Президент Молдовы Игорь Додон отправится на следующей неделе в Нью-Йорк для участия в заседании Генеральной ассамблеи ООН. Об отношениях Кишинева и Вашингтона, а также об их эволюции в интервью Свободной Европе рассказал бывший посол Молдовы в США, преподаватель Virginia State University Чеслав Чобану.
Свободная Европа: Как относятся к Республике Молдова представители американского истеблишмента? И есть ли на самом деле интерес к Молдове со стороны Вашингтона?
Чеслав Чобану: Я не решусь принимать на себя такую ответственность, чтобы рассуждать с позиций американской администрации!.. Я не являюсь ее представителем – и могу лишь высказать ряд комментариев и оценок, опираясь на источники и официальную информацию, которыми располагаю. Конечно, у меня есть и определенный опыт, накопленный за то время, когда я напрямую работал и непосредственно взаимодействовал с представителями администрации, в частности, Государственного департамента, когда я руководил молдавским посольством в США – или еще ранее, в качестве министра приватизации.
Я бы остановился на нескольких, наиболее важных, на мой взгляд, идеях. Молдове оказывали политическую поддержку и существенную экономическую помощь с самого момента провозглашения независимости и запуска реформ. На протяжении всех этих лет помощь Соединенных Штатов достигла внушительной суммы – около 2 млрд долларов, насколько мне известно. То же самое продолжается и сегодня.
Вспомним визиты высокопоставленных американских чиновников, которые ясно доказывают эту поддержку. В 90-е годы в Молдове побывали госсекретарь Джеймс Бейкер, Мадлен Олбрайт – в ту пору постоянный представитель США при Организации Объединенных Наций, а позднее – государственный секретарь, с которой у нас было очень хорошее сотрудничество и взаимопонимание, когда я был послом. Приезжала группа конгрессменов во главе с Патриком Лихи, известным политиком в Конгрессе США. Еще я бы выделил визит вице-президента США Джозефа Байдена, который сейчас участвует в избирательной гонке на предстоящих президентских выборах, и у него достаточно хорошие шансы стать следующим президентом США.
Помню также визит министра обороны Дэна Нильсона, или совсем недавний приезд [бывшего] советника президента США по вопросам национальной безопасности Джона Болтона, который выразил все тот же месседж о поддержке Молдовы.
В состав нынешнего правительства вошли люди, которые совершенно иные, нежели те руководители, что были у нас до сих пор
Я бы отметил и визит двухлетней давности Брока Бирмана, заместителя руководителя Агентства США по международному развитию, второго лица в этой значимой структуре правительства США, который приехал к нам с пакетом в 29 млн долларов для финансирования ряда важных для Молдовы проектов. Буквально накануне я заметил сделанное им заявление в Польше, в Варшаве, в ходе встречи с дипломатическим корпусом, где он подтвердил поддержку американским правительством новых независимых государств, включая Молдову.
Иными словами, мы можем прийти к выводу, что тема Молдовы постоянно была – и находится сейчас в поле зрения американской администрации. Более того, Молдова долгое время служила примером внедрения демократических норм и проведения экономических реформ, в частности, приватизации земли, о чем лично мне говорил 20 лет назад президент США Билл Клинтон, в ходе вручения верительных грамот в качестве посла. Молдова создала целый ряд прецедентов, которые обеспечили ей место в повестке американских интересов, равно как и других крупных держав. Правда, не все эти прецеденты оказались удачными…
Свободная Европа: Влияние США наблюдалось и при переходе власти в Кишиневе от Демократической партии к коалиции ACUM-ПСРМ. Что вы думаете о том, почему формирование нынешнего правящего большинства благословили и Европейский союз, и Российская Федерация, и Соединенные Штаты? Может ли это стать прецедентом, можно ли казус Молдовы считать вариантом стратегии для других стран, показательным примером сотрудничества в регионе, который представляет стратегический интерес и для США, и для России?
Чеслав Чобану: Это довольно особая, и я бы даже сказал – чрезвычайно интересная ситуация! Думаю, что и на этот раз Молдова сумела создать прецедент, или модель сотрудничества – насколько неожиданную, настолько же и необычную. Две политические крайности объединились в коалицию, которую многие считали «мертворожденной». Однако она продолжает существовать, продолжает работать – в той мере, в которой вообще что-либо может быть функциональным в условиях переходной экономики Республики Молдова.
Я не стану углубляться в подробности, но один момент все же хочу отметить особо. В состав нынешнего правительства вошли люди, которые совершенно иные, нежели те руководители, что были у нас до сих пор. Это команда профессионалов, получивших образование в наилучших традициях ведущих западных вузов, это специалисты, обладающие солидным опытом, успешно прошедшие отбор в международных финансовых учреждениях, все они представляют собой важнейший потенциал Республики Молдова.
Начать следует с реформы юстиции, которая у нас никогда не была независимой
Многие местные политики и эксперты, насколько мне известно, довольно скептически относились и продолжают относиться к сложившемуся политическому симбиозу правых и левых сил. Примерно такое же восприятие сохраняется и в обществе. Говорят, что нынешние власти «не обладают местным опытом и не понимают, что происходит, что нужно делать в стране», что у них «нет шансов на успех», что в неадекватной среде невозможно внедрять западные концепции и модели, и так далее, и тому подобное…
Свободная Европа: А вы что по этому поводу думаете?
Чеслав Чобану: По моему мнению, может, это не так уж и плохо, что нынешняя команда не обладает «местным опытом», что она не причастна к всевозможным схемам и системам, к мошенническим аферам!.. Думаю, что это, наоборот, преимущество!
Я хорошо знаю премьер-министра Майю Санду, мы вместе работали над проектом децентрализации и приватизации энергетической системы, а знакомы мы еще с того времени, когда она работала во Всемирном банке. Г-жа премьер обладает опытом, знаниями – и характером, и все это необходимо для внедрения программы нового правительства.
С особой симпатией я относился и отношусь к министру экономики Вадиму Брынзану, еще с тех пор, когда он работал в американской компании PriceWaterНouse, помогая процессу разгосударствления госсобственности и приватизации. Этими вопросами он занимался на высоком профессиональном уровне.
Помню, он консультировал наших чиновников по вопросам, относящимся к самой сути приватизационных проектов, а также приватизационной схемы, которую выбрала Молдова. Еще помню и его карьеру на Уолл-стрит в Нью-Йорке. На этой небольшой улице с представительствами крупнейших американских компаний и инвестбанков он хотел «заработать первый миллион». И он сумел занять свое место в этой более чем конкурентной среде, открыв собственный бизнес, проводя сделки на миллионы долларов. И, конечно, не с помощью нелегальных схем, отмывания денег или других популярных в условиях переходной экономики Молдовы методов!.. Он занимался бизнесом, соблюдал –нормы закона и все жесткие американские стандарты и правила. Я в него верю!
Свободная Европа: Вы полагаете, что нынешняя правительственная команда сумеет справиться с поставленными задачами?
Чеслав Чобану: Я верю в Майю Санду, в команду правительства, в частности, в экономический и внешнеполитический блоки, и я хочу пожелать им выстоять, выдержать критику и всевозможные нападки со стороны тех, кто тоскует по прошлому. Пришло их время – и ведь у них есть всемерная поддержка со стороны Соединенных Штатов и Запада в целом.
Но я хочу, чтобы меня правильно поняли: это не дифирамбы новой власти. Им еще многое нужно сделать, они столкнутся со множеством вызовов и скандалов, их будут постоянно испытывать на прочность, будут приписывать им даже те грехи, к которым они не имеют отношения, подобно делу вокруг аэропорта Кишинева, например.
Кем мы, молдаване, себя видим, в чем состоят наши стратегические интересы, в какой мере они совпадают с интересами США и/или России?..
Новая команда должна трудиться основательно, а начать следует с реформы юстиции, которая у нас никогда не была независимой, и еще – с реформы публичной администрации, заявленной реформы, которую никто никогда так и не доводил до конца.
Еще нужна борьба с реальной коррупцией, которую у нас превратили в пустой лозунг и эффективное средство для избавления от неудобных персон, для давления на оппозицию. Власть должна учиться на ошибках своих предшественников, она обязана освоить искусство сотрудничества с оппозиционными силами, – с такими, какие у нас есть, другой оппозиции ведь нету... Нужно сформировать благоприятную бизнес-среду для инвесторов, найти общий язык с партнерами по коалиции, словом, необходимо, чтобы интересы Молдовы всегда были на первом плане!
Свободная Европа: Когда ПСРМ и блок ACUM заключили соглашение о сотрудничестве, главной целью была названа деолигархизация. Как вы оцениваете их первые шаги и решения?
Чеслав Чобану: Надеюсь, что это позитивные начинания, надеюсь, что и со стороны левого «крыла» власти будут проявлены мудрость и готовность к сотрудничеству. Например, вы говорили, что общей платформой является деолигархизация экономики; точнее, демонополизация, освобождение от частных монополий, появившихся из-за изъянов в законодательстве, клановых интересов и непотизма. Все это и привело к той ситуации, которую мы видим.
Каждый раз, например, когда я собираюсь купить билет на самолет на рейсы в Молдову, я сталкиваюсь с тем, что билеты стоят намного дороже, чем в Румынии. Почему европейцы всюду могут летать лоукостами, а молдаване нет?! И чтобы найти ответ совсем не нужно быть профессором экономики: причина – в монополии, в олигархизме, который довлеет в экономике.
Я выделяю тот факт, что президент Молдовы и лидер Партии социалистов бывают и в Брюсселе, что глава государства встречается и с западными лидерами. Национальный интерес должен, наконец, стать в Молдове главным вектором. Если мы будем в состоянии определить его – и продвигать посредством демократических преобразований и реформ во имя интересов людей, ради того, чтобы улучить ситуацию в экономике, тогда мы и сможем сказать, что миссия правительства выполнена!
Свободная Европа: Они обещали отказаться от геополитики... Это разве возможно?
Чеслав Чобану: Если перефразировать известное высказывание американского президента – Moldova First! Я думаю, что именно этот слоган должен стать приоритетом. И я уверен, что нужно искать ответ на вопрос о возможности сотрудничества между США и Россией. Учитывая уже «опробованный вариант» подобного взаимодействия в регионе, с пересечением интересов.
Наилучшим результатом подобного сотрудничества могло бы стать продвижение в процессе урегулирования приднестровского конфликта. Без сотрудничества великих держав шансов на успех тут нет никаких. Естественно, я не хочу умалять роль ОБСЕ и традиционного переговорного формата, но это уже отдельная тема, и о ней можно поговорить отдельно.
Энергетический сектор, телекоммуникации и модернизация инфраструктуры. Это ключевые секторы для восстановления экономики
Свободная Европа: Как Соединенные Штаты могут помочь Республике Молдова в укреплении независимости? Этот регион Российская Федерация считает сферой своего влияния, своим «непосредственным соседством»…
Чеслав Чобану: Очень хороший вопрос, г-жа Валентина! В первую очередь, важно, кем мы, молдаване, себя видим, в чем состоят наши стратегические интересы, в какой мере они совпадают с интересами США и/или России.
Суть самого понятия «непосредственное соседство» в эпоху информационной и технологической революции, в век свободной и безграничной коммуникации уже другая. В чем состоит «непосредственное соседство» по мнению нашей молодежи, студентов? Весь мир подключен к соцсетям, все их сверстники – в интернете.
Свободная Европа: Вы говорите о глобализации?
Чеслав Чобану: Yes! У меня недавно была возможность побывать в Молдове вместе с одним из коллег, деканом колледжа инженерии и технологий Виргинского университета, в этом вузе я последние 15 лет преподаю экономику. На встречах со студентами и преподавателями мы беседовали исключительно на английском языке, затрагивая самые разные интересующие нас темы: Каковы возможности сотрудничества с университетами США? В чем состоят приоритеты вузовских программ в области экономики, инженерии, компьютерных технологий? Как можно получить сразу два диплома – в молдавских и американских высших учебных заведениях? Какие профессии сейчас наиболее востребованные, в каком направлении развиваются рынки труда в Молдове и Америке?
Вот что означает «непосредственное соседство» для молодого поколения. И, думаю, не столь важно, кто и как определяет нас своими «непосредственными соседями». Если мы хотим, чтобы США помогали нам в укреплении нашей независимости, нужно, прежде всего, самим это делать, выбирая приоритеты развития, объединяя усилия и на левом, и на правом флангах в продвижении стратегических приоритетов. Тогда мы сможем получить поддержку и США, и других стран.
Свободная Европа: А можете вы обрисовать уроки, которые следовало бы извлечь нам спустя 28 лет независимости Молдовы?
Чеслав Чобану: Я бы остановился, в частности, на уроках так называемого периода романтизма 1990-х, когда был серьезный интерес к продвижению реформ, и было доверие со стороны населения. К сожалению, кредит доверия политики использовать не смогли, и, фактически, они его утратили, причем сразу по нескольким причинам.
Во-первых, продвижение любых реформ требует политической воли, сплоченности и ответственности правящих элит, а этого в Молдове не было – элиты занимались внутренней борьбой, классовой, клановой, позабыв об интересах и нуждах населения.
Я уверен, что г-жа премьер с легкостью найдет общий язык в Вашингтоне, вернувшись в очень знакомую ей среду, где она и так – желанный гость
Во-вторых, реформы проводились асинхронно, они мало соответствовали реальной ситуации, и их социальная цена оказалась слишком высокой, особенно для людей третьего возраста, для пенсионеров, которые фактически были позабыты. Впрочем, то же можно сказать и в отношении молодого поколения, не столь «позабытого», сколько «проигнорированного», которому не предоставили шансов на получение нормального образования, у которых не было рабочих мест и возможностей для карьерного роста в родной стране. Нас не должно удивлять, что молодежь голосовала ногами, уезжая за рубеж ради образования, более основательных знаний, более достойного будущего...
В-третьих, международную помощь, довольно внушительную, не смогли полностью освоить из-за недооценки основных потребностей населения в социальной защите, образовании, медицинской помощи и т. д. Этими уроками нашего собственного прошлого не следует пренебрегать и новой власти, у которой пока есть кредит доверия, но за которую, несомненно, могут и не проголосовать, если не будет конкретных, ощутимых результатов в улучшении общей экономической ситуации и обеспечении благосостояния людей. Но если перемены к лучшему произойдут до парламентских выборов, тогда можно будет сказать, что помощь США и международных организаций достигла своей цели в укреплении независимости Молдовы.
Свободная Европа: Каково значение визита премьера Майи Санду в США?
Чеслав Чобану: В одном из недавних заявлений премьер назвала три приоритета, на которых она хотела бы сосредоточиться в ходе этого визита: энергетический сектор, телекоммуникации и модернизация инфраструктуры. Фактически, это ключевые секторы для восстановления экономики, для привлечения иностранных инвестиций, в первую очередь – прямых инвестиций в конкретные проекты.
Безусловно, есть и другие цели, проблемы, которые станут предметом обсуждения с американской администрацией, с международными финансовыми учреждениями (Всемирным банком, Международным валютным фондом). Мне не хотелось бы предвосхищать результаты визита, но я уверен, что г-жа премьер-министр с легкостью найдет общий язык в Вашингтоне, вернувшись в очень знакомую ей среду, где она и так – желанный гость. Она добьется необходимой финансовой поддержки, я желаю ей и ее команде успеха!