Linkuri accesibilitate

«Что бы ни говорили о русских, а Дмитрий Козак выступил как настоящий европейский политик»


Влад Цуркану
Влад Цуркану

Влад Цуркану — об итогах визита дипломатов ЕС, США и РФ

Поможет ли решить политический кризис в Молдове дипломатический десант Брюсселя, Вашингтона и Москвы? И если да, то каким образом? Своим мнением со Свободной Европой поделился политический обозреватель Влад Цуркану.

Свободная Европа: Приезд высокопоставленных представителей Брюсселя, Вашингтона и Москвы – Йоханнеса Хана, Брэдли Фредена и Дмитрия Козака – широко обсуждают и граждане, и эксперты. Оправдались ли ожидания по поводу недавнего десанта дипломатов?

Влад Цуркану: Визит трех высокопоставленных гостей однозначно оставит след в молдавской политике, пусть и необязательно в том смысле, в котором многие восприняли это событие – что, мол, Фреден, Хан и Козак прибыли в Кишинев для того, чтобы сконструировать – или, напротив, развалить – какие-либо варианты коалиций. Скорее, они могли разблокировать определенные процессы на политическом уровне, застывшие по субъективным причинам, в том числе, из-за давней вражды и крайне специфичных, я бы сказал, взглядов, присущих молдавскому политическому классу. Но удалось им это или нет – пока никто не может сказать.

Мы все видели, что г-н Хан пытался взывать к разуму, объясняя, что в отсутствии коалиции МВФ, например, не в состоянии возобновить партнерство с Республикой Молдова. Не менее неожиданную позицию высказал представитель России Дмитрий Козак, который на совместном брифинге с Игорем Додоном говорил куда более прагматично, нежели глава государства. Касаясь темы досрочных выборов, Козак посоветовал прислушаться к мнению Венецианской комиссии. Кроме того, он заявил, что политические отношения между Российской Федерацией и Республикой Молдова заморожены. И это на фоне того, что Игорь Додон в последние три года постоянно пытался нас убедить, что отношения с Россией улучшаются – и как раз-таки благодаря ему!

В общем, мы узнали много полезного, но, правда, результатов пока нет. Никто не говорил ничего конкретного, но это, в принципе, и естественно.

Свободная Европа: Однако еврокомиссар Хан, с одной стороны, и российский вице-премьер Дмитрий Козак, с другой, высказали совершенно противоположные рекомендации. Как вы объясняете настолько широкую палитру мнений?

Влад Цуркану: Думаю, это нормально, когда позиции представителей Запада и Востока не совпадают, ведь эта два разных мира. Но я не считаю, что Хан и Козак говорили совсем уж на разных языках. Возможно, это мы слишком буквально восприняли их заявления.

Дмитрий Козак – человек из окружения Путина, очень искусный дипломат, мы уже не раз в этом убеждались

Как я уже говорил, Дмитрий Козак говорил о необходимости прислушаться к рекомендациям Венецианской комиссии, а Йоханнес Хан допустил возможность появления любой конфигурации правительства – думаю, тем самым он попытался сказать, что неспособность представителей парламентских партий договориться не имеет под собой серьезных оснований, которые следовало бы принимать в расчет. Ну, и что определенные разногласия вполне преодолимы, если только переговорщиков на самом деле волнуют интересы страны.

Я думаю, что г-н Хан обращался и к Партии социалистов. Он говорил о ПСРМ как о политформировании, способном сформировать правящую коалицию, которая бы пользовалась поддержкой Брюсселя. Иными словами, все эти дипломатические экзерсисы помогли нам понять, что в молдавской политике слишком много формы и мало содержания – и что если мы сконцентрируемся на каких-то практических моментах, то возможно, ситуация прояснится.

Еврокомиссар Йоханнес Хан (в центре) в Кишиневе, 3 июня 2019 года
Еврокомиссар Йоханнес Хан (в центре) в Кишиневе, 3 июня 2019 года

Свободная Европа: А как тогда понимать рекомендации еврокомиссара Хана насчет формирования кабинета министров с участием сразу трех парламентских сил – и Демпартии, и ПСРМ, и блока ACUM?

Влад Цуркану: Думаю, чиновник Евросоюза проявляет последовательность, потому что если, предположим, три главные парламентские партии Молдовы решат сформировать коалицию, то ЕС вправе ожидать, что этот союз будет соблюдать все предыдущие рекомендации.

Иными словами, я вообще не вижу причин, ради которых Евросоюз смягчил бы свои жесткие принципы, которые были выдвинуты в последние годы. Я говорю и о расследовании «кражи века» – банковского мошенничества 2014 года, и о реформе избирательной системы в исконно нашем «молдавском стиле», и многие другие сюжеты, которые, как известно, в последнее время серьезно ухудшили отношения Кишинева и Брюсселя. Никто ведь не выступает за отмену выдвинутых требований!..

Другое дело, что для выполнения требований ЕС в Кишиневе должна появится реальная власть. Ведь и преемник Хана, имя которого станет известно через несколько месяцев, не сможет вести переговоры с Кишиневом, коль скоро у нас настолько затянулся период временного исполнения обязанностей нынешним кабмином. Для начала нужен конкретный человек, с которым можно вести переговоры, так ведь? В том и состоит логика Брюсселя.

Свободная Европа: Хорошо, а как вы оцениваете вариант временной коалиции в составе блока ACUM и Партии социалистов? Например, для возврата к пропорциональной избирательной системе, как «подсказывал» Дмитрий Козак?

Влад Цуркану: Я думаю, что возможна любая конструкция правительства – при нашей-то полнейшем раздрае!.. Важно завершить инерционные процессы, которые доминировали у нас года 3-4, и начать движение вперед. Так что – да, я допускаю конъюнктурный альянс между Партией социалистов и блоком ACUM, который позволил бы вернуться на исходные позиции.

Мы сегодня говорим о трех политических силах, прошедших в парламент, но лишь одна партия – Демократическая – руководит всеми госструктурами. Поэтому у нее более выгодное положение, а кроме того, есть дополнительные рычаги на переговорах. Но по отношению к двум другим политформированиям это несправедливо…

Российский вице-премьер Дмитрий Козак и президент Молдовы Игорь Додон на брифинге в Кишиневе
Российский вице-премьер Дмитрий Козак и президент Молдовы Игорь Додон на брифинге в Кишиневе

Свободная Европа: Г-н Цуркану, давайте попробуем упростить для лучшего понимания рекомендации российского вице-премьера. Он говорил следующее: разрешить кризис могут досрочные выборы, и они неизбежны. А коалиция необходима хотя бы ради отмены смешанной системы выборов и возвращения к пропорциональной формуле. И уже после этого можно проводить досрочные выборы. Эти советы – внимание! – вписываются в свод рекомендаций Венецианской комиссии. И главный месседж – в том, что коалиция возможна лишь между партиями, которые выступают за организацию досрочных выборов по пропорциональной системе. Как вы думаете, почему Козак предложил именно такой вариант? Уже полно самых разных спекуляций по поводу его заявлений, многие эксперты увидели здесь некий подвох, какие-то «далеко идущие планы»… И параллельно аналитики гадают: чем придется заплатить за реализацию такого сценария?

Влад Цуркану: Я бы не рисковал рассуждать в таком ключе о планах и намерениях Российской Федерации – и особенно после заявлений политика первой величины, каковым является Дмитрий Козак. Он – человек из окружения Путина, очень искусный дипломат, мы уже не раз в этом убеждались. Что бы там ни говорили о русских, а на брифинге в Кишиневе Дмитрий Козак выступил как настоящий европейский политик!

Признаюсь, для меня подход Москвы к политическим событиям в Кишиневе оказался немного неожиданным, и я считаю, что г-н Козак достиг своей цели – он показал молдавской публике, что у Российской Федерации иные ожидания от своих партнеров в Кишиневе. Отличающиеся от того, что пытаются навязывать эти самые партнеры – социалисты!..

Демократам не помешает замедлиться, перевести дух – чтобы выйти из нынешней изоляции, которая их совершенно не устраивает

Свободная Европа: В сухом остатке – открытый сигнал блоку ACUM и ПСРМ о необходимости сформировать временную коалицию. Для того, чтобы организовать досрочные выборы по прежней, пропорциональной системе. Что мешает блоку ACUM и Партии социалистов последовать рекомендациям г-на Козака?

Влад Цуркану: Возможно, затягивание с принятием решения объясняется тем, что социалисты все еще колеблются. Они боятся довериться своим инстинктам – и выбирают: действовать по рекомендациям Москвы – или же своих кишиневских партнеров, в лице Демпартии?

Мы уже видели неспособность социалистов принимать решения. Возможно, Дмитрий Козак попытался помочь им выбрать… Но я не уверен, что его советы предопределят итоговый вариант ПСРМ. Тем не менее, мне кажется, правы те, кто говорят, что решения принимаются в Кишиневе, а не где-то там за рубежом. Ну, а еще у социалистов есть инстинкт самовыживания. И этот инстинкт подсказывает – не стоит принимать решений, после которых социалисты окажутся по разные стороны баррикад с теми, кто контролирует противостояние в Кишиневе, – с демократами.

Глава отдела Бюро по делам Европы и Евразии Госдепартамента США Брэдли Фреден и премьер-министр Молдовы Павел Филип, 3 июня 2019 года
Глава отдела Бюро по делам Европы и Евразии Госдепартамента США Брэдли Фреден и премьер-министр Молдовы Павел Филип, 3 июня 2019 года

Свободная Европа: И последний вопрос: какую линию поведения выберет Демпартия, если советы российского вице-премьера будут реализованы? ДПМ – по-прежнему партия власти…

Влад Цуркану: Демпартия по-прежнему находится в наиболее выигрышной позиции, и она пока еще может выбирать партнеров. Но я не думаю, что результаты досрочных выборов позволят ДПМ удерживать то же положение, позволят демократам по-прежнему раздавать приказы и позиционировать себя в качестве всемогущего хозяина.

Мне лично кажется, что Демпартии лучше бы позволить себе некое послабление. Демократам не помешает замедлиться, перевести дух – для того, чтобы выйти из нынешней изоляции, которая, понятное дело, их совершенно не устраивает. Действовать прежними методами уже не получится, и еще есть международная повестка…

Я, конечно, не говорю, что ветра перемен из Украины или Румынии уже чувствуются в Кишиневе!.. Но в любом случае ведущие молдавские политические акторы сейчас вынуждены размышлять о новых подходах и новой философии [политического курса] – и эти подходы должны отличаться от «установок», которые доминировали в нашей политике в течение последних трех лет.

XS
SM
MD
LG