Linkuri accesibilitate

Вадим Брынзан: «Нам нужна тотальная смена политического класса»


Вадим Брынзан
Вадим Брынзан

Бывший министр экономики в правительстве Майи Санду Вадим Брынзан уверен, что с приходом нового президента последуют и другие важные изменения в молдавской политике.

Вадим Брынзан: Я очень рад, что у нас, наконец, появился достойный президент, глава государства, который проявил силу характера, который также не боится называть вещи своими именами. Такой президент, у которого получится добиться не только серьезных изменений в экономике Молдовы, но и в целом укрепить дух общества. Я очень рад, что Майя Санду стала президентом Республики Молдова. Это и ее персональный успех, и успех всей страны, всего народа. Это лишь начало пути, и я желаю ей мужества, энергии и сил вынести любые испытания, ну, а мы, граждане, поможем ей и поддержим на этом непростом пути.

Свободная Европа: Может ли враждебное отношение со стороны парламента стать для нее препятствием?

Вадим Брынзан: Конечно, мы видим, что сейчас происходит в парламенте, если это вообще можно назвать парламентом. Это препятствие для реализации антикоррупционной программы, для улучшения качества жизни, для борьбы с пандемией, и т. д. Парламент — серьезная преграда, и нам, безусловно, нужна тотальная смена политического класса. И именно поэтому люди проголосовали и наделили мандатом Майю Санду.

Свободная Европа: А очищение политического класса начнется с досрочных парламентских выборов?

Вадим Брынзан: Так ведь этот процесс уже начался. В результате президентских выборов большинство тех, кто претендовал на высокие государственные должности, поняли, каков их рейтинг, оценили свое положение... Думаю, что мы будем видеть их в общественном пространстве все реже и реже.

Процесс очищения запущен, он продлится до досрочных выборов. А после парламентских выборов у нас будет новый политический класс. И я уверен, что в результате ситуация в Республике Молдова улучшиться, и не только в стране, но и в регионе в целом.

Свободная Европа: Насколько важно, кто именно возглавит правительство в этот очень непростой период?

Вадим Брынзан: Давайте уточним: какой именно период вы имеете в виду?

Назовите любое госпредприятие, и я за несколько часов найду, что там за схема

Свободная Европа: Время до досрочных парламентских выборов.

Вадим Брынзан: Тут уж начинается игра в шахматы, а я не «шахматист», как некоторые... Кто бы ни оказался во главе правительства — останется действующим прежний кабмин, или назначат новый, до проведения досрочных парламентских выборов, — задачи у такого правительства будут гораздо сложнее, нежели те, что были у кабинета министров, в состав которого я вошел в июне прошлого года. Государственная казна опустошена, экономика на нулях, и ко всему прочему еще и пандемия!

Кто бы ни был во главе правительства, — я даже не могу назвать его антикризисным, скорее — правительством тотального кризиса, которое должно будет хотя бы не усугубить ситуацию, пока не сменится политический класс, пока не появится правительство хотя бы на несколько лет, с конкретной программой, расписанной по годам, для выполнения задач, обозначенных президентом — антикоррупционной программы, для улучшения инвестиционного климата, оздоровления экономики, повышения зарплат, пенсии и борьбы с пандемией.

И это должно быть правительство профессионалов, а не политиков — я в этом убежден! Поскольку политики — это люди, которые сосредоточены на процессе, а нам нужны те, кто ориентирован на результат, на финальный продукт. В этом случае финальный результат должен быть осязаемым, очевидным, состоящим из нескольких пунктов: борьба с пандемией, — это раз. Второе: микро- и макроэкономическая стабильность, и третье — оздоровление инвестиционного климата. Выполнение этих трех пунктов и станет финальным осязаемым результатом, и кто-то должен взять на себя за это ответственность.

Обычно политики с трудом берут на себя ответственность. Должно появиться технократическое правительство, которое пожертвует следующие пять, шесть, семь месяцев (до досрочных парламентских выборов) на то, чтобы стабилизировать пандемическую, экономическую и инвестиционную ситуации.

Свободная Европа: Кто же из депутатов будет готов проголосовать за подобное правительство?

Вадим Брынзан: Если останется нынешний кабмин, то я не вижу, каким образом ситуация может улучшиться, наоборот — станет только хуже. На дворе — зима, эпидемиологическая ситуация полностью вышла из-под контроля, премьер-министр заявил, что, возможно, уже в феврале не будет хватать денег на выплату зарплат бюджетникам и пенсий.

Ситуация усугубляется, но даже при таком правительстве стрелы-то полетят и в сторону президента, поскольку ожидания у людей очень велики, и, к сожалению, не все понимают, что у президента Республики Молдова довольно ограничены рычаги для управления экономическими процессами — это ж прерогатива правительства.

Свободная Европа: Получается, что таким образом попытаются дискредитировать имидж Майи Санду?

Вадим Брынзан: Ясное дело! Чтобы дискредитировать ее на следующих выборах, досрочных парламентских, чтобы поднялась антипрезидентская волна. Нынешний парламент станет, скорее всего, бойкотировать любое правительство, которое предложит президент, и законопроекты не будут принимать.

Нам не нужно изобретать колеса, все уже «изобретено»

Но правительство, которое в любом случае, согласно Конституции, обязан будет предложить президент, если нынешний кабинет уйдет в отставку, должно быть технократическим, должно сфокусироваться на стабилизации эпидемиологической ситуации и экономики. Я уверен, что это должно быть аполитичное правительство, которое выполнит все эти задачи, а к тому же организует досрочные парламентские выборы, свободные и честные. Это самое важное!

Свободная Европа: В молдавском обществе очень много говорят о том, что не хватает денег на пенсии, на зарплаты, что все так сложно с рабочими местами, что у инвесторов множество препятствий, нет благоприятной инвестиционной среды. С другой стороны, буквально процветают те, кто дирижирует всевозможными схемами. Почему для них-то деньги есть?

Вадим Брынзан: Деньги получают за счет мошеннических схем, которыми они управляют, за счет контрабанды анаболиков, сигарет и прочего, да плюс к этому — и на большинстве госпредприятий также существуют мошеннические схемы. Назовите любое государственное предприятие, и я за несколько часов найду, что там за схема функционирует. Просто уверен в этом!

То есть, за этим всем стоят чиновники, и они не хотят уходить. Сейчас экономика на нуле, многие схемы уже не генерируют прежних денежных потоков, и ребята поэтому опустились до уровня контрабанды анаболиков по дипломатическим каналам!.. Такого до сих пор мы не видели. Это признак отчаяния...

Свободная Европа: А сколько времени понадобится Молдове, чтобы избавиться от схем?

Вадим Брынзан: Народ хочет изменений, воля народа была выражена на прошедших выборах и воплотилась в мандат президента. Да, мы — парламентская республика, и у президента нет необходимых полномочий для осуществления срочных и радикальных изменений. Мы можем обратиться ко второй статье Конституции, которая гласит, что власть принадлежит народу, но как это выразить? На демонстрациях. На протесты обязательно нужно выйти, чтобы выразить свое мнение, это, к примеру, и произошло на прошлой неделе, и это очень важно.

В общем, надо либо изменить форму правления, о чем я не хочу сейчас размышлять, поскольку это чрезвычайно сложный вопрос, — тут надо, чтобы дух Конституции соответствовал запросам общества, — либо же нам нужно рассчитывать на появление правительства, которое вне политики...

Свободная Европа: Такой вот кабмин-камикадзе.

Вадим Брензан: Да, правительство, способное проявить жертвенность, — кабинет министров-камикадзе. Ну, а в состав такого правительства могут войти люди, готовые к тому, что срок их работы будет не особо долгим, готовые принимать крайне непопулярные решения, однако, они должны знать, как стабилизировать ситуацию. Я даже не говорю о том, чтобы ее улучшить — я не хочу давать неверные обещания, но хочу стабилизировать ситуацию. И это можно сделать — чтобы стабилизировать ситуацию, привлечь внешнее финансирование для стабилизации ситуации с пандемией.

Свободная Европа: Но как поступят деньги из-за границы, ведь зеленый свет начинается с соглашения, которое Республика Молдова должна подписать с Международным валютным фондом?

Вадим Брынзан: Зеленый свет начинается с политической воли верховной власти в Республике Молдова, желания осуществить определенные преобразования и реформы. Партнеры по развитию уже убедились, что у нас есть честный, неподкупный, президент, который будет бороться с коррупцией — и знает, что надо делать.

Я полон энергии и желания помочь стране, сделать все, что в моих силах

И если у вас есть правительство, которое поставило перед собой цель стабилизировать эпидемиологическую ситуацию, стабилизировать макро- и микроэкономическое положение, организовать честные парламентские выборы, — то деньги будут найдены. В том числе, и через МВФ. Финансовые средства нужны на конкретные программы по решению эпидемиологического кризиса, который уже целиком выходит из-под контроля.

И вот что еще я вам скажу. У меня даже в нынешней ситуации была возможность посетить множество стран, и я видел, что происходит, и как нужно бороться с пандемией.

Мы можем сделать все относительно быстро, и более того, здесь нам не нужно изобретать колеса, все уже «изобретено» другими, и нужно просто принять на вооружение полученный опыт.

Могу сослаться, в частности, на г-жу Аллу Немеренко, которую я очень уважаю, и которая знает, что и как надо делать. Если позволите, еще — короткая ремарка по поводу эпидемиологической ситуации. Необходимы четыре вещи: тестирование, локализация, изоляция и лечение. Нужно решить четыре задачи.

Свободная Европа: Куда движется Молдова?

Вадим Брынзан: Только к хорошему, думаю, что ситуация меняется к лучшему, и мы увидим времена, когда у нас дома - все хорошо, и не надо будет ездить за границу. Первый шаг сделан — у нас достойный президент, честный, сильный, и мы должны ее поддержать.

Свободная Европа: Летом упоминали вас как кандидата на должность премьера. Если появится такое предложение, вы согласитесь?

Вадим Брынзан: Ко мне никто не обращался с таким предложением, но в любом случае — я тут, и я готов; полон энергии и желания помочь стране, сделать все, что в моих силах.

Свободная Европа: Вам больше по душе политика или работа в исполнительной власти?

Вадим Брынзан: Я ориентируюсь на конечный результата, а не на процесс, и поэтому я не политик, совершенно. Меня интересуют процесс - пока не получен результат, который в этом случае, например, выражается в том, что должно сделать правительство до досрочных выборов: стабилизировать макроэкономическую ситуацию, финансовое положение, и провести парламентские выборы, свободные и честные, — это очень важно.

Также — добить трех конкретных результатов, за которые любой член правительства, того правительства, что я имею в виду, должен будет взять на себя ответственность, и быть готовым принять всю критику, которая обязательно обрушится... В этом плане у меня никогда не было проблем с принятием на себя ответственности.

XS
SM
MD
LG