнесется к тому, что происходит в румынском пространстве, в частности, к Национальному плану устойчивости и восстановления (PNRR). Почему? Потому что Национальный план Румынии является очень хорошим барометром, он определяет те области, в которые Европейский союз намерен вкладывать средства.

Конечно, на данный момент PNRR еще Брюсселем не утвержден, вероятно, это будет в сентябре, но я думаю, что ориентиры этого плана развития Румынии очень полезны и для Республики Молдова. Представители Брюсселя намерены инвестировать серьезные средства в «зеленую» энергетику, так что в этой области существует потенциал возможностей, который в Республике Молдова не использовался. Например, я не слышал, чтобы в Молдове действовала специальная программа поддержки тех, кто хочет инвестировать в гибридные авто или электромобили. А ведь на подобный проект можно получить много денег! Не слышал я и о программах по приоритетной поддержке инвестиций в возобновляемые источники энергии, в энергию ветра, и т.д.

Мы все же избавились от геополитического давления и постоянного выбора ориентации — на Восток или на Запад.

В некоторой степени мы все же избавились от геополитического давления и постоянного выбора ориентации — на Восток или на Запад. И, по крайней мере, на время обеспечен благоприятный период. Но нужны дебаты! Какая структура энергоснабжения наиболее выгодна для Республики Молдова? Не лучше ли направлять инвестиции в «зеленую» энергетику, на что, повторяю, Европейский союз готов выделять деньги? Тем более, очевидно, что таким образом сильно уменьшится и газовый прессинг, проблема уже не будет настолько актуальной. И уж тем более, что сейчас обсуждается новое соглашение с «Газпромом». То есть, некоторые проблемы можно решить, если внимательно наблюдать за эволюциями Брюсселя.

Свободная Европа: А надо ли властям подчеркивать свою абстрагированность от геополитики? В речи президента Майи Санду отсутствовала глава о внешней политике, — то есть, о Востоке и Западе...

Раду Карп: Ну, я уже говорил о том, что пространства для маневров стало больше, а острота политических споров по поводу векторов развития снизилась, — результаты выборов предельно ясны, и никто не может оспаривать проевропейский путь, который избрала Республика Молдова. И в этом-то и состоит момент истины! Почему? А потому, что если реформы потерпят неудачу, геополитический дискурс опять вернется.

Повторюсь, необходимо воспользоваться благоприятной ситуацией, чтобы люди убедились, что приносит им пользу. Граждане Румынии увидели конкретику — после присоединением к Европейскому союзу их доходы увеличились. И в Молдове, я думаю, можно достичь чего-то подобного, — скажем, через год. Люди должны увидеть, что благодаря сближению законодательства с европейским, а также за счет привлеченных инвестиций выросла средняя зарплата и увеличились пенсии.

Отношения с диаспорой необходимо переосмыслить — нужно уделять больше внимания.

А еще мне представляется важным и другой аспект, который, как я вижу, не был представлен в программе г-жи Майи Санду. То есть, конечно, об этом говорилось, но не столь подробно, как я ожидал, — речь об отношениях с диаспорой. Диаспора голосовала активно, и я считаю, что Республика Молдова должна создать новые механизмы для привлечения новых представителей европейской диаспоры, через более широкое представительство в парламенте, через участие в принятии решений, и пр. Думаю, вообще отношения с диаспорой необходимо переосмыслить, в плане того, чтобы диаспоре уделялось больше внимания.

Свободная Европа: Сейчас период распределения должностей, но скоро начнется рутина, и можно ожидать, что власть окажется в центре внимания критически настроенных оппонентов.

Способности нынешней оппозиции к конструктивной критике довольно низкие.

Раду Карп: Я заметил, что способности нынешней оппозиции к конструктивной критике довольно низкие. Я не понимаю, например, почему г-жа Дурлештяну, имеющая опыт работы в сфере экономики, в частном бизнесе, которая знает, о чем идет речь, — так вот, почему те, кто предлагал ее на пост премьер-министра, не выдвинули ее кандидатом в депутаты? Специалист она опытный, и пользуется высоким уровнем доверия... Наверное, это подтверждение того, что критика проектов, альтернативные экономические решения оппозиции не нужны...

Г-н Додон был в отъезде в Турции, — немного поменял он свою геополитическую ориентацию... Что будет — я не знаю, но отсутствие интереса очевидно. От кого ждать объективной критики? От г-на Шора, с его бизнес-моделью, основанной на воровстве? Кто в оппозиции может прийти и сказать: «Я успешный, неподкупный инвестор, — а вот что может сделать правительство». Честно говорю, пока таких фигур я не вижу.

Свободная Европа: Ну, по крайней мере, депутаты фракции «Шор» говорят, что они готовы отказаться от неприкосновенности — и даже проголосовать за соответствующую поправку к Конституции.

Раду Карп: Да, я тоже видел эти заявления, но это риторика... Никто не хочет абстрактным образом лишаться иммунитета! Конечно, нужна конституционная реформа, но это не самый важный вопрос, который мог бы стать предметом обсуждения.

Я напомню, что в прошлом году, примерно в это же время, г-н Додон сформировал комиссию по внесению поправок в Конституцию, которая должна была выступить с рядом предложений. Насколько мне известно, никаких предложений не последовало, хоть представители партии «Шор» и участвовали в дискуссиях на эту тему. В общем, надо задаться вопросом: какие поправки обсуждались, и не были ли они лишь темой для предвыборной кампании, месседжем пропаганды? Что случилось с этим проектом?

Свободная Европа: Как вы думаете, хватит ли голосов в парламенте для внесения поправок в Конституцию? Представители PAS предлагают, например, внести поправки в Основной закон, предусматривающие конфискацию незаконно нажитых активов.

В ЕС есть директива о конфискации незаконно нажитого имущества, по-моему, ее положения можно имплементировать в РМ без внесения поправок в Конституцию.

Раду Карп: Это более деликатная тема, чем кажется на первый взгляд. Я помню, что в какой-то момент мы обсуждали в Румынии вопрос конфискации... Действительно, в Румынии в Конституции существует положение о презумпции незаконно добытого имущества, так что дальнейшее — технический вопрос. И в законодательстве ЕС есть директива о конфискации. Надо посмотреть, в какой степени Республика Молдова, не являясь частью Евросоюза, могла бы внедрить эту директиву без внесения поправок в Конституцию.

По-моему, положения директивы можно имплементировать во внутреннее законодательство Республики Молдова без того, чтобы вносить поправки в Конституцию. И думаю, что это было бы очень хорошим знаком, — доказательством того, являются ли разговоры риторическими, или же это реальные намерения. Достаточно принять директиву о расширенной конфискации, которая, повторяю, действует в Европейском союзе уже много лет, и система работает отлично.

XS
SM
MD
LG