Linkuri accesibilitate

Раду Карп: «Важный совет для Майи Санду: не предлагать заведомо проигрышных кандидатов»


Раду Карп
Раду Карп

О визите президента Румынии, реакции России и досрочных выборах парламента

Румыния предложила новый пакет поддержки для Республики Молдова, в том числе, предоставление 200 тыс. доз вакцины против COVID-19. Об этом заявил президент Румынии Клаус Йоханнис в ходе своего первого официального визита в Кишинев после избрания Майи Санду главой государства. Румынский аналитик, доктор политических наук Раду Карп подводит итоги визита Йоханниса в Молдову.

Свободная Европа: Говорим о визите г-на Йоханниса в Республику Молдова, ожидание которого продолжалось свыше пяти лет. Означает ли визит размораживание диалога на высшем уровне? И как вы оцениваете переговоры?

Раду Карп: Президент Йоханнис несколько раз говорил, что до тех пор, пока Игорь Додон является президентом Республики Молдова, он в Кишинев не приедет. И слово свое он сдержал. И важно не только это: еще, я бы так сказал, он пересмотрел традицию, потому что до сих пор избранный президент Республики Молдова традиционно совершал свой первый зарубежный визит в Бухарест. В прошлый раз с визитом ездил президент Тимофти. А Клаус Йоханнис приехал в Кишинев, чтобы поприветствовать Майю Санду.

Хочу особо подчеркнуть, что визит состоялся всего через пять дней после официального вступления в должность г-жи Майи Санду. В общем, очень хорошо, что именно визит президента Румынии в Кишинев стал первым визитом одного из лидеров Европейского союза, — не только Румынии, но и Евросоюза. Это сигнал не только для Кишиневе, но и для Брюсселя, и я думаю, что Клаус Йоханнис — первый в ряду других лидеров, которые также пойдут навстречу Кишиневу.

Свободная Европа: Лидеры Кишинева и Бухареста подписали декларацию, заявив, что молдавско-румынское стратегическое партнерство сохраняется. Как, по-вашему, можно улучшить сотрудничество между двумя государствами?

Раду Карп: Прежде всего, сюрпризом этого визита стало объявление о том, что Румыния предоставит Республике Молдова 200 тыс. доз вакцины, что является весьма примечательным жестом. Потому что квоты на вакцину обсуждаются в Брюсселе, и они предназначены только для государств-членов ЕС. И это, практически, означает, что Румыния выразила поддержку Республики Молдова в борьбе с пандемией на самом высоком уровне, учитывая, что производство вакцин все еще ограничено.

Думаю, информация о выделении Румынией вакцины вызовет реакцию и в Москве

Я видел, что даже в Румынии второй транш вакцин поступил с опозданием на день, да и не только в Румынии, но и в других восьми европейских государствах: в Бельгии действует лишь одна производственная линия, и выпуск доз в достаточных количествах — дело очень сложное. Думаю, что неожиданный сюрприз оказался очень приятным, и что для Республики Молдова 200 тыс. доз — или, точнее, 100 тыс., поскольку для одной вакцинации нужно две дозы — это очень много, и это обеспечивает необходимую защиту для врачей на первой линии. Хотя и не только для них, а вообще для всех людей из группы риска. Словом, мне кажется, что решение, о котором было объявлено, — это самый важный позитивный шаг.

Свободная Европа: Еще нам было обещано и 6 тыс. тонн дизельного топлива. А в Кишиневе сейчас на площади Великого национального собрания более 200 тракторов, идут протесты фермеров, которые по-прежнему недовольны тем, что молдавские власти не помогли им в разгар пандемии и во время засухи. Говорят, что эти 6 тыс. тонн солярки могут буквально спасти сельское хозяйство Республики Молдова.

Раду Карп: Конечно, это тоже очень важный аспект, учитывая, сколько летом возникло проблем. Но для меня остается загадкой, почему правительство Кику не захотело решить эту проблему, хотя решать ее было все ж не настолько сложно. В любом случае, это очень хорошо, потому что сейчас Республика Молдова должна подготовиться к постпандемическому кризису в экономике. А что может быть лучше, чем укрепление своего аграрного сектора и, конечно же, других отраслей экономики?

Эту проблему можно решить четко и быстро — сразу же после того, как дизельное топливо поступит в страну, и сельское хозяйство Республики Молдова только выиграет.

Свободная Европа: И все же, визит лидера Котрочень Клауса Йоханниса состоялся в сложное время для Молдовы — глубокий правительственный кризис, политическая неопределенность, нет парламентского большинства, и муссируется идея досрочных выборов. Каким видит этот кризис Бухарест?

Раду Карп: Согласен, внешняя поддержка будет иметь большое значение в той битве за досрочные выборы, которую ведут все партии. Соответственно, если у г-жи Майи Санду будет поддержка Румынии, то я думаю, что ей станет намного легче убедить парламентариев в необходимости досрочных выборов. Убедить не только членов ее собственной партии, здесь-то никаких вопросов нет, но и представителей других партий, которые, скажем так, демонстрировали определенную нерешительность.

Теперь ждем следующего хода на шахматной доске, — ждем реакции Российской Федерации. В этом году позиции России в странах-соседях серьезно пострадали, и хотя РФ не утратила контроль над Беларусью, все же лидер Беларуси получил сильный удар, а Москва не смогла ему в достаточной степени помочь.

Не исключаю отказа от досрочных выборов и появления нового правительства

Или Армения: сначала урегулирование Нагорно-карабахского конфликта шло успешно, но итоги вызвали рост недовольства в Армении, в том числе из-за недостаточной вовлеченности со стороны Российской Федерации. Поэтому я думаю, что в настоящее время Москва каким-либо образом пересматривает планы насчет Республики Молдова, в том смысле, чтобы предложить что-то конкретное.

Думаю, информация о выделении Румынией вакцины вызовет реакцию и в Москве. Я видел, что Российская Федерация готова предоставить свою вакцину Беларуси, а совсем недавно — и Аргентине, помимо вакцинации собственных граждан, но я не слышал заявлений о конкретной помощи для Республики Молдова. Игорь Додон только раздавал обещания, говорил, что он получил твердые заверения, но конкретно ведь ничего так и не произошло.

Короче говоря, я убежден, что последует встречное предложение. Предложение Румынии и, косвенным образом, Европейского союза оказалось настолько щедрым, что посольство Российской Федерации в Кишиневе засыпало Москву сообщениями, — абсолютно уверен, что их было намного больше, чем обычно.

Свободная Европа: Насколько труден и насколько гарантирован путь европейской интеграции Республики Молдова?

Раду Карп: На данный момент необходим новый парламент, новое большинство, поддерживающее г-жу Майю Санду. Говорю это не как «партизан», просто я понимаю, что в Республике Молдова нынешнее сожительство нефункционально, а парламент не в состоянии двигаться в сторону реформ. Так что я думаю, что получение большинства сейчас является главным вопросом.

Я также не исключаю отказа от досрочных выборов и появления нового правительства и нового большинства, состоящего из партий, которые сегодня, скажем так, настроены враждебно по отношению к действующему президенту. Майя Санду может рассчитывать, помимо депутатов PAS, на представителей Платформы DA и Демпартии, но это всего около 30-35 мандатов, максимум. Так что говорить о них как о большинстве никак не выходит.

Всем очень интересно, с кем Майя Санду готова разделить власть, — ведь в состав исполнительной власти входят двое

Есть два варианта: либо провести досрочные выборы и получить солидное большинство, в составе 51-го депутата, либо — собирать депутатов из остатков других фракций, но это шаг рискованный, потому что именно это происходило в Молдове в недавнем прошлом, и оказалось, что эта формула не работает. И в конечном итоге, получается, что единственная формула — это завоевать явное большинство, а иначе реформ не будет.

И я бы добавил еще кое-что: если есть явное большинство, поддерживающее евроинтеграцию, все идет гладко, а если есть колебания, то в какой-то момент весь процесс стопорится. На данный момент Брюссель демонстрирует максимальную открытость, — в том смысле, что г-жа Майя Санду со своей партией входят в состав Европейской народной партии, которая контролирует Еврокомиссию, косвенно контролирует Европарламент и Евросовет. За последние 10 лет Республика Молдова никогда не пользовалась такой большой поддержкой со стороны европейских институтов.

Да, звезды сошлись, но повторяю: без явного большинства, без стабильного правительства вся европейская поддержка похожа на замок из песка, который может рухнуть в любую секунду.

Свободная Европа: Наверное, любое решение, которое Майя Санду примет в нынешних обстоятельствах, сопряжено с серьезными рисками. И число сторонников может уменьшится, и, с другой стороны, эксперты не сомневаются, что Игорь Додон и социалисты намерены заниматься ее дискредитацией в свете возможных досрочных парламентских выборов.

Раду Карп: Да, расчет ПСРМ очевиден, тут как в футболе, когда ты оставляешь соперника в офсайде. Но бывают соперники глупые, которые играют в офсайде, и в итоге забивают гол, но его не засчитывают... А есть умные соперники, которые понимают правила игры в офсайде, понимают, что временно нужно отступить.

Думаю, г-жа Майя Санду — умный противник для ПСРМ, и она понимает, что должна на время оставить игру, не участвовать в ней, а двигаться дальше, получив все рычаги.

Считаю, что приоритетом является назначение временного премьер-министра и одновременно выдвижение кандидата на пост главы правительства. Если поддержка будет — хорошо, если нет — состоятся досрочные выборы. В любом случае — важный совет для Майи Санду: не предлагать заведомо проигрышных кандидатов.

Нет, сейчас в Республике Молдова любой, кто будет выдвинут на пост премьер-министра, обязан доказать, что может справится с таким сложным вопросом, как руководство правительством этой страны. Думаю, следует посоветовать Майе Санду не играть в этом смысле в русскую рулетку, делая ставку на проигрыш кандидатов, а предлагать солидные правительственные команды. Дело в том, что за любым ее предложением будут внимательно наблюдать и в Евросоюзе, и в Румынии.

Всем очень интересно, с кем именно Майя Санду готова разделить власть. Майя Санду больше не в оппозиции. И использовать новый статус следует быстро, — ведь в состав исполнительной власти входят двое — президент и премьер.

XS
SM
MD
LG