Оценки по методике Всемирного банка (ВБ), о которой говорил президент РФ, находим, в частности, в “Докладе об экономике России”, представленном банком почти 11 лет назад – в июне 2009-го. Его авторы предложили тогда такую классификацию:
- бедное население (с доходами ниже национального уровня бедности);
- уязвимое население (с доходами выше уровня бедности, но не выше 150% от него);
- российский средний класс (население с доходами выше 150% уровня бедности, но ниже минимального уровня потребления так называемого “среднего класса мирового уровня”);
- средний класс мирового уровня (как поясняли авторы доклада, к нему относится “группа населения, способная покупать импортные товары высокого качества, импортные машины, осуществлять международные путешествия, а также имеет доступ и возможности пользоваться услугами международного уровня, включая высшее образование);
- богатое население мирового уровня
И общая структура населения России в соответствии с такой классификацией представлялась авторам доклада ВБ так:
Судя по этим оценкам, если до кризиса 2009 года доля двух категорий населения среднего класса в России превышала 68%, то с кризисом она сократилась до уровня ниже 62%.
Спустя 10 лет, в очередном “Докладе об экономике России”, который Всемирный банк представил в декабре 2019 года, речь шла о доле “экономически благополучного населения” (по методологии ВБ, это домохозяйства с доходами более $11/день – в пересчете по паритету покупательной способности валют по состоянию на 2011 год). То есть указанная категория включает всех гражданах с доходами, превышающими этот уровень, а не только тех, которых относят собственно к среднему классу.
Доля экономически благополучного населения, отмечалось в докладе ВБ, за последние несколько лет в России заметно сократилась:
2014 – 79%
2015 – 74%
2017 – 72%
2018 – 72%
Если же иметь в виду уровни дохода для отнесения граждан к категории именно среднего класса при международных сравнениях, то, согласно текущей методологии Всемирного банка, таковыми являются доходы в диапазоне от $11 до $28 в день (по ППС 2011 года).
Однако наряду с этим, “абсолютным” показателем Всемирный банк использует и другой – “относительный”. Таковым является уровень доходов в диапазоне от 75% до 125% медианного по стране дохода (это некий расчетный уровень, относительно которого у одной половины населения страны доходы больше, у другой – меньше).
В частности, в представленном в 2019 году специальном исследовании ВБ, посвященном проблемам неравенства распределения доходов в ряде стран Европы и бывшего СССР, для определения общей структуры населения по доходам (ниже уровней среднего класса – средний класс – выше среднего класса) используются оба показателя. Приведем оценки ВБ по некоторым из этих стран:
Как видим, различия при сравнении стран по “относительному” показателю доходов гораздо меньше, чем при сравнении по “абсолютному”: в Германии или во Франции, где зарплаты в принципе выше, доля граждан с доходами более $28 в день по определению гораздо больше, чем в странах бывшего соцлагеря.
Сходный “относительный” показатель для определения среднего класса населения используется и в аналитике Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), объединяющей на сегодня 36 наиболее индустриально развитых стран мира. Только диапазон для среднего класса здесь гораздо шире: 75% – 200% медианного по стране дохода. В некоторых случаях он еще подразделяется на три отдельных: 75–100%; 100–150%; 150–200%.
Сопоставив данные из последнего по времени тематического обзора ОЭСР (представлен в 2019 году), мы свели их в несколько графиков – по группам стран. Как видим, лишь в немногих из них доля среднего класса (по классификации ОЭСР) в общей численности населения приближается или даже превышает 70% – среди всех стран ОЭСР таких всего 7–8:
Обратимся теперь к некоторым экспертным оценкам, они в каждом случае также исходят из различных критериев. Так, российское Аналитическое кредитное рейтинговое агентство (АКРА) представило в 2018 году исследование, сколько должны зарабатывать жители разных регионов России, чтобы считать себя средним классом.
В рамках исследования эксперты АКРА относили к среднему классу в России тех граждан, “которые могут позволить себе ипотеку и автокредит, не имеют проблем с оплатой счетов и покупкой необходимых товаров, выезжают за границу и осуществляют накопления”.
Хотя однозначного определения среднего класса не существует, “его содержательное отличие от других в том, что он начинает инвестировать свои ресурсы в образование, здравоохранение и другие расходы, связанные с развитием”, поясняла РБК директор по социальным исследованиям Высшей школы экономики Лилия Овчарова.
Вывод авторов исследования: минимум такого заработка для большинства регионов России – примерно 60 тысяч рублей в месяц (при тогдашней средней по стране начисленной зарплате в 39 тысяч рублей; средняя за 2019 год – около 47,5 тысячи рублей в месяц). Кстати, 60 тысяч рублей в месяц – это как раз 175% медианной по России зарплаты за 2019 год, исходя из данных Росстата:
Осенью прошлого года были представлены результаты профильного исследования экспертов российской Высшей школы экономики. Они отмечали, что “агрегированный средний класс в современной России включает в себя лиц со среднедушевыми доходами в домохозяйствах свыше 1,25 в их типах поселений, а также тех, кто обладает одновременно высшим образованием и профессиональными позициями, характерными для среднего класса, при условии, что их доходы выше уровня в 0,75 медианы доходов в их типах поселений”. Вывод исследования: определенный таким образом средний класс насчитывает 38,2% населения России.
Аналитики агентства “РИА Рейтинг” летом прошлого года представили собственное исследование – рассчитанный по данным Росстата рейтинг российских регионов по численности среднего класса. К нему относили “семьи, которые могут позволить себе покупку автомобиля и квартиры, соответствующей размеру семьи, при этом после ежемесячных выплат по кредитам на автомобиль и жилье для повседневных расходов у них должно оставаться не менее двух региональных прожиточным минимумов на человека”.
В итоге к среднему классу – в целом по стране – было отнесено лишь 14,2% населения, с разбросом по регионам от 45% до 2%. При этом в 61 из 85 регионов России эта доля оказалась ниже среднего по стране уровня.
В четверг, 19 марта, курс российского рубля к доллару снизился до минимального за последние 4 года уровня. Официальный курс на 20 марта – почти 80,16 ₽/$. Такого не видели с января 2016-го…
Теперь подсчитаем. Медианная зарплата в России, по данным исследования Росстата, в прошлом году составляла примерно 72% от средней начисленной. Исходя из средней за весь 2019 год начисленной зарплаты в 47,468 тысячи рублей в месяц, медианная – 34,177 тысячи (по текущему обменному курсу – $426).
Вспомним, что по классификации и Всемирного банка, и ОЭСР нижним порогом для “среднего класса” является доход в 75% от медианного по стране. Для нашего примера – это 25,633 тысячи рублей в месяц (когда нет иных доходов, кроме зарплаты). То есть, условно, именно с этого уровня начинаются сегодня в России доходы среднего класса – если исходить из методик ВБ и ОЭСР.
Тогда как 1,5 минимальной зарплаты (12 130 рублей в месяц с 1 января 2020 года), о которых говорил президент, на сегодня сумма почти на 30% меньшая – 18,195 тысячи рублей в месяц.