Linkuri accesibilitate

Виорел Гырбу: «Больше всего экономика пострадала от политической нестабильности»


2019-й прошел под знаком выборов, политической нестабильности и смены правительств, и год не принес особых достижений для экономики Молдовы. Учитывая политическую турбулентность экономика продемонстрировала определенный рост, скорее, по инерции, а не в результате действий властей. Ну, а в 2020-м одной из наиболее серьезных проблем станет финансирование огромного бюджетного дефицита в размере 7 млрд леев, —​ считает эксперт Конгресса местных властей Молдовы, экономист Виорел Гырбу.

Свободная Европа: Если говорить об итогах 2019 года, то какие были самые важные достижения — и наиболее досадные упущения?

Виорел Гырбу: Большого числа достижений, увы, я перечислить не могу, потому что год был трудный. Это был год политики, год смены политических элит, и перемены случались не единожды, так что год оказался довольно сложным.

У правительства не было возможности заниматься определенными изменениями, уделить внимание законодательному подходу, поэтому достаточно сложно говорить о каких-либо ощутимых переменах. Кстати, и динамика развития национальной экономики не повлияла каким-то особым образом на общую ситуацию.

И, разумеется, нестабильность в политике не могла не наложить свой отпечаток на экономическую картину страны в целом. Были определенные изменения, пусть и незначительные, с моей точки зрения, в налоговой сфере, которые повлияли на развитие экономики — но, опять же, это не системные, а частные тенденции.

Примером может послужить сектор HoReCa. Предыдущее правительство предложило серьезные изменения системы налогообложения, но затем передумало... Такой подход не способствует развитию экономики, ведь вне зависимости от того, каковы ставки налогов, если кидаться из одной крайности в другую, менять правила в течение относительно короткого периода времени, это может пошатнуть доверие к властям и негативно сказаться на настроениях деловой среды.

Тем не менее, я бы не стал давать однозначных оценок, потому что, по моему мнению, больше всего экономика пострадала от политической нестабильности, которая продолжалась довольно долго, пока не наступило некоторое равновесие.

На повышение пенсий правительство заложило 90 млн — в сравнении с 13-14 млрд пенсионного фонда это мизерная сумма

Свободная Европа: В недавнем исследовании Всемирного банка отмечалось, что, вопреки политической неустойчивости, экономика Республики Молдова продолжала развиваться по нарастающей. Интересно, почувствовали ли граждане экономический рост...

Виорел Гырбу: У нас действительно налицо рост показателей, за первые девять месяцев рост ВВП составил 4,3%. Цифры достаточно впечатляющие, но этот рост связан с потреблением. Этот рост привел к определенным изменениям, в том числе, в кошельках наших граждан, особенно активной части населения на рынке труда, потому что средняя заработная плата по национальной экономике увеличилась. У нас рост достигает 13-14%, это традиционно для Республики Молдова, — однако, не по объективным причинам, не потому, что повышается качество
экономики. Дело в том, что в Молдове наблюдается неуклонное снижение рабочего потенциала на фоне растущего оттока наиболее активных категорий граждан.

Впрочем, так или иначе, произошли определенные перемены, в том числе и для лиц, наиболее активных на рынке, потому что зарплата этих категорий возросла во всех сферах экономики. Конечно, такие изменения значимыми не назовешь, если сравнить их с нашими потребностями, с ситуацией в других странах, да даже в соседней Румынии!.. Конечно, положение наших граждан намного хуже. Но, увы, перемены за ночь не происходят.

Таким образом, мы должны выработать долгосрочные подходы и стратегии, и тогда, возможно, лет через 5-10 лет мы сможем испытывать определенное удовлетворение условиями рынка труда в Республике Молдова. А пока можно говорить — по крайней мере, с точки зрения статистики — лишь о незначительных изменениях.

Свободная Европа: Судя по результатам соцопросов, большинство населения Молдовы относит себя к неимущим категориям граждан. Люди говорят, что денег им не хватает даже на самое необходимое. Что это — выражение общего уровня неудовлетворенности или же феномен, который можно обосновать с экономической точки зрения?

Виорел Гырбу: Разумеется, правы те граждане, которые жалуются на плохие условия жизни в Молдове. Если, например, говорить о расходах, то они примерно одинаковые, и цены в Молдове, которые определяют общий объем расходов среднестатистического гражданина, примерно такие же, что и в остальном мире.

Мы либерализовали экономику, открыли границы, мы импортируем очень много товаров, кое-что производим, и то, что производим по низким ценам для нашей экономики, — экспортируем за рубеж. Иными словами, цены у нас более или менее диктуют международные рынки. А вот зарплаты у нас мизерные.

Чуть выше я говорил, что зарплата по национальной экономике выросла, и она росла несравненно более быстрыми темпами, нежели экономика в целом. Но даже с учетом этого средняя зарплата составляет порядка 350 евро, тогда как в развитых странах, где давно уже работают многие наши соотечественники, минимальная зарплата в три-четыре раза выше, чем в Молдове. И это при том, что подоходные налоги там ниже, публичные услуги, на которые могут рассчитывать наши граждане, не идут ни в какое сравнение с объемом и качеством услуг, которыми пользуются наши граждане у себя на родине.

И потому, несмотря на то, что в Молдове наблюдаются некоторые изменения к лучшему, несмотря на определенную положительную динамику, гражданам здесь живется очень трудно!..

Эксперт Виорел Гырбу и корреспондент Свободной Европы Алла Чапай
Эксперт Виорел Гырбу и корреспондент Свободной Европы Алла Чапай

Свободная Европа: Эксперты Всемирного банка говорят, что Республике Молдова следует придерживаться осторожной и разумной налоговой и финансовой политики. Насколько эти принципы учтены в бюджете на 2020 год, предложенном правительством Кику?

Виорел Гырбу: Пруденциальным бюджет не назовешь, потому что он уже содержит огромный дефицит, превышающий 7 млрд леев. Это значительно больше по сравнению с предыдущим периодом. Конечно, дефицит сформирован, в основном, за счет инвестиционных проектов, которые правительство намерено развернуть в ближайшем будущем, и покрыть расходы на эти проекты планируется за счет внешних источников, намеченных на 2020 год.

Интересы деловой среды в Молдове долгое время игнорировались, а это крайне невыгодно для экономики

Так или иначе, как я уже сказал, бюджет не является пруденциальным. Здесь хорошо бы обратиться к конкретным данным, которые характеризуют развитие событий в Молдове в течение очень долгого периода времени. Много примеров в этом плане можно найти в различных отчетах Международного финансового фонда, который указывает на определенное несоответствие между бюджетной и монетарной политиками, иными словами, между действиями минфина, правительства и парламента в целом, с одной стороны, — и Нацбанком, с другой.

У нас бывают ситуации, когда правительство тратит больше и, тем самым, провоцирует инфляционное давление — именно потому, что расходует больше по бюджетной составляющей. Дефицит слишком высок, правительство не в состоянии обеспечить достаточное поступление денег, и потому приходится брать взаймы. Или же кабмин тратит безответственно, генерируя бюджетный дефицит. Это инфляционное давление компенсируется за счет ограничительной монетарной политики. Но и в том, и в другом случае страдает бизнес-среда, которая, с одной стороны, платит налоги в национальный публичный бюджет, с другой — вынуждена брать кредиты в банках.

А когда Нацбанк вводит ограничительную монетарную политику на фоне безответственности, которую проявляет правительство со своей бюджетной политикой, растет стоимость кредитов, законтрактованных в коммерческих банках, что ложится на предпринимателей дополнительным бременем.

К сожалению, интересы деловой среды в Республике Молдова долгое время игнорировались, а это, в конечном счете, крайне невыгодно для национальной экономики. Мы всегда были свидетелями довольно популистской политики, которую продвигает правительство, преследуя определенные краткосрочные цели. И в итоге, как мы видим, экономика страны не развивается, или развивается недостаточно хорошо, и это затрагивает нас всех.

Свободная Европа: Насколько благоразумен и продуман предложенный правительством социальный пакет, который включает, среди прочего, индексацию пенсий два раза в год, повышение заработной платы, увеличение надбавок и льгот? Эти предложения и инициативы критики кабмина называют популистскими и связывают их с предстоящими выборами.

Виорел Гырбу: Я не считаю, что правительство приняло бюджет с очень ярко выраженной социальной направленностью! По этому поводу есть много заявлений, например, никто не станет спорить о том, что это звучит хорошо — обещание индексировать пенсии по два раза за год. Однако здесь есть одно существенное «но»: не так важно, сколько раз пенсии будут проиндексированы, гораздо важнее фактический размер роста пенсий.

На повышение пенсий правительство заложило 90 млн леев — девяносто миллионов — в сравнении с 13-ю или 14-ю миллиардами леев, сколько там составляет пенсионный фонд. Согласитесь, это мизерная сумма, а потому данное обещание правительства носит явно популистский характер.

Ситуация в местных бюджетах могла бы улучшиться. Но эту проблему правительство предпочитает не замечать

С другой стороны, в этом году правительство решило заморозить прием на работу сотрудников в бюджетной сфере на имеющиеся вакансии. Опять же, это свидетельствует о том, что кабинет пытается как-то выкрутиться, найти выход из сложившейся ситуации. Тем более, что этот раздел — бюджетные расходы, расходы на оплату труда — находится под пристальным вниманием МВФ. И если мы перейдем какие-то черты, неминуемо возникнут сложности в диалоге с фондом .

Проблемы нам обеспечены и в том случае, если в течение длительного периода времени в Республике Молдова сложится не самая хорошая ситуация по части того, как развивается экономика, как обеспечивается принцип занятости населения.

Мы пришли к ситуации, когда бюджетные позиции стали стабильнее, а вот условия работы бизнес-среды в достаточной степени не улучшаются. Или, более того, неуклонно ухудшаются! И в этом случае общая доля рабочих мест в бюджетном секторе, по сути, только растет. У нас больше бюджетников, чем необходимо.

Да, конечно, нам нужны услуги, предоставляемые бюджетным сектором, однако количество не всегда означает качество! Правительство обязано это учитывать и предпринимать меры по изменению ситуации к лучшему.

Свободная Европа: Поговорим немного о местной финансовой автономии. Прежнее правительство во главе с Майей Санду предложило несколько мер, призванных предоставить местным органам власти больше финансовой независимости. В какой степени эти меры нашли отражение в бюджетно-налоговой политике правительства Кику?

Виорел Гырбу: Частично эти меры включены в бюджетно-налоговую политику. В частности, поправки к закону о местных финансах, разработанные предыдущим кабинетом, действующее правительство сохранило. Так что предполагаю, что эти инициативы будут реализованы. В этом смысле мне хотелось бы также отметить, что хотя правительство и сделало шаг вперед в сторону расширения финансовой автономии на местном уровне, все же этот шаг очень робкий!..

Финансовая автономия — это область, которой пренебрегали слишком долго, и теперь уже нужны кардинальные преобразования. Но есть и другая задача, которую намеревалось внедрить предыдущее правительство во главе с Майей Санду, и которая отсутствует в стратегической политике кабинета Иона Кику. Она состояла в расширении автономии местных органов власти, в части установления размера местных сборов, для аккумулирования собственных доходов.

И это при том, что местная автономия именно об этом и говорила — дифференцированные налоговые ставки, которые устанавливаются в зависимости от ситуации в каждом районе. Здесь есть несколько аспектов. Возможно, радиослушатели не очень сведущи в этом вопросе, но доходы местных органов власти формируются из нескольких источников, в том числе, из отчислений, которые поступают из центрального бюджета, а также за счет собственных доходов.

Если правительство заупрямится, то МВФ вполне может разорвать отношения с Республикой Молдова

И вот именно по части отчислений, поступающих из госбюджета и управляемых правительством, наблюдается определенный прогресс. Эта составляющая — отчисления из госбюджета — продвигается и исполнительным органом во главе с г-ном Кику. Но правительство, к сожалению, пренебрегло таким важным элементом, как собственные доходы местных властей. Тем самым, оно заблокировало предложения предыдущего кабинета, несмотря на то, что соответствующая инициатива уже была разработана, нынешнему кабмину не составляло особого труда дать ей ход.

Провели экспертизу КПД этой инициативы, пришли к выводу, что ничего особого в предложении нет, иными словами, никаких драматических последствий для Республики Молдова это не повлечет. Тем не менее, ситуация в местных бюджетах могла бы улучшиться. Но эту проблему правительство предпочитает не замечать.

Свободная Европа: Так называемую сбалансированную внешнюю политику, которую продвигает президент Додон, кабинет Кику перенял и в экономическом плане, пообещав
финансирование не только с Запада, но и с Востока, например, кредиты из России. Как вы оцениваете отношения Молдовы с внешними донорами?

Виорел Гырбу: Это хорошо, что правительство пытается диверсифицировать источники финансирования, но я не верю, что у нас тут большой выбор! Боюсь, финансирование с Востока влечет серьезные риски вмешательства в политику Республики Молдова.

У нас уже были проблемы в отношениях с Россией. Помните те конфликты, которые длились достаточно долго, они были связаны с импортом/экспортом Республики Молдова, с товарооборотом между Молдовой и Российской Федерацией? Так что вполне обоснованы опасения по поводу того, что если в будущем мы воспользуется финансовыми ресурсами из этой географической зоны, основная ставка будет сделана на политическое влияние в Молдове. А вовсе не на положительных переменах в нашем обществе, не на каких-то экономических достижениях.

Повторяю, это хорошо, что правительство собирается диверсифицировать финансовые источники, которые оно намерено использовать для развития экономики Молдовы, но нюансы следует очень тщательно анализировать, чтобы результаты не были, скорее, отрицательными, нежели положительными.

Свободная Европа: А отношения с западными партнерами — как вы их оцениваете? Премьер Кику не исключил, в частности, возможную заморозку отношений с Международным валютным фондом...

Виорел Гырбу: Если мы пойдем на замораживание отношений с нашими классическими партнерами, с которыми нас связывает достаточно долгое и надежное сотрудничество, то придется проститься с надеждой на какие-то перемены.

Суммы — те же, но доноры меняются, и в таком случае что это дает Республике Молдова? Я имею в виду с точки зрения качества?! Привлекать все больше инвестиций — это хорошо, и если наши западные партнеры не в состоянии предоставлять нам все больше финансовых средств, то, естественно, дополнительный объем средств надо привлечь из других географических зон, я не вижу в этом никаких проблем. Но я вижу угрозу в том, что правительство привлечет кредиты, скажем, из России на невыгодных и даже опасных для экономики страны условиях — и эта угроза не пройдет мимо внимания Международного валютного фонда.

Следовательно, если правительство заупрямится и будет настаивать на своем, то МВФ вполне может разорвать отношения с Республикой Молдова. А это значит, что соглашения с фондом у Молдовы не будет, что автоматически повлечет за собой снижение финансирования по линии наших классических доноров, того же Всемирного банка, Европейского инвестиционного банка, ЕБРР и т. д.

Правительству следует собрать свои лучшие умы и найти тот подход, который позволит существенно изменить ситуацию

Более негативного сценария для Республики Молдова вообще трудно себе представить. Это огромный риск, который, я надеюсь, действующее правительство сумеет избежать.

Свободная Европа: И в завершении нашей беседы скажите, пожалуйста, с какими, на ваш взгляд, наиболее серьезными экономическими проблемами столкнется Молдова в 2020 году?

Виорел Гырбу: Для меня самая большая проблема состоит в отсутствии значительных экономических преобразований. Потому что как показывает и 2019 год, несмотря на политический кризис, экономика выросла, и достаточно ощутимо. Но это произошло как бы по инерции, в условиях, характерных для экономики страны и в предыдущий период: большой объем переводов от наших сограждан, работающих за рубежом, иностранные инвестиции,
направленные, в основном, в автомобильный сектор, они доказали свою эффективность и способствовали развитию промышленности...

У нас довольно хороший рост в строительном секторе, основанный на определенных государственных программах, стимулирующих потребление. Но главный риск заключается в том, что посредством проводимой экономической политики мы не сможем управлять процессом трансформации нашего общества.

Самое пристальное внимание необходимо уделять массовому оттоку населения, в результате которого экономика страны лишается человеческого потенциала, рабочих рук. Краткосрочные стратегии или какие-то робкие, неуверенные шаги здесь не помогут. Долг правительства — провести коренные изменения структуры экономики, предложить реальную систему мотивации граждан, тем самым подпитывая их оптимизм, их настрой на то, что ситуация изменится к лучшему.

А если мы и впредь будем отдавать предпочтение размытому, бесцветному и упрощенному подходу, который не в состоянии коренным образом изменить положение дел в Республике Молдова, то в обозримом будущем мы рискуем столкнуться с еще более глубоким социальным кризисом.

Поэтому я думаю, что правительству следует собрать свои лучшие умы, сосредоточиться и найти тот самый подход, который позволит существенно изменить ситуацию в экономике. В противном случае, если мы и впредь будет ограничиваться полумерами и довольствоваться тем, что лишь переставляем запятые, то и в обществе, и в экономике Республики Молдова ничего не изменится, и массовый отток населения мы не остановим.

XS
SM
MD
LG