Linkuri accesibilitate

Александру Слусарь: «Неформальная коалиция создана в ноябре 2020-го, а теперь мальчики легализовали „свадьбу“»


О деятельности парламента, о кандидате на пост премьера Наталье Гаврилице и молдавской политике размышляет вице-председатель Платформы DA Александру Слусарь. Ранее фракция Партии социалистов вместе с депутатами партии «Шор» и представителями группы Pentru Moldova выдвинули в премьеры Мариану Дурлештяну, объединившись в коалицию, а затем обратились в Конституционный суд, считая указ президента Майи Санду о повторном выдвижении Гаврилицы не соответствующим Конституции. Со своей стороны, платформа «Достоинство и правда» выступила с критикой главы государства, отметив, что есть вариант и утверждения правительства меньшинства во главе с Андреем Нэстасе.

Александру Слусарь: Такое решение лучше, поскольку оно не дает стране оказаться во власти токсичного альянса Шора и Додона. Мы всегда выступали за досрочные выборы, отмечая, что на несколько месяцев стоило бы утвердить антикризисное правительство, чтобы помочь в решении ряда важных проблем Республики Молдова, очистить систему от электоральных агентов Игоря Додона и от остальных а-ля Андронаки и Никифорчук, которые воруют с улыбкой, разбазаривают госсобственность и публичные активы как в самой Республике Молдова, так и за рубежом.

Однако, несколько дней назад ситуация кардинально изменилась, потому что примерно в понедельник мы узнали, что «шмекеры» на досрочные выборы не пойдут, — я говорю о сторонниках Додона и Шора, во фракции социалистов были недовольные, и многие депутаты выступили против внеочередных выборов парламента. Это в какой-то степени заставило Додона искать решения. Но единственным возможным решением для них был токсичный союз между Додоном и Шором.

Возможно, были и другие возможности, с участием Демократической партии, группы Pro Moldova, но все же основным вариантом оказался этот их союз. Впрочем, в кулуарах многие социалисты говорили нам, что они категорически против альянса с Шором. Но — так же они не поддерживают идею досрочных выборов.

В итоге мы пришли к выводу, что альянс, скорее всего, состоится, и если мы не найдем другого решения, то о создании большинства будет объявлено официально. Поэтому вечером во вторник мы провели единственные переговоры с президентом г-жой Санду.

Мы сообщили г-же Санду, что, во-первых, мы не будем голосовать за г-жу Гаврилицу, как мы и договаривались ранее, а с другой, мы предупредили г-жу президента, что социалисты и люди «Шора» уже почти сформировали альянс, который выдвинет кандидата, получающего голоса 50 с лишним депутатов. А этого кандидата большинства, согласно конституционным правилам, г-жа Санду должна будет выдвинуть.

Я спросил г-жу президента, есть ли у нее план «Б». В то же время мы представили и свое решение, чтобы избежать ловушки. Я сказал, что мы готовы взять на себя ответственность за правительство меньшинства, что будет гораздо более выгодным вариантом, — проевропейский антикризисный кабмин на несколько месяцев, чтобы мы могли очистить систему, разблокировать отношения с внешними партнерами, остановить банкротство Железной дороги, разобраться с тем, что делать с другими схемами Андронаки и Никифорчука, а уже потом проводить досрочные выборы.

Вот каким было наше предложение, чтобы предотвратить попадание страны под контроль политико-криминальных группировок Шора, Додона и Плахотнюка.

Свободная Европа: Но г-н Слусарь, ведь даже если допустить, что Майя Санду приняла бы ваше предложение, она бы все равно проигнорировала кандидата, выдвинутого парламентской коалицией, и социалисты, таким образом, все равно отправились бы в КС. И как тогда не оказаться в конституционной западне?

Александру Слусарь: Когда мы вели дискуссию с г-жой Санду, альянс еще не был оформлен, и подписи собраны не собирались. На следующий день, если бы поторопиться, была бы разница в несколько часов — когда стало абсолютно ясно, что г-жа Гаврилица не набирает необходимого числа голосов, то где-то в 13-14 часов г-жа Санду могла бы объявить о том, что она предлагает на должность премьер-министра кандидата платформы DA. Я считаю, что так можно было опередить социалистов и депутатов фракции «Шор».

Свободная Европа: Опередить в создании коалиция, вы это имеете в виду?

Александру Слусарь: Объявить до создания коалиции, или, даже если бы коалиция была сформирована, они не успели бы собрать подписи. Но это если бы г-жа Санду пришла где-то в 13-14 часов с новым указом.

Свободная Европа: И что, социалисты не пошли бы в Конституционный суд?

Александру Слусарь: Если бы указ появился до того, как они вручили подписи г-же Санду, и если бы г-жа Санду действовала быстрее... Тем более, что мы предупредили ее еще во вторник. Думаю, разница составляла несколько часов, но мы бы справились.

Свободная Европа: А вы не думали, что за этого кандидата парламент мог бы и проголосовать, — возможно, его поддержали бы и социалисты, и некоторые другие народные избранники? Вы принимали в расчет подобный вариант?

Александру Слусарь: Мы учитывали два важных момента — во-первых, мы видели много рядовых социалистов, не тех, кто входит в состав «клана», не приближенных криминалитета Додона, — других социалистов, которые категорически не хотели идти на союз с Шором. И если бы было предложено правительство меньшинства, мы не исключали, что некоторые из них проголосовали бы «за».

А во-вторых, был и такой вариант, о котором мы говорили и г-же Санду: если мы ошиблись, и если Додон сумел помешать голосовать за кабмин, то то наш кандидат не набрал бы голосов, была использована вторая попытка, и тогда — досрочные выборы. Такие у нас были аргументы. И тогда был реальный шанс помешать созданию их союза, который теоретически сформирован легально, но де-факто — токсичен, поскольку Республика Молдова оказывается под контролем преступных группировок.

Свободная Европа: Я хотел бы кое-что уточнить, чтобы правильно понимать, о чем вы говорите. Вы хотите сказать, что делали ставку на то, что некоторые социалисты могут проголосовать за правительство Нэстасе вопреки воле ПСРМ?

Александру Слусарь: Совершенно верно! В понедельник мы увидели, что Додон и Шор ведут переговоры, и что некоторые социалистов не согласны с подобной идеей. И хоть прегрешений у них немало, все же на такое — на официальную коалицию с Шором — идти они не хотели. И были очень этим недовольны.

Мы это почувствовали и решили делать на этом ставку, по нашим расчетам, около 10-15 социалистов были недовольны возможным альянсом с Шором, и более предпочтительным для них был вариант голосования за проевропейское правительство меньшинства. Так, по крайней мере, мы думали.

Свободная Европа: А почему же тогда эта группа из 15 социалистов, которые могли бы проголосовать за правительство меньшинства во главе с г-ном Нэстасе, не отдали голоса Наталье Гаврилице?

Александру Слусарь: Г-жа Гаврилица пришла и четко объявила: прошу не голосовать. И как тогда голосовать за правительство, если кандидат в премьеры не хочет, чтобы за него голосовали?

Повторяю: некоторые социалисты были отнюдь не в восторге от того, что их подписи оказались рядом с подписями Марины Таубер и Сережи Сырбу. В этом я уверен. И наша идея состояла в том, что вместо того, чтобы идти на альянс Додона и Шора, лучше попробовать вариант с правительством меньшинства.

Свободная Европа: Тогда не могу вас не спросить: как вы думаете, почему Майя Санду не приняла этот вариант?

Александру Слусарь: Наверное, вам надо спрашивать г-жу Санду...

Мы сейчас рискуем еще больше отдалить проведение досрочных выборов. Если Конституционный суд согласится с группой социалистов, то мы можем оказаться в очень глупой ситуации, когда, с одной стороны, г-жа Санду не принимает кандидатуру их альянса, и с политической точки зрения это правильно. Но с другой стороны, г-жа Санду не может законно распустить парламент, так как Конституционный суд не в состоянии подтвердить наличие обстоятельств, оправдывающих роспуск. И тогда скажите, пожалуйста, куда мы движемся — без правительства, в разгар социально-экономического кризиса, в разгар пандемии, да еще и без возможности организовать досрочные выборы? Мне хочется понять, кто же и что тут выиграл.

Даст Бог — Конституционный суд вынесет иной вердикт, однако...

Если взять решения Конституционного суда от 2013 года, а также недавнее решение от 6 августа 2020-го, то можно ожидать, что КС, даже если судьи и не полностью поддерживают предыдущие вердикты, тем не менее, КС подтвердит собственное решение от 6 августа 2020 года.

Свободная Европа: Есть и такое мнение, высказываемое некоторыми политиками, — мол, наоборот, ваша партия участвовала в той игре, и это вредило позициям президента.

Александру Слусарь: Чем же это мы навредили позициям президента? Тем, что мы увидели, как зреет их альянс? После первых консультаций в ноябре-декабре мы вообще не собирались выдвигать кандидатуру премьер-министра от платформы DA.

Мы выступали за то, чтобы либо немедленно проводить досрочные выборы, либо голосовать за антикризисное правительство, которое проработает несколько месяцев. Это была наша последовательная позиция, и мы были готовы к любому сценарию. Но повторяю еще раз, как только я узнал, что этот альянс уже выпекается, я отправился только к нашему бывшему партнеру — к г-же Санду.

Мы — партия, которая приходит не просто с банальными констатациями или критикой, — у нас всегда есть и решение. И в этой ситуации мы отреагировали именно так — мы нашли решение.

Мы никогда не участвовали ни в каких играх, ни справа, ни слева, у нас своя линия — проевропейская, продемократическая, и потому, поняв, что может появиться этот позорный союз, мы и обратились к г-же Санду — с совершенно искренними намерениями.

Свободная Европа: И вы действительно думали таким способом помешать формированию альянса?

Александру Слусарь: Мы предложили альтернативный вариант. Что тут еще говорить? И то, что мы предполагали, случилось уже на следующий день. Не должно быть никаких подозрений или сомнений, что, дескать, фракция платформы DA проводила какие-то переговоры по поводу коалиций, альянсов, по поводу формирования коалиции, выдвижения Дурлештяну — подобные спекуляции — хуже, чем даже вранье Додона.

Платформа DA никогда не будет участвовать ни в каких коалициях с олигархическо-криминальными группировками. Действительно, нам было бы проще отойти в сторону и наблюдать с позиций зрителей за тем, как Шор, Додон и Плахотнюк берут под контроль правительство Республики Молдова. Но мы предпочли найти альтернативное решение, чтобы спасти страну.

Свободная Европа: Ваше альтернативное решение останется в силе в течение ближайших двух-трех недель?

Александру Слусарь: Сейчас очень сложно прогнозировать события. Нам нужно дождаться вердикта Конституционного суда, а после этого посмотрим, что будет. Предугадать ход событий очень сложно.

Свободная Европа: Так ли уж сложно? Все говорят о решении КС, которое было принято в 2015 году, о вердикте 2020-го — по запросу вашего депутата г-на Игоря Мунтяну... Все же решение КС можно и спрогнозировать?

Александру Слусарь: Я не хочу высказывать своего мнения и, как вы говорите, прогнозировать, каким будет вердикт Конституционного суда. Я просто-напросто предполагаю, что мы можем с достаточно высокой долей вероятности ожидать вынесения решения в пользу социалистов.

И тогда что мы получаем? Думаю, г-жа Санду в любом случае будет выступать против выдвижения кандидата, пусть даже кандидат на первый взгляд выглядит нормально, но это же ставленник участников коалиции, которые фигурируют в отчете Kroll, это «Kroll’ики», как я уже неоднократно говорил...

И мы оказываемся в тупике, причем на неопределенный срок: г-жа Санду, с одной стороны, не выдвигает кандидата, и я не думаю, что найдутся голоса за отстранение г-жи Санду от должности, и в то же время парламент не может быть распущен. И что нам тогда делать?

У нас и социально-экономические проблемы, и пандемия, и вт-вот, уже в марте возникнет вопрос — что делать с индексацией пенсий? У нас проблемы с фермерами, у нас проблемы с соглашением с Румынией, вопрос на 60 миллионов [евро], у нас абсолютно неопределенная бюджетная ситуация, — 17 февраля мы уже заняли у коммерческих банков 4 млрд леев, и тут еще и полнейшая неопределенность в том, когда будут объявлены досрочные выборы парламента.

Свободная Европа: Эксперты в области конституционного права сейчас спорят о том, можно ли считать коалицию, сформированную в минувший четверг, действительной. Наверное, есть и другой вопрос: уважает ли эта коалиция нормы Конституции, полагая, что у правительства должна быть парламентская поддержка? Что вы об этом думаете?

Александру Слусарь: Неформальная коалиция была создана в ноябре 2020 года, о чем мы так же предупреждали общественность. В декабре эта коалиция укрепилась, осмелела — и мы увидели, как за два дня конвейерным образом были приняты десятки противоречащих друг другу законов и проектов, включая налоговую политику для трех бюджетов! Ну, а теперь мальчики легализовали свою «свадьбу»

Свободная Европа: Но участники альянса твердят, что реальной коалиции нет, что это ситуационное решение. Это все — для избирателей, наверное?

Александру Слусарь: Одно дело — политический месседж, другое — юридическое действие. Как будет трактовать подобный «брак» Конституционный суд — это нам еще только предстоит увидеть.

Есть два решения, от 2015 года и от 2020-го, мы слышали аргументы г-жи Санду. И все же давайте согласимся, что вне зависимости от наших политических взглядов и мнений, очень высок риск того, что мы окажемся в тупике, и что Конституционный суд встанет на сторону социалистов.

XS
SM
MD
LG