Linkuri accesibilitate

США против Ирана – новый круг конфронтации. Часть 2


Ведущий эксперт Центра военно-политических исследований Владимир Козин считает, что, даже если бы Венская сделка не была подписана, Ирану пришлось бы потратить годы для разработки ядерного оружия. Гораздо более серьезную опасность для Ближнего Востока представляет баллистическая программа Ирана. По словам Козина, именно это стало предлогом для США разорвать сделку, пишет «Газета».

Эксперты уверены, что Иран способен нанести удар баллистическими ракетами по территории Израиля, однако эта страна обладает ядерным оружием и вполне может нанести ответный удар по Ирану, что нанесет непоправимый урон Исламской Республике. По этой причине в команде Трампа хотят заключить с Ираном «новую сделку», которая бы включала в себя запрет Ирану производить баллистическое оружие, а также отказ от поддержки Тегераном радикальных группировок типа «Хезболлы».

Ведущий эксперт Gulf State Analytics Теодор Карасик оценивает действия США как кампанию «максимального давления», чтобы еще больше «сжать Иран» и связанные с ним группы. При этом отличительной особенностью в конфликте становится «зигзагообразная политика» Вашингтона, которая оказывает давление на страны, которые до сих пор ведут дела с Ираном.

Давление на Тегеран еще больше навредит иранским интересам, считает эксперт, и хотя Иран может ответить асимметрично, в Вашингтоне есть немало экспертов, которые знакомы с иранскими методами ведения террористических действий. Кроме того, в Штатах опасаются, что в случае военных действий США против Ирана он может ответить терактами против американских военных в регионе – в частности, в Ираке и Сирии.

Между тем, президент Хасан Рухани заявил, что Ирану «угрожает беспрецедентное давление» в форме усиления международных санкций. Возобновление американских санкций уже привело к ухудшению экономической ситуации страны, которая сейчас хуже, чем была в годы войны с Ираком (1980-1988), сказал иранский президент, на которого ссылается Русская служба ВВС.

В свою очередь, администрация Трампа рассчитывает на то, что ей удастся заставить Иран пойти на новое соглашение, которое будет охватывать не только ядерную программу, но и программу разработки баллистических ракет, а также то, что американцы называют «зловредным поведением» Тегерана на Ближнем Востоке.

На днях было объявлено, что США направляют на Ближний Восток дополнительные установки ПВО «Пэтриот». Американский десантный корабль «Арлингтон» также направлен в Персидский залив, где уже размещена американская ударная группа во главе с авианосцем «Абрахам Линкольн». На авиабазу в Катаре прибыли американские стратегические бомбардировщики Б-52. В Ираке размещено около 5200 американских военнослужащих.

В ответ на эти военные приготовления глава аэрокосмического подразделения иранского Корпуса стражей исламской революции Амирали Хаджизаде заявил, что военное присутствие США представляло серьезную угрозу, но теперь является мишенью. «Авианосец, на борту которого находятся как минимум 40-50 самолетов и 6 тыс. военнослужащих, был серьезной угрозой для нас в прошлом, но теперь это мишень, и угрозы превратились в возможности», – цитирует господина Хаджизаде «Голос Америки». Иранский генерал пригрозил ударить американцев «по голове», если они предпримут какие-то действия.

В качестве эпилога хочу процитировать материал из влиятельного американского издания The National Interest, которое упрекает команду Трампа в лице его советника по национальной безопасности Джона Болтона и госсекретаря Майка Помпео в подстрекательстве к войне против Ирана. «Неприкрытая агрессия как способ развязывания такой войны – это слишком сложная задача даже для Болтона, так что в качестве стратегии может быть выбрано давление на Иран, чтобы подвести его к какому-то действию, которое можно использовать как casus belli», - говорится в публикации.

Сейчас крайне сложно сказать, насколько проницательны эксперты, пишущие на иранскую тему, и удастся ли им предугадать начало «горячей» войны в Персидском заливе. Я, пожалуй, отношу себя к тем, что не видит риска такой войны, несмотря на всю беспрецедентную напряженность. Нужно помнить, что Трамп – прагматик и бизнесмен, который, как бы абсурдно это ни выглядело, готов предложить Ирану сделку (в самом широком понимании), даже если переговоры ведутся через прицел. Его излюбленный прием в бизнесе, перенесенный в политику, - жестко бить врага и остановиться перед самым последним фатальным ударом, чтобы… предложить договориться как ни в чем не бывало.

В конце концов, в гораздо более жестком и открытом противостоянии с Северной Кореей (а она, к слову, всегда была враждебным Вашингтону государством, в отличие от Ирана, который стал таковым лишь 40 лет назад) Дональд Трамп умудрился два раза встретиться с Ким Чен Ыном. И пусть эти переговоры ни к чему не привели, президент США показал всему миру, что «невозможное возможно». Очень надеюсь, в иранском вопросе будет такая же история.

Часть 1

* Мнения автора, высказанные в блоге, не обязательно совпадают с позицией редакции Radio Europa Liberă

XS
SM
MD
LG