Лидер PAS Майя Санду одержала победу в первом туре президентских выборов благодаря активной поддержке диаспоры, особенно на Западе. Президент Игорь Додон заговорил после этого о «параллельном» электорате. Каково отношение к выборам у молдавской диаспоры в России?
15 ноября состоится второй тур президентских выборов. Политолог Виктор Жосу, долгое время проживающий в Москве, полагает, что в этой кампании геополитический фактор отошел на второй план.
Свободная Европа: Что произойдет после 15 ноября, после второго тура выборов, когда друг против друга выступят политики, как говорится, с проевропейскими и пророссийскими взглядами?
Виктор Жосу: На этих выборах, в отличие от 2016 года, геополитический фактор отошел на второй план, он не настолько выражен в политических заявлениях конкурентов. Его и не нужно подчеркивать, так как электорату каждого кандидата, и избирателям Майи Санду, и сторонникам Игоря Додона, прекрасно известна их геополитическая ориентация.
Предвыборный месседж Майи Санду в целом затрагивает проблемы внутреннего характера: в первую очередь, она указывает на необходимость борьбы с коррупцией и проведения реформы судебной системы. Все это никак не связано с геополитикой.
Если на правом берегу явка сокращается, то откуда у избирателей на левом берегу интерес к выборам?
Игорь Додон, насколько я заметил, тоже не позиционирует себя на этот раз в качестве провосточного политика. Он, скорее, балансирующий, или как он говорит - сдержанный кандидат. По крайней мере, таким он пытался показать себя до 1 ноября.
Думаю, и во втором туре геополитические аспекты не будут сильно выражены. Но, к сожалению, дело давно сделано, значительная часть общества остается расколотой по геополитическому принципу, и этот раскол преодолеть будет нелегко.
Свободная Европа: Какими должны быть отношения между Республикой Молдова и Востоком или Западом, чтобы прекратились разговоры о поляризации общества по политическим критериям, хотя ведь раскол связан не только с геополитическим голосованием?
Виктор Жосу: Конечно, нет. Разделение началось намного раньше, с первых лет независимости Республики Молдова, и даже до этого. Но говоря о последних годах, о поляризации по геополитическим критериям, - то все это начали политики, рассчитывая на давно сложившиеся симпатии граждан.
И вместо этнического или лингвистического критерия акцент сместился на геополитику. Можно вспомнить момент присоединения к Восточному партнерству, а особенно - подписание Соглашения об ассоциации с Евросоюзом. Соглашение подписано много лет тому назад. Сейчас его нужно внедрять, и это означает необходимость заниматься вопросами внутренней политики, что не имеет ничего общего с геополитикой. Речь идет о последовательной и четкой внутренней политике по внедрению Соглашения об ассоциации.
Додон показал, что он не может продвигать такую политику. А если победит Майя Санду, то и для нее станет большим испытанием и вызовом внедрение этого Соглашения. Руководство государства уже пять лет назад должно было приложить максимум усилий. Но воз и ныне там.
Если к власти придет политик с проевропейскими взглядами, то именно для него это станет вызовом. Если Майя Санду победит на выборах, для нее это станет одной из главных задач. А что будет дальше - посмотрим. Не знаю, чем закончатся выборы, так как разница в голосах невелика, хотя на данный момент, после первого тура Майя Санду, конечно же, является фаворитом.
Свободная Европа: Вы уже много лет проживаете в столице Российской Федерации. Могли бы вы спрогнозировать то, как Москва попытается выстраивать двустороннее сотрудничество с Республикой Молдова, если во главе страны окажется проевропейский политик, то есть Майя Санду?
Виктор Жосу: Не думаю, что Москва попытается делать что-то в этом направлении. Москва не будет выступать с инициативами сотрудничества. Возможны отношения с Российской Федерацией, похожие на отношения с балтийскими странами. Это будет сотрудничество без совместных экономических и культурных проектов. Будут сохраняться чисто дипломатические отношения.
С другой стороны, все будет зависеть от того, чего пожелает возможный проевропейский президент Республики Молдова от отношений с Российской Федерацией. То есть, в данном случае - от того, какую повестку сможет разработать проевропейский президент, чего он будет хотеть от Москвы.
Игорь Додон во втором туре начал запугивать электорат
Если говорить о внешней политике Москвы, то у нее своя повестка, в которой Республика Молдова попросту отсутствует. Может, за исключением Приднестровья, хотя и здесь позиция России довольно сдержанна, даже заморожена. После провала «меморандума Козака», если вспомнить, это ж не Москва выступала с инициативой! Воронин сам сказал Путину: «Предлагайте!» И Кремль ответил «меморандумом Козака».
После этого провала инициатив в отношении Приднестровья больше не было. России выгодна нынешняя ситуация. Главное, чтобы не стреляли. И все! А сам замороженный конфликт, как его называют, пусть себе остается...
Свободная Европа: Вы думаете, во втором туре Москва может посоветовать Тирасполю отправить больше избирателей на выборы?
Виктор Жосу: Не думаю, что их будет больше, чем в первом туре. Не думаю, что повторится ситуация 2019 года. Тогда был целый поток людей, которые шли и шли, многих привозили... На этот раз мы видели, что было. Насколько мне известно, было 14 тыс. избирателей, из которых 10 тыс. проголосовало за Додона, а на втором месте, кстати, оказалась Майя Санду, хотя и получила в пять раз меньше.
Тут, кстати, есть проблема, так как Республика Молдова не может контролировать то, как проходит предвыборный процесс на левом берегу Днестра. Мы можем об этом только догадываться. Меня вообще поразил рост числа избирателей. Обычно во всех предвыборных кампаниях в Республике Молдова голосовало около 11 тысяч граждан Левобережья. В 2016 году их вдруг оказалось примерно 15 тысяч. И во втором туре в 2016 году число избирателей выросло на 50%.
Свободная Европа: А на парламентских выборах 2019 года их число еще увеличилось.
Виктор Жосу: Но если на правом берегу, в Республике Молдова, интерес к выборам падает, и явка сокращается, то откуда у избирателей на левом берегу такой интерес к выборам, и почему они так массово голосуют? Естественно, возникает подозрение, что их собирают и организованно подвозят.
Но как все это доказать? И запретить им голосовать тоже нельзя, потому что это люди, в том числе, из румынских школ... Как им сказать, не ходите на выборы? Это невозможно. И это проблема, решить которую нельзя.
Свободная Европа: Игорь Додон утверждает, что если Майя Санду победит, то это подорвет отношения с Москвой, с Российской Федерацией.
Виктор Жосу: Игорь Додон во втором туре начал запугивать электорат. Неужели в период его президентства отношения были плодотворными? Да не были! Отношения стали даже хуже, чем были до Додона. Да, его личные отношения улучшились. Но какую пользу получила Республика Молдова от личных связей Игоря Додона с Москвой?
Говорят, что если Додон проиграет, то его кандидатура будет предложена на пост премьер-министра
Свободная Европа: Сообщают, что в Кишинев поступает безвозмездная российская помощь в размере почти 60 млн леев.
Виктор Жосу: Попросил – пожалуйста. Но ведь не было ни одного совместного проекта, никаких инвестиций и достижений, и экспорт не вырос. Более того, экспорт даже сократился! За четыре года, пока Додон был президентом, вырос экспорт в Европейский союз. Вообще, экономические отношения, оборот товаров, капитала – экономика Республики Молдова меняет ориентиры...
Свободная Европа: Вы не пошли на голосование в первом туре и во втором тоже не пойдет?
Виктор Жосу: Я не изменил своей позиции. Пусть будет, как есть.
Свободная Европа: Вы будете одним из множества неопределившихся?
Виктор Жосу: Да, неопределившихся…
Свободная Европа: Почему так много граждан все еще не определились со своим выбором?
Виктор Жосу: В этом году появился еще один фактор – это фактор пандемии. Думаю, что часть людей не пришла на выборы еще и потому, что все время говорят о росте случаев заражений. Все время показывают, что число пациентов растет.
А другой фактор связан с отсутствием полномочий. Было четыре года мандата, и три года Додон твердил, что ему не хватает полномочий, что он ничего не может сделать, что нужна президентская республика... Разумеется, часть избирателей поняли, что нет смысла терять время на голосование, так как президент все равно ничего не решит.
Но третий - и, на мой взгляд, самый важный фактор - это отсутствие доверия к политическому классу. Все больше людей не верят, что политики заняты интересами граждан. Они считают, что политики преследуют собственные цели. А значит, и на выборы идти нет смысла. Возможно, это самое большое испытание и проблема для политиков, которые хотят что-то изменить в Республике Молдова: они должны изменить само содержание, суть политики.
Свободная Европа: Известно ли хотя бы примерное число молдаван, проживающих в Российской Федерации или находящихся на сезонных работах?
Виктор Жосу: Я знаю только, что в России проголосовало меньше, чем на прошлых выборах.
Свободная Европа: А почему, кстати?
Виктор Жосу: Может, и потому, что они утратили доверие к Игорю Додону и социалистам.
Свободная Европа: Зато Ренато Усатый получил много голосов в Российской Федерации…
Виктор Жосу: Да, но Ренато Усатому удалось здесь поработать, у него есть связи. Он как мог работал с диаспорой - и собрал голоса.
Ренато Усатый – первый, кто заинтересован в роспуске парламента
Свободная Европа: А к кому достанутся его голоса во втором туре?
Виктор Жосу: Если учитывать, что большинство из тех, кто проголосовал за Усатого, были представителями так называемого «протестного электората», то можно прийти к выводу, что часть из них проголосует за Майю Санду. Но другая часть, если и придет на выборы, то проголосует за Додона.
Свободная Европа: Какие сценарии возможны в случае победы Додона или Санду?
Виктор Жосу: Республика Молдова все-таки – парламентская республика. Мы видим, что в последнее время опять начался политический «туризм». Депутаты выходят из одной группы и примыкают к другой. Можно предположить, что формируется новая коалиция, что укрепляется коалиция социалистов с демократами. Может, к ним примкнет еще одна группа депутатов. В любом случае, победит он или проиграет, у Додона будет большинство, независимо от того, как для него окончится президентская кампания.
У Санду этого большинства нет. Для нее это тоже будет своего рода вызовом и испытанием: как преодолеть препятствия, которые ей будет чинить враждебное большинство. Предполагать можно лишь это.
Говорят, что если Додон проиграет, то его кандидатура будет предложена на пост премьер-министра после инаугурации президента. [Ион Кику] подаст в отставку, и парламентское большинство предложит президенту кандидатуру Игоря Додона. Мы помним решение Конституционного суда, принятое в августе. Если парламентское большинство предложит кандидата, то президент обязан его поддержать.
Свободная Европа: Но все это произойдет позже... Между тем, депутаты могут прийти и к соглашению о том, что досрочные выборы – лучшее решение?
Виктор Жосу: Роспуск парламента тоже является проблемой, так как мы знаем, что в данном случае должны быть две причины: невозможность формирования правительства или блокирование деятельности парламента и невозможность принятия законов в течение трех месяцев. И каждый раз касательно обстоятельств роспуска парламента свое заключение должен дать Конституционный суд, который подтверждает наличие обстоятельств. Можно ли тут что-то прогнозировать? Не знаю, не исключена ситуация, когда люди выйдут на протесты…
Свободная Европа: Кто будет в этом заинтересован? Например, Игорь Додон, если проиграет, выведет людей на улицу?
Молдова после выборов – это полная неопределенность
Виктор Жосу: Нет, Игорь Додон этого не сделает. В первую очередь, он не сможет вывести людей на улицу, так как у его сторонников нет этого опыта. У них нет необходимой энергии, чтобы выйти на протесты. Там другие методы. С другой стороны, есть желающие, чтобы люди вышли на улицы.
Свободная Европа: Ренато Усатый и не скрывал, что мог бы вывести людей не улицы.
Виктор Жосу: Ренато Усатый – первый, кто заинтересован в роспуске парламента, особенно после того, как он получил 17% голосов. После досрочных выборов он надеется пройти в парламент в составе целой фракции. Он – главное заинтересованное лицо в досрочных выборах. Что от него зависит в данном случае? Он может сидеть и ждать. Я не могу говорить о протестах, так как протесты – это нерациональная вещь, особенно так, как они проходят у нас. Ну, а Додон? Что ему нужно от протестов, если у него есть парламентское большинство?
Свободная Европа: Если он проиграет, социалисты, на ваш взгляд, останутся такими же сплоченными?
Виктор Жосу: Насколько мне известно, он все-таки контролирует фракцию, держит ее в узде. Кто еще это сможет делать? Социалисты зависят от Додона, и даже мэр [Кишинева] продолжает от него зависеть.
Свободная Европа: Игорь Додон пообещал г-ну Чебану, что следующим кандидатом на пост президента от социалистов будет Иван Чебан.
Виктор Жосу: Думаю, что он ему только мешает, так как Чебан пытается сконцентрироваться на проблемах города. По крайне мере, говорят, что он очень не хотел участвовать в этой кампании. Но есть то, что есть, и если партия тому или иному говорит, что надо, политик отвечает: «Да, я подчиняюсь линии партии».
Свободная Европа: Итак, Молдова после выборов…
Виктор Жосу: Молдова после выборов – это полная неопределенность. Единственно, что точно нежелательно, это повторение ситуации 2009 года. Вот одно из главных ожиданий, в том числе моих - и, думаю, и того большинства, которое не вышло на голосование, но которое тоже чего-то ждет, так как жизнь на выборах не заканчивается.
Когда-то пройдут и парламентские выборы, и вот тогда - да, значение голосования будет действительно важным.