Linkuri accesibilitate

Наталья Катринеску-Гаврилицэ: «„Наследить“ и „оставить след“ — не одно и то же»


Новый глава министерства финансов Молдовы Наталья Катринеску-Гаврилицэ
Новый глава министерства финансов Молдовы Наталья Катринеску-Гаврилицэ

Наталья Катринеску-Гаврилицэ – министр финансов в правительстве Майи Санду. Читатели The New York Times узнавали о последних событиях в Молдове после интервью с нею, ранее она возглавляла благотворительную организацию в Лондоне, но вернулась в Молдову и приступила к исполнению новых обязанностей. Вот что новый глава минфина думает о состоянии финансовой системы Молдовы.

Свободная Европа: Давайте рассмотрим все вопросы по очереди: отношения с Международным валютным фондом, Евросоюзом и Всемирным банком. Что вы намерены предпринять в первую очередь?

Наталья Катринеску-Гаврилицэ: Несмотря на то, что у меня какое-то время не было доступа в здание министерства, это не значит, что я не в курсе того, что происходит, что у меня нет информации от людей, работающих в системе, что я не понимаю, каковы последствия некоторых решений, принятых до выборов.

Мне еще непонятно, каковы размеры дыр в бюджете, но я знаю, что покрытие есть лишь для социальных выплат, и что есть проблемы в расчетах бизнеса с государством. А это вызывает цепную реакцию – предприниматели не могут платить поставщикам, поставщики не в состоянии выплачивать налоги, и т.д. Чтобы получить сбалансированное состояние бюджета, разумеется, необходимо найти средства для покрытия бюджетного дефицита.

Свободная Европа: Это понятно. Многие уже говорят, что если не поступят деньги извне, бюджетный дефицит можно будет сравнить с тем, что был в 2009 году.

Наталья Катринеску-Гаврилицэ: Совершенно верно. У нас такая ситуация уже была – и нам удалось преодолеть кризис. Уверена, что и сейчас мы сможем выйти из кризиса. Мы находимся в не самой плохой ситуации, потому что у нас есть программа с Международным валютным фондом, и, разумеется, моя главная задача на новой должности – обсудить ситуацию с иностранными партнерами, в первую очередь – с МВФ. Нужно пригласить в Молдову экспертную миссию и посмотреть, как следует скорректировать бюджет. Нужно, конечно, поговорить и с другими партнерами – с ЕС и Всемирным банком, чтобы понять, как лучше использовать макрофинансовую помощь по линии Евросоюза, по линии ВБ, правительства Румынии и т.д.

Деолигархизация страны – приоритет №1 правительства, сформированного на базе невероятной, казалось бы, коалиции

Я настроена оптимистично, и наши внешние партнеры тоже – несмотря на сдержанный характер заявлений некоторых из них. Хотя можно заметить, что большинство поддерживают правительство Санду и парламент Республики Молдова.

Как говорил мой коллега [министр иностранных дел] Нику Попеску, делить и умножать могут все. У нас 61 депутат из 101-го, было много заявлений, в том числе, от Евросоюза, что правосудие в Республике Молдова не является независимым, поэтому нет никаких сомнений в том, что легитимность и воля народа – в руках парламента. И я уверена, что мы сможет выстроить диалог с нашими внешними партнерами и добиться возобновления финансирования.

Свободная Европа: Что будет с проектами, которые начала Демпартия, – Prima casa, Chișinău Arena, «Хорошие дороги»?

Наталья Катринеску-Гаврилицэ: Мы ставим перед собой ясную цель – освободить страну от олигархии и поставить госинституты на службу граждан. При принятии решений мы будем руководствоваться одним принципом: насколько это соответствует интересам граждан, во что обойдутся обществу те или иные работы.

Что касается проекта Chișinău Arena, который вы упомянули, то тут изначально возникает вопрос: а где прозрачность в принятии решений, с кем проконсультировалось правительство перед тем, как запустить этот проект?

Теоретически, со стороны государства и со стороны общества есть контроль расходования публичных средств, потому что это же как в семейном бюджете – если есть какие-то деньги, то мы тщательно продумываем, куда и как их потратить – пойти в ресторан или вложить их в образование детей? Так и тут – надо внимательно посмотреть, какова роль этих проектов, так ли уж они нужны людям, нет ли более оптимальных вариантов для инвестирования средств государства?

Сначала обокрали граждан, потом спрятали деньги в офшорах

Свободная Европа: Камнем преткновения остается налоговая политика. Чего ждать предпринимателям, у которых идут постоянные проверки? Как вы рассчитываете вернуть бизнесу веру и надежду?

Наталья Катринеску-Гаврилицэ: Деолигархизация страны – это приоритет номер один нашего правительства, сформированного на базе невероятной, казалось бы, коалиции. Мы сумели объединить свои силы, потому что рэкет и вымогательство приняли угрожающие масштабы, и самые уродливые проявления подобных действий идут со стороны государственных учреждений.

Народ стонет, и страдают предприниматели. Наша цель – вырвать государственные учреждения из рук олигархического режима. Это значит, что прокуратура, НЦБК и другие госинституты перестанут быть карманными структурами, что не надо будет больше бояться, что к предпринимателям нагрянут люди в масках и начнут выворачивать их наизнанку, требуя денег «на партийные нужды».

Особое внимание мы будем уделять прозрачности, гласности в вопросах финансирования партий. Тем самым мы дадим четкий сигнал предпринимателям, что они могут спокойно и нормально работать в Республике Молдова.

Мы обязаны восстановить доверие к государственным учреждениям. Проблема, с которой сталкиваются многие предприниматели, – неопределенность, непредсказуемость. Тем более, что у них есть в этом смысле горький опыт.

Когда возникают какие-то чрезвычайные ситуации – например, кража миллиарда, который потом власть переложила на плечи налогоплательщиков и закрутила налоговые гайки, потому что это нам придется возвращать украденные деньги – естественно, человек задается вопросом: «А стоит ли мне платить налоги государству, которое меня обворовывает?» Так что в этом направлении нам предстоит очень серьезно поработать.

Мы сейчас попытаемся провести бархатную революцию

Свободная Европа: Ваш коллега, министр экономики Вадим Брынзан заявил Свободной Европе, что существуют много офшоров, через которые идут финансовые потоки. Что вы можете сказать о деофшоризации, о тех, кто вывез свои активы в Дубай или другие страны? Как можно их мотивировать платить налоги здесь, в Республике Молдова?

Наталья Катринеску-Гаврилицэ: Очень большая проблема тех, кто вывез свои активы в Дубай или куда-то там еще, связана с тем, что деньги прятали не только от налоговых служб. Эти деньги были выведены в офшоры еще и потому, что происхождение этих капиталов незаконно. Иными словами, сначала обокрали граждан, а потом спрятали деньги в офшорах.

Нужно выработать эффективную политику, направленную на демонополизацию и деофшоризацию экономики, это позволит расширить налогооблагаемую базу, увеличить поступления в бюджет и инвестировать в наших граждан.

Свободная Европа: Люди надеются, что рост зарплат и пенсий не будет заморожен, что, напротив, новой власти удастся найти возможности для их увеличения. Насколько мне известно, появлялась информация о задержках с выплатой зарплат в медицинских учреждениях. А еще говорят, что финансового покрытия на социальные выплаты хватит лишь на несколько месяцев.

Наталья Катринеску-Гаврилицэ: Моя коллега министр здравоохранения Александра Немеренко действительно говорила, что есть сигналы по поводу задержек с выплатой зарплат. Поэтому надо действовать оперативно, надо посмотреть, как можно профинансировать бюджетный дефицит.

Наталья Катринеску-Гаврилицэ приносит присягу (слева - премьер-министр Майя Санду), 11 июня 2019 года
Наталья Катринеску-Гаврилицэ приносит присягу (слева - премьер-министр Майя Санду), 11 июня 2019 года

Свободная Европа: Вы собираетесь вносить корректировки в бюджет?

Наталья Катринеску-Гаврилицэ: Мы рассмотрим все предложения по корректировке бюджета, и я уверена, что мы можем рассчитывать и на поддержку со стороны наших внешних партнеров, которые помогут покрыть образовавшийся бюджетный дефицит. Придется провести определенные реформы, но, как я уже сказала, мы пришли сюда для того, чтобы работать в интересах граждан.

Дать людям возможность работать по принципу меритократии и профессионализма и получать удовольствие от своего труда

Свободная Европа: Что сейчас важнее – акценты на эволюцию или на революцию?

Наталья Катринеску-Гаврилицэ: Я – сторонник эволюционного пути, потому что развитие страны идет через совершенствование, через создание стабильных структур и через консенсус, на достижение которого нужно время. Сегодня в Республике Молдова сложился национальный консенсус, суть которого – в том, что нужно действовать быстро, нужно смести этот олигархический режим и сосредоточиться на интересах страны.

Каждый упущенный день – лишний шанс для них что-то еще украсть, шанс вывезти незаконно добытые капиталы куда-то подальше. Поэтому я думаю, что мы сейчас попытаемся провести бархатную революцию. С другой стороны, я считаю, что очень многое зависит от воли граждан, поэтому, пользуясь случаем, хочу обратиться ко всем и, в частности, к тем 4000 сотрудникам минфина и подведомственных структур, и призвать их быть мужественными.

В министерстве финансов очень многие меня знают, я с ними работала. Они знают, что я человек не злопамятный и не мстительный, я пришла сюда работать, я поклялась отдавать все свои силы, все свое умение во имя процветания Республики Молдова.

Свободная Европа: В подчинении министерства – и таможня, и налоговая служба…

Наталья Катринеску-Гаврилицэ: Да, это очень важные учреждения. Посмотрим, с какими проблемами они сейчас сталкиваются. Мы намерены предложить создать Агентство государственных доходов, что позволит устранить некоторые несоответствия, вызванные существованием двух отдельных агентств, которые занимаются администрированием налогов. Посмотрим, какая ситуация сложилась на данный момент, что можно сделать для того, чтобы, с одной стороны, дать людям возможность работать по принципу меритократии и профессионализма и получать удовольствие от своего труда, потому что они делают огромную работу, а с другой стороны – создать дружественную систему для дисциплинированных налогоплательщиков, как физических, так и юридических лиц.

Думаю, нельзя вести диалог с теми, кто удерживал тебя в заложниках. Мы находились даже не в состоянии конфликта, а в ситуации, когда группа лиц узурпировала власть. У нас есть законное правительство, законный парламент, в стенах которого они и смогут вести диалог в качестве оппозиции. Они должны понимать, что на страданиях людей счастливую жизнь не построишь, и что «наследить» и «оставить след» – это не одно и то же.

XS
SM
MD
LG