Linkuri accesibilitate

Молдова и предвыборные разборки. Понятно, что ничего не понятно.


Под теплым крылом геополитики

До очередных парламентских выборов остается чуть больше полутора месяцев, и каждая рабочая неделя приносит всё новые интриги в молдавскую политическую жизнь. Очередная «война опросов», неожиданные приходы, переходы и возвращения политиков, «давайте жить дружно» и провальные «праймериз». Предстоящие выборы действительно будут самыми скандальными и грязными в 23-летней истории Республики Молдова, но справедливо и то, что это будут самые непредсказуемые выборы, когда даже правящие партии отнюдь не источают уверенности в своей победе.

Что происходит сегодня в молдавской политике? Почему многие местные политологи утверждают, что 30 ноября будут не политические, а геополитические выборы? Я не могу согласиться с таким мнением в силу ряда существенных причин. Начнем с того, что Молдова из-за географического положения («на стыке славянского и романского/европейского миров») обречена на перманентный геополитический выбор. Это не новость, а политическая константа.

С другой стороны, разговоры о «геополитических» выборах имеют ярко выраженное региональное пояснение: кризис в Украине до предела обострил отношения внутри СНГ и на линии Россия – ЕС. Но это не значит, что Молдова проходит свои электоральные испытания исключительно с оглядкой на восточные события.

Проще говоря, в том, что один известный молдавский олигарх продолжает держать под контролем почти всю властную систему, нет никакого «украинского следа». Этот господин пришел в публичную политику по итогам прошлых парламентских выборов, когда о присоединении Крыма к России не могли и помыслить, а слово «Новороссия» было известно лишь историкам. И сегодня, когда этот персонаж не собирается отпускать вожжи, я бы посоветовал некоторым своим «геополитическим» коллегам не тыкать лукаво в Москву или Брюссель, а оглянуться на дела сугубо молдавские. Ибо Владимир Путин не виноват в том, что Вячеслав Ионицэ обвинил Влада Филата в воровстве денег; Ангела Меркель не заставляла Григория Петренко переходить в команду Ренато Усатого, а Барак Обама не просил Юрия Рошку возвращаться в политику.

Утверждения о «геополитических парламентских выборах» не выдерживают никакой критики еще и по той причине, что на условном левом фронте по-прежнему нет единства. Одинаково патетические экзерзисы левых партий на тему «Как я проведу Молдову в Таможенный союз» отнюдь не означают, что а) эти партии сами верят в то, что говорят, б) кто-то верит им, в) у каждой из них есть достаточные ресурсы и электоральная база для достижения поставленной цели.

За последние три дня я услышал столько версий о (не)возможности формирования широкой левой коалиции, что бесповоротно убедился минимум в двух вещах: 1) личные амбиции были и будут «альфой и омегой» политической мотивации 99% партийных лидеров, 2) лозунги о Таможенном союзе стали такой же антитезой официальному европейскому курсу, как 5 лет назад разговоры о европейской интеграции были антитезой курсу Партии коммунистов (хотя после 2003 года ПКРМ как раз и форсировала европейское направление).

В свою очередь, эти два вывода дают основу для двух других умозаключений. В риторике левых партий вектор ТС – это желание сыграть на контрасте и поймать протестную волну (не говоря о том, что они сами не до конца уверены, что и как нужно для этого сделать), заодно выставив себя «первым парнем на деревне». И второе: левые и правые партии настолько увлеклись векторами, что забыли оглянуться и увидеть кошмарное состояние демократических институтов Республики Молдова, которые всё плотнее вязнут в партийно-олигархическом болоте, когда рассуждения о честных выборах – верх наивности.

«Satul arde, dar baba se piaptănă» - эта молдавская пословица как нельзя лучше описывает легкомысленное отношение многих «векторных» партий к реальному состоянию страны. Когда меня спрашивают, какое направление – европейское и евразийское – я поддерживаю, мне становится смешно и грустно одновременно. О какой интеграции куда-либо может идти речь, когда государственные институты превратились в филиалы партийных офисов, закон подменен «понятиями» и круговой порукой, а пресса и силовые структуры стали цепными псами ненасытных олигархов?! Тут уж не до геополитики – надо страну спасать…

Кто платит, тот и заказывает

А страна, между тем, продолжает сбивать людей с толку разношерстными опросами. Менее чем за месяц общественности были представлены итоги трех различных социологических исследований. Так, 17 сентября итоги опроса Vox Populi представила Ассоциация социологов и демографов, 23 сентября – Ассоциация политологов Молдовы, а в начале октября о своей работе рассказали специалисты Института маркетинга и опросов IMAS-INC. Итак, партийные предпочтения опрошенных граждан:

Партия коммунистов Республики Молдова:

Vox Populi – 23,2%

Ассоциация политологов – 24,7%

IMAS-INC – 23,4%

Либерально-демократическая партия Молдовы:

Vox Populi – 13,9%

Ассоциация политологов – 10%

IMAS-INC – 18,6%

Демократическая партия Молдовы:

Vox Populi – 7,8%

Ассоциация политологов – 8%

IMAS-INC – 10,7%

Либеральная партия:

Vox Populi – 6,9%

Ассоциация политологов – 6,9%

IMAS-INC – 6,3%

Партия социалистов Республики Молдова:

Vox Populi – 6,6%

Ассоциация политологов – 6,2%

IMAS-INC – 2,8%.

Я думаю, внимательные читатели уже поняли, почему я представил полученные данные именно в таком виде. Общеизвестно, что в опросах всегда присутствует статистическая погрешность – как правило, в пределах 3%. Но резкие расхождения у трех социологических центров вызывают серьезные вопросы. Например, либеральные демократы. Каким образом Ассоциация политологов дает 10% доверия к этой партии, а IMAS-INC – 18,6%? Многовато для погрешности. Редкое единодушие с цифрами Либеральной партии – и резкий контраст у социалистов.

Кстати, представитель ПСРМ в частной беседе со мной пожаловался на то, что центр IMAS-INC специально «завалил» их формирование по заказу одного известного персонажа. В адрес того же социологического центра прозвучал упрек в лоббировании партии Ренато Усатого (на данный момент уже известно, что этот политик пойдет по спискам партии «Патрия»). Мол, Усатому «нарисовали» более 6%, что не может быть правдой. Справедливости ради я должен сказать, что другой собеседник в неформальной беседе рассказал мне о данных одного закрытого опроса, согласно которому у Усатого аж 9,3%. В общем, определенности мало…

Приход, уход, переход

Нынешняя избирательная кампания имеет принципиальное отличие от предыдущей, 2010 года. Тогда вскоре после выборов начались внезапные уходы влиятельных лиц одной партии – из Либерально-демократической. Весной 2011 года этот процесс принял слишком явный характер, и тогдашний премьер-министр, лидер ЛДПМ Влад Филат ввел в политический оборот слово «кукловод», обвинив Влада Плахотнюка в уводе людей из стана «зеленых».

Так вот, сегодня перемена мест слагаемых происходит уже до выборов, хотя, конечно, никто не может исключить появления «туристов» после 30 ноября. Уже сегодня одни партийцы меняют вывеску, другие приходят хоть в какую-нибудь партию, а третьи возвращаются на арену. До дня голосования еще достаточно времени, но многие игроки уже заняли окопы.

Что имеем на данный момент? Упомянутый Ренато Усатый, получив второй отлуп в министерстве юстиции (в первый раз там отказались регистрировать его «Новую партию», теперь – «ПаРуС»), решил более не искушать судьбу и стал первым номером в списке самой молодой партии – «Патрия», которую в сентябре создал и возглавил бывший посол Молдовы в Румынии Эмиль Чобу. Господин посол уступил Усатому первую строчку, позволив ему фактически определить потенциально проходную часть списка.

После этого один из «талибов» Партии коммунистов Григорий Петренко, оказавшийся в опале у лидера ПКРМ Владимира Воронина, объявил о включении в «список Усатого» и страшно удивился, когда коммунисты объявили о его исключении из своих рядов. На этом фоне вновь пошли разговоры о том, куда же ушли другие «талибы» - Марк Ткачук и Юрий Мунтян, но, по всей видимости, эту выборную кампанию они проигнорируют.

Наконец, настоящим сюрпризом стало решение бывшего председателя Христианско-демократической народной партии Юрия Рошки о возвращении в политику. Главный древолаз Молдовы оповестил общество о намерении пересмотреть Соглашение об Ассоциации с ЕС, о важности сохранения традиционных христианских ценностей и т.д. Одним словом, это не просто «другой» Рошка (тот, который пошел на альянс с коммунистами) – это совсем новый Рошка-евроскептик. Единственное, что осталось у него от прежней эпохи, - жесткость и воинственность. Он предложил предать Филата и Плахотнюка суду и посадить их в одну камеру – чем не лозунг для протестного электората?

«Коэффициент преданности»

Еще один неожиданный шаг был сделан в четверг Партией коммунистов. Автор этих строк в числе двух десятков других экспертов был приглашен на встречу с лидером ПКРМ Владимиром Ворониным. Формат этой встречи определить трудно: вроде не пресс-конференция, но и не закрытый клуб. Что-то среднее между непринужденной дискуссией и развернутой декларацией о намерениях. Меня больше всего удивил сам факт проведения такой беседы – на моей памяти это первое предвыборное мероприятие без участия прессы, выходящее за пределы внутрипартийной «летучки». «С коммунистами работают новые политтехнологи», - сказал я в унисон с некоторыми коллегами по окончании встречи. К слову, большинство приглашенных политологов относятся к правящему лагерю, а еще точнее – к тем, кто подозревается в регулярном получении денежных средств от одного известного персонажа. «Люди (фамилия) на встрече с Ворониным?» - продолжили мы удивляться.

Новизна этого мероприятия была не только в форме, но и содержании. Я ожидал услышать поток проклятий в адрес властей и/или стенаний по поводу притеснения оппозиции, но услышал довольно сдержанную речь о проблемах страны, которые будет сложно решить (мягко говоря) при сохранении нынешней власти. Мимоходом Воронин опроверг утверждения о том, что список ПКРМ составлялся «под руководством» Плахотнюка. Главный коммунист объяснил, что список кандидатов в депутаты комплектовался на основании нескольких критериев: активность в партийной и общественной работе, профессионализм, образование и проч. В каждой десятке по 5 человек из центрального комитета и по 5 – из районных организаций.

Однако главной политтехнологической инновацией стало использованное Ворониным словосочетание «коэффициент преданности». Имеется в виду степень преданности партийцев общему делу, идеалам, а не лидеру или отдельным членам ПКРМ. Так вот, именно «коэффициент» стал определяющим при составлении списка и при избавлении от таких людей, как Петренко. Так это или нет на самом деле, нам еще предстоит узнать.

Другое дело, что правящие партии не были столь откровенны (пусть и только с экспертами) в описании механизма составления списков. Читатель возразит – а как же «праймериз» Демократической партии? А никак. Во-первых, незадолго до «эпохального события» 28 сентября в Интернет просочились обращения рядовых членов ДПМ, которые сообщили о принуждении к голосованию за заранее составленный список кандидатов. Во-вторых, по официальным данным, на «праймериз» пришло всего 98 тыс. человек (по другим данным – чуть более 70 тыс.).

Я поговорил на этот счет с коллегами из гражданского и экспертного сообщества. Они в один голос называют «праймериз» грандиозным провалом, т.к. выходит, что примерно 50 тыс. членов партии сумели привести на голосование только по одному человеку (родственнику, другу). К тому же 98 тыс. человек – это примерно 6% голосов на выборах. «Вот это и есть реальный рейтинг ДПМ – 6%, даже меньше, - говорят мои коллеги. – Партия балансирует на грани непрохождения в парламент – и это вся отдача от сумасшедших денег и админресурса Демократической партии?». Естественно, никто из нас не тешит себя иллюзиями относительно судьбы ДПМ – админресурс сделает всё красиво…

В общем, подготовка к выборам идет полным ходом, но главные интриги и сюрпризы, конечно, впереди. Практика постсоветских «демократических» коррумпированных режимов показывает, что основная масса неожиданностей обрушивается на головы человеческого электората в последние 10-14 дней перед выборами. Всё впереди, уважаемые читатели.

Читайте также:

Молдова и предвыборные разборки. Начало

Молдова и предвыборные разборки. Новые песни о старом.

Опросом по опросу: Молдова на распутье

Магия чисел и политические иллюзии

Диктатура пяти процентов

XS
SM
MD
LG