Linkuri accesibilitate

«Хотите завершить переговоры еще до их начала — опубликуйте все планы в прессе» (ВИДЕО)


Alexandru Flenchea: Cererea pentru plăcuțe auto neutre a crescut, după regimul de testare
Așteptați

Nici o sursă media

0:00 0:54:09 0:00

Вторая часть большого разговора на Свободной Европе с вице-премьером по реинтеграции Александру Фленкя. Первую часть интервью ​читайте здесь.

Свободная Европа: Судя по вашим словам, г-н Фленкя, далеко мы с приднестровским урегулированием не продвинулись. А в нынешнем году какие у вас ожидания относительно переговорного процесса?

Александру Фленкя: Наши ожидания включены в программу деятельности правительства, а после были детально представлены в решениях правительственной комиссии по реинтеграции. Речь идет о правах человека — это, как вы знаете, сейчас чрезвычайно актуальная проблема. Еще — о свободе передвижения, — вопрос, всегда остающийся актуальным, там масса самых разных нюансов и сложностей, но так же есть и возможности — потому что, как предлагал я Тирасполю, мы можем использовать для его решения отличающиеся формулы.

Искать решения можно с менее сложных вопросов общей проблематики свободы передвижения в зоне безопасности. Продвигаться постепенно, шаг за шагом, обсуждать определенные участки зоны безопасности, определенные географические точки, определенные категории людей... И мы будем заниматься и решать, по мере возможностей, вышеперечисленные проблемы.

Свободная Европа: Президент Игорь Додон в прошлом году говорил, что идет разработка концепции регулирования, вы, наверное, видели, то заявление для немецких СМИ, после которого все опять заговорили и о федерализации, подаваемой под новым соусом, и о широкой автономии.

Александру Фленкя: Президент уже выступал по этим поводам с комментариями, и вообще много раз уже об этом говорилось...

Свободная Европа: Все это так, но потом г-н Шова рассказал, что есть некий рабочий вариант проекта документа. И вот я хочу вас спросить — видели ли вы тот черновик, принимали ли участие в его написании, и что вы можете рассказать о концепции урегулирования?

Александру Фленкя: Концепция о будущей Республике Молдова, как реинтегрированного государства, а также о будущем приднестровского региона в составе нашего государства, уже есть в Конституции, там четко говорится про особый статус населенных пунктов на левом берегу Днестра.

Свободная Европа: Но ведь если пишется новая концепция, то я так предполагаю, что и дефиниции там тоже новые?

Александру Фленкя: Пардон, но все это есть в Конституции.

Свободная Европа: Я ж не спорю, но почему тогда глава государства говорит о новой концепции?

Александру Фленкя: Это не новая концепция. Повторяю, действующая Конституция и действующий закон, принятый в 2005 году, обеспечивает базу, устойчивый фундамент — и так же оставляет массу пространства для ведения переговоров между Кишиневом и Тирасполем. Кроме того, есть и международные обязательства Республики Молдова по поводу того, чтобы найти согласованное решение о будущем статусе приднестровского региона в составе Республики Молдова.

И еще раз: Конституция и закон 2005 года определяют широкие рамки и предоставляют массу возможностей для ведения переговоров, для детализации будущего статуса — с теми же полномочиями, которыми обладает и другой регион, входящий в состав Республики Молдова.

Я разделяю идею о том, что Молдова не готова к политическим переговорам. Сейчас не подходящее для этого время

Свободная Европа: А с проектом концепции что у нас?

Александру Фленкя: Концепция содержится в документах, о которых я уже сказал. Понимаете, сейчас, к сожалению, мы не находимся на той стадии, когда переговорный формат «5+2» занят той работой, для которой он и создавался. Увы... Формат «5+2», появившийся в 2002 году, был сформирован специально для разработки итогового документа по политическому регулированию. Но случилось то, что случилось, и я думаю, что еще в течение 11-12 лет дискуссий и переговоров по политическим вопросам в формате «5+2» у нас не будет, хоть это и неправильно.

А вот когда они все же начнутся, нам нужно быть готовыми! И быть готовым — это значит обладать не только мандатом и пользоваться поддержкой со стороны правительства и парламентского большинства, каким бы оно там ни было, подразумевается более широкий консенсус — на уровне парламентских сил и всего общества. Конечно, не стоит ожидать полного единогласия, недовольные всегда найдутся...

Свободная Европа: Если есть концепция, так давайте ее обнародуем, давайте получим тот широкий консенсус! Разве это не логично?

Александру Фленкя: В прошлом году этим занимался мой предшественник, и я продолжил его работу — речь идет о крайне важной платформе, о механизме координирования и консультаций, куда войдут представители исполнительной власти в области реинтеграции и внешней политики, представители аппарата главы государства и парламента, по одному депутату от каждой фракции; словом, концепция должна получить поддержку парламентских сил.

Свободная Европа: Я ж говорю, что это очень хорошо, что вы заранее готовитесь к ситуации, когда настанет время обсуждать политические вопросы в рамках переговорного формата. Но я вас спрашивала о том, когда же это, по вашим оценкам, будет? Некоторые предполагают, что после президентских выборов, — если г-н Игорь Додон получит второй президентский мандат, то он может представить план решения конфликта...

Александру Фленкя: Знаете, меня-то никто не выбирал, я не политик, и электоральных планов я не строю. Я — профессионал, и моя повестка дня никак не связана с избирательными циклами.

Я уже говорил, и меня неоднократно об этом спрашивали... В некоторой степени я разделяю идею о том, что Молдова не готова к политическим переговорам. Сейчас не подходящее для этого время.
И никогда подходящее время не наступит, если вы только сидите и ждете всю свою жизнь, рассчитывая на благоприятный момент. При таком раскладе я убежден, что не произойдет ничего.

А потому... Каждый раз я это повторяю, скажу и сегодня: я вижу суть своей работы в подготовке всех необходимых предпосылок для переговоров. Ну, а когда они возобновятся — так ведь для этого нужен не только консенсус в Кишиневе, — необходим, прежде всего, консенсус на международном уровне!

Надеюсь, мы освободим и Александра Ржавитина, и не только его, но и Олега Хоржана, и других

Свободная Европа: Но еще нужно доверие, г-н Фленкя, доверие! Вы же не станете отрицать, что все в напряжении по поводу «намерений» и «дискуссий» как раз потому, что нет никакой уверенности, что г-н Додон не станет предлагать такой план реинтеграции, который мог бы ущемить наши национальные интересы? Все знают его как хорошего друга России, и потому опасаются, что он уступит интересам России или пойдет по российской модели урегулирования.

Александру Фленкя: А что значит «российская модель»?

Свободная Европа: «Российская модель» — это приднестровский регион с очень широким объемом полномочий, в том числе — принятие решений о будущем страны или предотвращение любых вариантов присоединения к Евросоюзу.

Александру Фленкя: Я вам рекомендую перечитать закон 2005 года об основных принципах особого правового статуса Приднестровья. Вы не найдете там никаких подобных рычагов и полномочий. В начале своего мандата я был приведен к присяге, я поклялся уважать Конституцию и законы страны, — точно так же, как делал и президент, вступая в должность. Думаю, что у нас должна существовать презумпция относительно того, что государственные чиновники все же соблюдают требования законов и нормы Конституции!..

Свободная Европа: А показать то, что скрыто, это разве не более рациональный путь? Транспарентность и все такое...

Александру Фленкя: Нет никакого документа, нет ни российского, ни американского плана, который мог бы оказаться на столе переговоров или стать поводом для публикаций слитых в прессу материалов, что встревожило бы ту или иную часть общества. Вместе с тем, повторяю, что это не значит, что так же нет планов и размышлений на перспективу, — не оформленных в качестве документов, а существующих в виде точек зрения и концепций.

А вот если вы хотите завершить переговорный процесс еще до его начала, тогда — да, опубликуйте все свои планы в прессе, и не произойдет ничего!

Свободная Европа: Понимаю, и единственное, о чем спрашиваю — может ли появится конкретный план урегулирования после президентских выборов?

Александру Фленкя: Я уже сказал вам, что мои рабочие планы и вся деятельность не привязана к избирательным циклам.

Свободная Европа: Хочу еще обсудить с вами судьбу Александра Ржавитина...

Александру Фленкя: Он гражданин Республики Молдова, ранее был зачислен в состав военизированных формирований на левом берегу Днестра, но в какой-то момент ему удалось оттуда сбежать...

Свободная Европа: В Приднестровье его называют дезертиром. Сейчас он вернулся на территорию региона, его показывают по телевизору, а сам он рассказывает о том, как хорошо служить в приднестровской армии. Что вообще с ним случилось, и как ему можно помочь?

Александру Фленкя: 24 января Александра Ржавитина перевели из следственного изолятора в воинскую часть, — но это было просто сменой места заключения. Человек по-прежнему не на свободе, ему отказано в адвокатской и медицинской помощи, отказано во встрече с народным адвокатом — мы просили об этом с первого дня его задержания.

Главное сейчас состоит в том, что он все еще не на свободе. Что касается последнего телерепортажа, главный посыл выражен предельно ясно: никто ему не поможет, ни Кишинев, ни международное сообщество, и ему пришлось выбирать между армией и тюрьмой, — таков основной месседж, и всё это — кампания по запугиванию.

Жертва в этой ситуации не только Александр Ржавитин — хотя он в самом сложном положении, — но и все молодые люди в приднестровском регионе. Я много лет назад встречался с похожими ситуациями, когда люди в присутствии военных говорили примерно то же, что и заявлял в репортаже Александр. А вот в разговоре наедине они обычно рассказывали совсем о другом, спрашивали прямо — как им из всего этого выбраться?

Я оставлю историкам возможность обсуждать самые разные взгляды и мнения о том, что там случилось в прошлом

Приведу пару примеров 2010-го и 2011 гг., когда двое граждан Молдовы оказались в аналогичной ситуации, и только спустя год заключения их освободили. Надеюсь, мы освободим и Александра Ржавитина, и не только его, но и Олега Хоржана, и других. Это станет возможным, когда все переговорщики от Тирасполя и Кишинева, посредники и наблюдатели постараются решить одну из главных проблем — освобождение политических заключенных.

Когда тема становится слишком неудобной для приднестровской администрации, то освободить людей легче…

К сожалению, Александра Ржавитина использовали в пропагандистских целях, пытаясь запугать молодежь, проживающую в регионе. Не стану вдаваться в подробности, чтобы не подвергать его опасности и не лишать перспектив, но мы будем настаивать на его освобождении и дальше. Что бы там ни заявляли в Тирасполе — что кто-то сдался, кто-то потерял интерес, что это была провокация Кишинева, которая провалилась — все это неправда.

Свободная Европа: Успехов, г-н министр! И еще такой к вам вопрос. На днях министр иностранных дел г-н Чокой выступил с резонансным заявлением, отметив, что в 1992 году российская армия вмешалась в конфликт на Днестре для того, чтобы остановить кровопролитие. Все почему-то расценили это как одобрение роли российской армии в этом конфликте... А я хочу понять, как оценивает нынешнее правительство события 1992 года и роль российской армии в приднестровском конфликте?

Александру Фленкя: Республика Молдова — это целостное государство, на суверенной территории которого нет иностранных войск, помимо национальной армии. Для всего кабинета министров в этом и заключается цель работы. И мы эту цель когда-нибудь достигнем, мы обязаны решить поставленную задачу!

Я оставлю историкам возможность обсуждать самые разные взгляды и мнения о том, что там случилось в прошлом. А сам я смотрю в будущее, сосредоточившись на действиях, которые необходимо предпринять для достижения обозначенной цели. А уж ее-то, думаю, все поддерживают!

Именно на этом я сосредоточу свои усилия и в будущем. Правительство — любое правительство — работает с уже заключенными соглашениями, да и вся деятельность кабмина обусловлена Конституцией, намеченным планом и нашими международными обязательствами.

XS
SM
MD
LG