Linkuri accesibilitate

Раиса Спиновски: «Решение найти можно, было бы желание и политическая воля»


Мэр села Кочиерь – о жизни в зоне безопасности, о карантине и приднестровской проблеме

Кочиерь – село, в котором проходили самые ожесточенные бои во время приднестровского конфликта 1992 года. Сейчас многие местные жители уверены, что Приднестровье стало инструментом шантажа, который Россия использует для того, чтобы Кишинев шел на уступки. Рабочих мест здесь нет, и люди выживают как могут. Мэр Кочиерь Раиса Спиновски в интервью Свободной Европе рассказывает о современной жизни и о главных проблемах зоны безопасности.

Свободная Европа: Расскажите о том, чем живут местные власти здесь, на левом берегу Днестра, – много ли проблем, какие они, как вы выживаете и ищете пути выхода?

Раиса Спиновски: Взять, к примеру, сельское хозяйство – тут проблем достаточно, и малому и среднему бизнесу тоже трудно. Если говорить о сфере местного публичного управления, то в сегодняшних обстоятельствах есть проблемы с финансированием – во время пандемии и кризиса бюджет пополняется слабо.

Люди тратят по четыре часа в день только на то, чтобы переплыть Днестр

Недавние дожди размыли дороги, мы оказались заблокированы, нам нужен финансовый резерв, чтобы выплачивать зарплаты бюджетникам... Помимо всего прочего, мы начинаем ремонт дорог, потому что жизнь продолжается, и хотим мы этого или нет, но мы должны поддерживать определенный уровень качества инфраструктуры.

Почему у нас проблемы с бюджетом? Потому что у нас в селе нет развитого малого и среднего бизнеса, а привлечь инвесторов сложно. Я не знаю, как долго вам пришлось ждать паром, чтобы добраться сюда, но наши предприниматели вынуждены выходить в 5:30, чтобы попасть на паром, который отправляется в 7 утра – и все для того, чтобы съездить в Кишинев за товаром. Для малого бизнеса, каким бы он ни был, это большая потеря времени.

Предприниматели полтора часа ждут паром, полчаса плывут – вот и выходит два часа в одну сторону, а если добавить два часа пути обратно, то получается, что люди тратят по четыре часа в день только на то, чтобы переплыть Днестр.

Здесь у нас три коммуны – Коржова, Кочиерь и Моловата Ноуэ. Думаю, что мы испытываем самые большие проблемы…

Свободная Европа: Эти проблемы тянутся вот уже три десятилетия, ничего не меняется. Почему так сложно найти решение?

Раиса Спиновски: Мы приглашаем сюда государственных чиновников самых разных рангов, они приезжают и сочувствуют, говорят: «Да, правда, вы живете в очень непростом регионе, да, у вас нет рабочих мест» – их же действительно не хватает.

Но что предполагает развитие бизнеса? Открытие новых рабочих мест. Только у нас этого нет, потому что наши села неинтересны для инвесторов. За последние два года мы периодически проводили встречи с предпринимателями, но уже лет пять к нам не приезжали ни из правительства, ни из парламента. Чиновники обещают постараться решить все наши проблемы, и даже вроде бы ищут пути выхода из ситуации, но как только они уезжают, то забывают о нас, не знаю уж почему.

Въезд в Кочиерь
Въезд в Кочиерь

Недавно г-н президент Додон был в Кошнице, пообещал, что в селе Пырыта будет открыта свободная экономическая зона. Я тогда написала свое мнение в Facebook – да, это хорошо, что выбрали село Пырыта, но этот населенный пункт ближе к Кишиневу, и там нет таких проблем, как в Кочиерь и Моловата Ноуэ. Этот разговор завели мы, это мы попросили протянуть нам руку помощи. А предпринимателям из Пырыты не нужна свободная экономическая зона, потому что открыть и развивать там бизнес несложно, до столицы всего 30 километров. Что-то не видно, чтобы власти пытались решить именно наши проблемы, но мы ждем, мы спрашиваем, что можно сделать для Кочиерь сегодня?

Свободная Европа: Чем занимаются сельские жители? Насколько я понимаю, многие из них сдают свои земли в аренду, но и до сбора урожая тоже надо обеспечить доход.

Раиса Спиновски: Нам повезло, что у нас работают два интерната: психоневрологический и дом престарелых. В первом трудоустроены 90 местных жителей, во втором – около сорока. Есть рабочие места и в санатории Struguraș, но он сейчас, к сожалению, закрыт. Еще есть бюджетники, которые работают в школе и в детском саду…

Кишинев рассматривает эти земли как территорию, которую необходимо сохранить любой ценой, но при этом не думает о жителях

Свободная Европа: Какова численность населения?

Раиса Спиновски: У нас четыре тысячи жителей.

Свободная Европа: Но, по вашим словам, только у нескольких сотен есть место работы?

Раиса Спиновски: Да, так оно и есть. Была вот такая ситуация: на предприятии Introscop работали 40 человек, не так давно некоторые из них мне позвонили и говорят: «Г-жа мэр, наше начальство заявляет, что им сложно работать, потому что мы находимся в изоляции, так что нас всех попросили написать заявления об увольнении». Вот так, в мгновение ока сорок наших местных жителей, работавших в Introscop, стали безработными.

И тех, кто ездит на работу в Кишинев, у нас много. Нам очень сложно, если мы не будем развиваться, не откроем здесь рабочие места, вся молодежь уедет. Чтобы по-настоящему стать привлекательными для инвесторов, нам надо дать им взамен льготы или иные выгоды. Когда мы обсуждали этот вопрос с представителями правительства, кто-то из них ответил: «Мы не можем давать льготы для вашего региона, потому что другие-то обидятся». Как можно так говорить! Мол, остальные тоже начнут просить!.. Мы же находимся совсем в разных условиях, и настолько непростой ситуации, как в Кочиерь, нет нигде в стране.

Если власть хоть немного намерена заботиться о населении, то не следует забывать о живущих именно здесь людях. Приднестровцы при любом удобном случае говорят, что часть их территории оккупировала Молдова, они не говорят, что у живущих здесь может быть просто другое видение на данный момент, нет, они говорят об оккупации… Знаете, у меня складывается впечатление, что официальный Кишинев рассматривает эти земли как территорию, которую необходимо сохранить любой ценой, но при этом не думает о жителях, о людях, которые сейчас очень нуждаются в поддержке.

Свободная Европа: Существует механизм приднестровского урегулирования, формат «5+2», говорят о возможном предоставлении особого статуса приднестровскому региону. Как вы считаете, каковы шансы подобного сценария, видится ли вам на горизонте решение приднестровской проблемы?

Раиса Спиновски: Конечно, они [тираспольская администрация] нас изолировали, установив эти посты и границы, но население в целом, простые люди из Дубоссар, Кочиерь и других населенных пунктов не ощущают враждебности по отношению к себе.

Я думаю, что решение приднестровской проблемы найти можно, было бы желание и политическая воля. Будет это автономия или какой-то другой статус – это уже второй вопрос.

Свободная Европа: Многие местные жители, в том числе из Кочиерь, говорят, что у определенного круга лиц здесь есть свои интересы, что «рука руку моет», что контрабандные схемы живут. Почему у людей складывается впечатление, что чьи-то личные интересы преобладают над национальными?

Раиса Спиновски: Потому что все понимают, что если бы не эти самые интересы, проблему можно было бы решить легко и просто. Но как только появляется возможность решить вопрос, все топчется на месте, это ж не просто так, все связано…

Знаете, у нас любая проблема связана или с контрабандой, или с деньгами, или с чьими-то интересами. Из Приднестровья в Молдову едет очень много грузовых машин с товарами, на фурах молдавские номера. Что это значит? Что их бизнес процветает, и у них хорошие отношения. Нет ничего плохого, что у них складываются такие отношения, но если есть возможность, если есть послабления для Приднестровья со стороны Молдовы, пусть и на наши проблемы пусть обратят внимание.

У нас один семейный врач на село с населением в четыре тысячи человек, и это женщина в возрасте, ей под 70. Но она молодец!..

К примеру, мы составили список предпринимателей, которые не могут работать, потому что в их фирмах трудоустроены жители из Коржова и Дубоссар. Им не позволили открыть магазины, несмотря на то, что это разрешено последним решением Комиссии по чрезвычайным ситуациям Республики Молдова. Нам не дают вновь открыть филиал Orange, хотя услуги этой компании нужны людям, не разрешают работать магазину стройматериалов – и все потому, что там есть работники из Коржова и Дубоссар. Мы написали запрос, с просьбой обеспечить им проезд, но прошла неделя, а ответа все нет.

Хотя мы, со стороны Молдовы, проявляем открытость. Все, кто имеет право на пенсию и пособия, приезжают сюда, получают в банке деньги, председатель Дубоссарского района даже помог с транспортом – есть маршрутка, которая привозит людей в банк от так называемой границы между Дубоссарами и Кочиерь. Я не говорю, что это плохо, но если мы открыты, пусть и приднестровская администрация тоже проявит уважение к нам, те, кто живет в Приднестровье – тоже наши граждане.

Мы испытываем проблемы и с медицинским обеспечением, потому что они не разрешили врачам пересекать таможенные посты. В итоге у нас один семейный врач на все село с населением в четыре тысячи человек, и это женщина в возрасте, ей под 70. Но она молодец, мы очень ей благодарны, чтобы держать удар в этот сложный период, надо быть по-настоящему преданным своей профессии.

Хочу сказать спасибо всем работающим в селах Кочиерь и Моловата Ноуэ врачам, медперсоналу, скорой помощи – многие из них живут в Дубоссарах, и несмотря на риск, приезжают на работу. Хочу выразить искреннюю благодарность работникам двух интернатов. В одном из них – психоневрологическом – уже выявлены случаи коронавируса, поэтому сотрудники работают изолированно, две недели через две, подолгу не видятся со своими семьями. Я благодарю всех, кто прилагает усилия, чтобы мы вышли из кризиса пандемии COVID-19 победителями.

Спасибо и предпринимателям, которые снабжают нас продуктами питания, несмотря на часы ожидания парома. Аптеки, продовольственные магазины у нас работают, при всех трудностях.

XS
SM
MD
LG