Linkuri accesibilitate

Дорин Киртоакэ: «Пока во всем мире строят больницы, мы копаем могилы!»


Дорин Киртоакэ
Дорин Киртоакэ

бывший мэр Кишинева и лидер Либеральной партии Дорин Киртоакэ в интервью Свободной Европе объяснил, почему он вместе с другими оппозиционными партиями выступил за продление как минимум еще на неделю вынужденные отпуска для работников бюджетного сектора. В минувшее воскресенье президент Игорь Додон заявил, что бюджетники возвращаются на рабочие места, поскольку «у граждан накопилась масса проблем, а мы стараемся избежать паралича госструктур».

Впрочем, в понедельник ситуация изменилась, и Комиссия по чрезвычайным ситуациям продлила сотрудникам бюджетной сферы выходные на 10 дней – с 7 по 17 апреля – с условием отработки этого отпуска после отмены режима чрезвычайного положения в стране.

Дорин Киртоакэ: Решение [президента Игоря Додона о возвращении бюджетников на работу] было не просто странным, а опасным и безответственным. Подобными поступками сегодняшняя власть доказывает свою некомпетентность, неспособность управлять кризисной ситуацией, власти действуют хаотично. Но их, как популистов, беспокоит, в первую очередь, собственный имидж, и они каждый день ищут повод для того, чтобы выставить себя в выгодном свете – спокойными, мягкими и пушистыми… Их не интересуют первоочередные задачи и проведение глубокого анализа ситуации, в которой мы оказались.

Надо сделать выбор: или все ходят на работу, или все поголовно находятся в самоизоляции

По мере увеличения опасности распространения вируса число заболевших не просто увеличивается, а удваивается день ото дня. Изначально регистрировалось по 20 инфицированных в неделю, потом количество заболевших достигло отметки 80 человек в день, а на днях мы дошли до рекордных 160-ти пациентов с Сovid-19! А знаете, почему цифры продолжат расти? Потому что борьба с вирусом – это как игра вслепую, как если бы вам завязали глаза, потом покрутили и заставили искать спрятавшихся людей!

Ты не знаешь, когда и где можешь заразиться, здоров или болен человек, с которым ты только что пообщался, а понять, что что-то не так, можно только через 4-5 дней, а то и через неделю, но тогда уже может быть поздно, и не исключено развитие пневмонии, что приводит к необходимости искусственной вентиляции легких. Вирус уже поразил медицинскую систему, у нас почти 30% заболевших – врачи, это самый высокий показатель в мире! Медработники заражаются один за другим, они же на первой линии обороны.

А раз ситуация ухудшается, то нельзя смягчать меры по предотвращению распространения вируса. Предложение о возвращении бюджетников на работу – абсурдное, в нем нет ни малейшей логики. Я думаю, что карантин будет объявлен по всей Республике Молдова, это единственная мера, способная остановить распространение Covid-19, иные варианты отсутствуют! Да и вообще, карантин надо было ввести еще 9 марта...

Свободная Европа: Г-н Киртоакэ, вы занимали кресло градоначальника, может быть, вы сможете ответить на вопрос: что такого важного делают бюджетники, что мешает временно приостановить их работу?

Дорин Киртоакэ: Повторяю, это абсурдная ситуация! Все чиновники с экранов телевизоров призывают граждан оставаться дома, но официального решения о том, что надо сидеть дома, нет! Частный работодатель или даже наниматель в лице государства зовет людей на работу, лишь бы не платить зарплату просто так. Это ошибочный подход.

Там, на верхах, видимо, не хватает воздуха, и потому соображают они плохо!..

Надо сделать выбор: или все ходят на работу, и экономическая деятельность продолжается, а мы потребляем то, что произвели, или все поголовно находятся в самоизоляции. Это касается не только бюджетников. Работающие в частном секторе люди – тоже граждане Молдовы, они что, ничем не рискуют?! Решения правительства должны распространяться на всех граждан Республики Молдова, проживающих в стране иностранцев и лиц без гражданства – на всех людей. Общество нельзя делить, и в защите нуждаются все.

Свободная Европа: Прошедшая неделя была выходной для сотрудников бюджетной сферы, как и в России. Это совпадение?

Дорин Киртоакэ: Какое там совпадение! Все знают, что Додон даже пометки делает на русском языке, он себя «раскрыл» в одной из последних серий собственной теленовеллы. Я не понимаю, откуда у них время на съемки видеороликов или на аудиозаписи для мегафонов? Государственные лица должны заниматься другими проблемами, разрабатывать общую концепцию и просчитывать на несколько ходов вперед эффект от принимаемых мер.

Они скопировали поведение Путина – это очевидно, только сделали они это криво, потому что сами являются карикатурами. Кику говорит, что многие умрут, роет могилы на кладбище вместе с этим, Чебаном из мэрии... А Додон вообще заявляет, что коронавирус – это так, пустяки. Кого слушать?! Левая рука не знает, что делает правая!

Пока во всем мире строят больницы, чтобы бороться за жизни людей, а мы, еще живые, копаем могилы, чтобы было где нас похоронить. Может, мы заранее сходим на кладбище Святого Лазаря и выберем себе по яме? А что! Тоже привилегия…

Свободная Европа: Создается впечатление, что центральные власти стараются сделать так, чтобы местные власти не могли принимать собственные решения. К примеру, может ли районная Комиссия по чрезвычайным ситуациям самостоятельно объявить режим карантина?

Дорин Киртоакэ: Это еще один пример ошибочных действий централизованной системы власти, так было во времена Советского Союза, так происходит и сейчас. Мы как будто вернулись в СССР. Помните, как безответственно тогда отнеслись к аварии на Чернобыльской АЭС? То же самое мы наблюдаем и сегодня.

Если кто не жил во времена Советского Союза, то может узнать, каково это, благодаря Кику и Додону! Впрочем, им очень удобно, что по телевизору показывают только их, что пресса обязана давать исключительно официальную позицию, и не дай Бог какую-то альтернативную точку зрения.

Свободная Европа: Помните, поначалу некоторые мэрии объявляли о введении карантина в своих населенных пунктах, несмотря на то, что на тот момент было всего несколько случаев заболевания коронавирусом... Так тоже нельзя?

Дорин Киртоакэ: Наоборот, можно! Нам сейчас как раз нужны децентрализация, принцип управления «снизу вверх». Мэрии находятся на первой линии, они должны принимать срочные меры, им виднее, они общаются с людьми, для этого как раз и созданы комиссии по чрезвычайным ситуациям на местном уровне.

Надо обязательно ввести в стране полный карантин. Все будут обязаны сидеть дома

Мэр села Бэлчана Юрий Пэсат руководил ситуацией на месте, он лицом к лицу столкнулся с эпидемией в своем населенном пункте, только он и священник присутствовали на похоронах погибшей от коронавируса женщины из этого села... А центральные власти в те дни занимались выборами в Хынчешть, занимались созданием альянса, вместо того, чтобы объявить в стране чрезвычайное положение.

Чиновникам на местах нужно отдать больше полномочий. Там, в Хынчештском районе, изначально все было поставлено с ног на голову. На заседании районной комиссии по чрезвычайным ситуациям мэр села Бэлчана потребовал отменить, отложить выборы, но его предложение проигнорировали. Мало того, его заставили соблюдать дистанцию в 5 метров от остальных членов комиссии, чтобы он никого не заразил. К слову, Юрий Пэсат и тогда не был болен, и до сих пор у него коронавирус не выявлен.

Действовать надо иначе, решения следует принимать на местном уровне. Расскажу о европейском опыте. Все мэры из Испании и Италии предприняли меры по борьбе с распространением вируса еще до того, как региональные или центральные власти решили что-то сделать. И эти меры оказались самыми эффективными. Если ты на месте, если ты знаешь ситуацию, то у тебя больше шансов принять верное решение, чем у центральных властей, которые витают в облаках. Там, на верхах, видимо, не хватает воздуха, и потому соображают они плохо!..

Свободная Европа: Недавно вы делали лайв в соцсетях, и вы заявили о срочной необходимости стабилизации очагов заболевания, добавив, что это возможно, если руководствоваться логикой и принять несколько решений. О чем речь-то?

Дорин Киртоакэ: До тех пор, пока не запрещено передвижение по стране, пока люди ходят по улицам, – и неважно, идут они на работу или куда-то еще! – вирус будет распространяться. Риск увеличения пандемии существует даже в условиях, когда поездки запрещены. Надо обязательно ввести в стране полный карантин. Все будут обязаны сидеть дома, люди перестанут контактировать друг с другом, и тогда, возможно, ситуация стабилизируется.

Да, в первые несколько дней число заболевших продолжит расти, но потом начнет снижаться. Только тогда, когда ежедневные показатели будут падать, мы сможем сделать вывод о том, что ситуация выравнивается, и мы движемся в правильном направлении. Другого пути нет!

Как это должно быть организовано? В городах людям надо запретить выходить из квартир или из их домов, разве что раз в неделю – пусть кто-то из членов семьи пешком добирается до ближайшего продуктового магазина или аптеки и сразу возвращается с покупками. Все находятся в карантине, везде введен режим самоизоляции!

Система прогнила, и на нее взгромоздились остатки коммунистической номенклатуры: Кику, Додон и все остальные

Если кому-то понадобится медицинская помощь, то пусть сначала позвонит по телефону, а не идет сразу в больницу, там опасно, ведь почти каждый третий случай заражения коронавирусом – у врачей. В сельской местности следует запретить выходить за пределы населенного пункта. Там дела обстоят иначе, людей меньше, им нужно обрабатывать землю, в том числе с использованием сельхозтехники. Впрочем, люди все равно должны соблюдать санитарные правила и держать социальную дистанцию. Мы можем делать выводы из опыта введения карантина в селе Бэлчана.

Государство должно выделять нуждающимся, уязвимым слоям населения адресные компенсации, по 3 тыс. леев на человека, что соответствует среднемесячным тратам, тогда общество немного успокоится, почувствует реальные меры по преодолению кризиса. Если вышеупомянутые правила не будут соблюдаться, придется привлечь полицию и армию, чтобы они применяли административные и даже уголовные санкции. Без дисциплины цели не достигнуть.

Свободная Европа: Хотелось бы отдельно поговорить о случаях заболевания коронавирусом среди врачей. Как вы можете объяснить происходящее, вспоминая свой опыт столичного градоначальника?

Дорин Киртоакэ: Молдавские больницы находятся в плачевном состоянии, потому что не выделяется достаточного финансирования, в том числе на зарплаты врачей. Все начинается с того, как формируются выплаты за пользование медицинским страховым полисом.

Страховка составляет 9% от зарплаты, и даже эти 9% не собирают, потому что половина заработных плат в Молдове – это деньги в конвертах, размер зарплат искусственно занижают. Вот и выходит, что собранных 4,6 млрд леев недостаточно для покрытия всех необходимых трат в области медицины.

Да, из государственного бюджета дополнительно выделяются более 12 млрд леев на страхование пенсионеров и поддержку всей системы, но этого недостаточно. И все это мы унаследовали с советских времен! Медицинская отрасль в селах почти умерла, она есть в райцентрах и городах, ну, еще в столице. А если бы все зарплаты выплачивались официально, и их суммы соответствовали бы действительности, то доходы Национальной кассы медицинского страхования увеличились бы вдвое, то есть с работающих граждан собирали бы не 4,6 млрд, а 8 млрд леев. Этих денег в сегодняшних условиях хватило бы на обеспечение оперативной деятельности медучреждений и на более-менее достойные зарплаты врачей. Хотя и этого недостаточно для инвестиций в инфраструктуру.

Все наши правительства, начиная с 90-х годов все время болтали, обсуждали стратегии, но не делали ничего конкретного, не вкладывали денег ни в районные, ни в местные больницы. Да, были инвестиции в инфраструктуру Республиканской клинической Больницы и БСМП, но этих сумм все равно недостаточно, если учитывать величину этих медучреждений.

Власть принадлежит ворам. Наше государство остается захваченным, с кем вести диалог?!

Простите мою нескромность, но в больницах, которые находятся в ведомстве мэрии муниципия Кишинев, совсем другая ситуация! Мы пошли по иному пути – ежегодно выделяли по 40, 50, 60 млн леев (за 10 лет набралось полмиллиарда!..), плюс к этому – помощь на миллионы евро была получена благодаря европейским и международным проектам, в том числе японским. И все эти деньги были инвестированы в муниципальные больницы.

Давайте сходим в больницу «Святой Троицы» и увидим, что там установлено японское оборудование на 3 млн – или даже на 5 мон евро! В каждой из кишиневских больниц есть одно, два или три отделения, которые мы успели за 10 лет привести в порядок и оснастить техникой. Впрочем, это не решает проблемы всей системы здравоохранения в Молдове.

Надеюсь, хотя бы этот кризис вернет с небес на землю тех, кто отвечает за эту область. Мы должны сказать гражданам правду, о которой я твержу уже 10 лет, – медицинский полис должен покрывать расходы в сфере здравоохранения. Мы все должны платить в соответствии с законом, а не пытаться скинуть все заботы на плечи диаспоры, как пытаются некоторые сейчас делать.

Если все, кто возвращается в страну, купят медстраховку, допустим, их будут 60 тыс. человек, то за год мы соберем 260 млн леев. Тем временем, государству недоплачивают около 4 млрд леев ежегодно из-за того, что часть живущих в стране граждан получают зарплаты в конвертах. Разве мы вправе перекладывать проблему, которая создана в результате безответственности властей, на плечи диаспоры, которая высылает домой около миллиарда евро, которая, таким образом, удерживает на плаву всю молдавскую экономику?!

По статистике, в сельском хозяйстве и в области строительства все получают зарплаты в конвертах, в аграрном секторе ни у кого нет медстраховки. Давайте проанализируем Бюллетень госзакупок, опубликованный на соответствующем сайте: если там за определенный объем работ труд указана оплата в размере 20 леев, а на самом деле это стоит 56-60 леев, то ведь очевидно, что человек получает зарплату в конверте!Официальная зарплата указывается в размере 3-4 тыс. леев, но мы же все прекрасно знаем, что в области строительства никому не платят меньше 10 тыс. леев! Выходит, что 9% налога с заявленной зарплаты – это 80 леев, хотя в действительности в НКМС должны поступать 400 леев. Вот вам и схема грабежа, и государство закрывает на это глаза. А крайней сделали диаспору! Это порочный круг: система прогнила, и на нее взгромоздились сегодняшние власти – остатки коммунистической номенклатуры под руководством Кику, Додона, Гречаной и всех остальных.

Судя по всему, политическое высокомерие пока побеждает здравый смысл

Свободная Европа: Не показалось ли вам нелогичным решение создать в районных больницах центры по борьбе с Covid-19, учитывая, что мы знаем, какая там ситуация?.. Мы видели в очередных лайвах в соцсетях, что в одном из бельцких медучреждении вместо душа и туалета стоит ведро…

Дорин Киртоакэ: Это возмутительно и недопустимо – лечить людей и уж тем более – создавать центры по борьбе с Covid-19 на базе больниц, в которых инфраструктура и оснащение не обновлялись с советских времен. Нужна стерильность, а ее нет! Нет условий даже для работы обычного учреждения, не то, что медицинского.

Но вопрос надо ставить иначе: пусть эти больницы закроют до тех пор, пока в них не будет базовых санитарных условий. Если ты неспособен обеспечить соответствующие условия – будь добр, уйди, освободи место для того, кто сможет. Мы уже доказали, что в силах улучить положение дел в кишиневских больницах. Я не стесняюсь об этом говорить, потому что я для этого работал! К сожалению, только сейчас люди начинают понимать, что к чему, замечают результаты... А раньше было наоборот, оппозиция попросту высмеивала наши старания. Возьмите, к примеру, детскую больницу им В. Игнатенко – 10 лет назад там была разруха. Сегодня осталось отремонтировать фасад, а внутри уже все готово!

Свободная Европа: Что может сделать внепарламентская оппозиция для того, чтобы убедить власть в необходимости введения полного карантина?

Дорин Киртоакэ: У нас клептократическое государство, власть принадлежит ворам. Наше государство остается захваченным, с кем нам вести диалог?! С остатками режима Плахотнюка? Он-то, конечно, исчез, но его режим остался почти тем же, все на своих местах, все действуют сообща. Положение дел остается сложным, как и до побега Плахотнюка из страны...

Мы публично выступаем, обращаемся в суды, пишем обращения в прокуратуру – все тщетно!.. И так будет до тех пор, пока общество вновь не поверит в демократию, не доверится людям, предлагающим реальный план по развитию страны, и пока Молдова не начнет двигаться в правильном направлении.

Так или иначе, но мы стараемся делать все, что в наших силах, например, при поддержке одного из коллег по Движению «Unirea» мы производим защитные экраны. Их уже доставили в Хынчешть, Леову, в Стрэшень, в несколько пригородов – в Крузешть и Бубуечь, в центр размещения на Moldexpo и т.д. Мы пытаемся помочь, предлагаем пути решения проблем, и я надеюсь, что нас услышат. Но, судя по всему, политическое высокомерие пока побеждает здравый смысл.

XS
SM
MD
LG