Войку – первый свидетель защиты, который выступил по так называемому делу «о кульке» 16 декабря. Он рассказал, что с 2017 по 2019 год работал советником Додона по особым поручениям. В его обязанности входило курировать работу правоохранительных органов, прогнозировать риски и построить неофициальный диалог с представителями министерства внутренних дел (МВД), чтобы предотвратить провокации с их стороны.Свидетель рассказал, что Додон жаловался ему, что работу президента блокирует
правительство, которое контролировал олигарх Плахотнюк. По его словам, правоохранители не шли с администрацией президента на контакт. Войку неофициально общался с сотрудниками МВД, чтобы получать хоть какую-то информацию. «Создалось впечатление, что всеми структурами МВД неофициально дирижировал господин Плахотнюк», – сообщил Войку.
По его словам, после парламентских выборов в феврале 2019 года, его коллеги из МВД сообщили ему, что «ситуация становится напряженной». Войку замечал, что за ним и за Додоном постоянно следят. Однажды, советник Додона несколько дней не появлялся дома, опасаясь, что его задержат.
Свидетель сообщил, что знал о том, что Плахотнюк хочет сохранить власть в стране, получив пост премьер-министра, а для этого ему надо было создать коалицию в парламенте либо с Партией социалистов (ПСРМ), либо с блоком „ACUM” в который входили партии «Действие и солидарность» (PAS) и «Платформа Достоинство и правда» (DA). Войку утверждает, что Додон говорил ему, что коалиция ПСРМ-ДПМ – «худшая вещь», за которую его не простят избиратели.
Две встречи Додона с Плахотнюком
Войку рассказал, что, однажды, в июне 2019 года Додон сообщил ему, что намерен встретиться с Плахотнюком в его офисе, чтобы «успокоить его» подозрения. Советник рекомендовал президенту этого не делать и предупредил о возможных провокациях. Войку объяснил, что знал о привычке Плахотнюка снимать на видео оппонентов, а затем сливать записи в СМИ. Он также рекомендовал Додону не оставлять одежду без присмотра, чтобы ему не подкинули наркотики или пригласить Плахотнюка в здание администрации президента.
По словам свидетеля, Додон ответил, что должен встретиться с Плахотнюком «на его территории», чтобы тот не догадался, что социалисты готовы вступить в коалицию с блоком „ACUM”. «Господин президент спросил: „И что он мне сделает, я что иду с ним обниматься?”», – отметил Войку.
Параллельно с этим администрация президента обсуждала с посольствами ситуацию в стране и просила их наблюдать за происходящим. «Почему я помню этот случай? Потому что он [Додон] попросил меня быть на месте и в случае провокаций проинформировать сообщество», – подчеркнул свидетель. По его словам, после встречи с Плахотнюком Додон ничего не рассказал ему о самих переговорах, но отметил, что тот был прав насчет провокации.
Всего Войку знал о двух встречах Додона с Плахотнюком. Свидетель, однако, рассказал, что узнал о видеозаписи, на которой Плахотнюк передает Додону черный кулек, когда она появилась в СМИ. Он пояснил, что тогда уже был министром внутренних дел и редко общался с президентом.
«Заминированный парламент» и убежище в подвале
К вечеру 6 июня 2019 положение дел обострилось. В Кишиневе начались протесты сторонников Плахотнюка, которых по словам Войку контролировал депутат от ДПМ Константин Цуцу. Часть протестующих окружила парламент, а в полицию поступило сообщение, что здание заминировано. Войку решил, что сообщение о бомбе – тактика Плахотнюка, чтобы помешать переговорам ПСРМ и «ACUM» представители которых находились в парламенте. Поэтому они продолжили переговоры, а ночью к ним присоединился и Додон.
Войку рассказал, что опасался провокаций, которые могут устроить протестующие и силовики, контролируемые Плахотнюком, поэтому он устроил в подвале администрации президента убежище и отнес туда продукты, «но до такого сценария не дошло».
Также экс-советник Додона сообщил, что ему было известно, что по указу олигарха создали 60 оперативных групп, которые готовились задержать депутатов, сформировавших коалицию. Войку считает, что Плахотнюк отказался от этого плана, потому что политики информировали общество и дипломатов о происходящем.
Самому Додону он предлагал уехать с семьей или в Румынию, или в Украину, но тот отказался.
Судьи попросили Войку уточнить, была ли официальной информация о том, что прокуроры готовились задерживать депутатов. Свидетель ответил, что знал об этом и от депутатов, и от тогдашнего главы МВД Андрея Нэстасе. Он рассказал, что подавал запросы в правоохранительные органы, чтобы узнать, на каком основании за ним следили, но ему ответили, что официальных данных о слежке нет.
Также судьи попросили свидетеля рассказать, если он, став главой МВД, пытался завести какие-то уголовные дела о событиях 2019 года. Войку ответил, что возглавил министерство в 2020 году, а до этого ведомство возглавлял Нэстасе, который расформировал управление полиции №5, сотрудники которого следили за оппозицией. «Уволили некоторых людей, начали уголовные дела, когда я пришел [в МВД], оно практически было очищенным», – сказал Войку.
***
Дело, по которому Додона обвиняют в получении от Плахотнюка от $ 600 тыс. до $ 1 млн, передали в Высшую судебную палату (ВСП) в октябре 2022 года. Его завели на основании видеозаписей, опубликованных в мае 2020 года, на которых Плахотнюк пытается вручить Додону черный пакет.
До сих пор в суде выступили несколько десятков свидетелей обвинения, среди которых бывшие лидеры Демпартии Дмитрий Дьяков и Павел Филип. Бывший министр юстиции Владимир Чеботарь утверждал, что это Додон вымогал деньги у Плахотнюка. Экс-спикер парламента Адриан Канду заявил, что Плахотнюк рассказывал ему, что Додон советовался с президентом России Владимиром Путиным по поводу коалиции ПСРМ-ДПМ.
Додон называет дело сфабрикованным и утверждает, что общался с олигархом, чтобы отвлечь его внимание от переговоров о создании коалиции между ПСРМ и блоком «ACUM».