Linkuri accesibilitate

Дэймон Уилсон: «Главная борьба за свободу разворачивается в Грузии, Украине и Молдове. Ставки велики»


Вице-президент Атлантического совета комментирует заявления президента России о новом ядерном оружии

Кишиневская конференция состоялась через день после того, как российский президент Владимир Путин пригрозил Западу новым ядерным оружием. На полях конференции корреспондент Свободной Европы Лилиана Барбэрошие побеседовала с вице-президентом Атлантического совета Дэймоном Уилсоном о том, как он расценил спич кремлевского лидера.

Дэймон Уилсон: По моему мнению, это типичная для России тактика: это провокация. Россия пытается проявить себя, завоевать признание с помощью «дыма и зеркал». Увы, это поведение неуверенного в себя человека, который чувствует потребность распушить хвост», похвастаться тем, что у него есть, в надежде спроецировать и на других ореол его могущества.

Именно здесь проходит передовая, первая линия, граница свободы

Да, Россия ядерная держава, всем это известно. Мы знаем ее программы, знаем о нарушениях с ее стороны Договора о ядерных силах средней дальности. Путин хвастает тем, что российские ракеты могут прорваться через западную систему ПРО. Но мы всегда говорили четко и ясно: мы создали противоракетные установки, учитывая угрозу со стороны Северной Кореи и Ирана.

В этом контексте я расцениваю заявления Путина как досадную, печальную попытку спекулировать тем, в чем они наиболее сильны, – ядерным потенциалом. По сути, это попытка запугать соседние страны, это вызов европейским союзникам и желание создать определенные проблемы американским лидерам.

Свободная Европа: Спикер Верховной рады Украины заявил на конференции, что Западу следовало бы понять, что Республика Молдова, Украина и Грузия – это «щит» Европы. Вам подобная оценка понравилась. Чем же?

Дэймон Уилсон: Если учесть высокие ставки и провокации на востоке Украины, а также в Республике Молдова и Грузии, то – да, именно здесь проходит передовая, первая линия, граница свободы. Это пространство высокого накала, граница между свободным миром и авторитарным, клептократическим режимом.

Интеграция в западный мир – сложный и хаотичный процесс, со взлетами и падениями

Граждане этих стран ясно показали, что этой серой зоне, авторитарной клептократии они предпочитают свободный мир. Наши союзники, которые находятся на первой линии, – Румыния, Болгария, страны Балтии – крайне важны. И там есть наши силы. Но главный вызов, главная борьба за свободу разворачивается в Грузии, Украине и Молдове. Ставки велики, поэтому эти страны действительно можно назвать щитом Европы.

Свободная Европа: У этих стран много общих проблем. А в чем их отличия? Например, в вопросе о готовности к реформам?

Дэймон Уилсон: Грузия, Украина и Молдова отличаются по многим параметрам. Начиная от культуры, традиций и так далее. То, что объединяет их, – это возможность решать собственную судьбу, выбирать свое будущее. Основным объединяющим фактором для граждан этих стран является то, что они в состоянии определять свое будущее.

Для нас, американцев, это то, что закрепило концепт «захваченных государств» в период холодной войны. Это были угнетенные народы, захваченные во времена коммунизма, страны с доминированием и влиянием СССР. Одним словом, это разные государства, которым приходится противостоять общим угрозам.

А после 1998 года… Вспомним Вильнюсскую группу или Адриатическую хартию, сегодняшнюю Вышеградскую группу. Это примеры того, как разные, отличные друг от друга страны объединили усилия и пришли к единому знаменателю. Страны Адриатической хартии были очень разные. Вспомните огромное количество конфликтов в бывшей Югославии. Но их объединило то, что они сумели определить свое будущее и присоединились к семье западных наций.

Мы не настолько наивны, чтобы говорить, что эти страны располагают одинаковыми возможностями, одинаковым потенциалом для реформ. Категорически – нет, отличий слишком много. Но стратегически важным является то, что их объединяет общее стремление строить свое будущее. И, моей точки зрения, это благородная позиция – поддержать их право на выбор.

Мы здесь не для того, чтобы стать партнером какого-то одного человека или какой-то отдельной партии

Свободная Европа: А как вы оцениваете коррупционный и олигархический факторы – и в регионе в целом, и, в частности, в Республике Молдова?

Дэймон Уилсон: Здесь мы не можем выбирать людей или партии по своему вкусу. Интеграция в западный мир – сложный и хаотичный процесс, со взлетами и падениями. Это решение остается за гражданами Республики Молдова, Украины и Грузии. Последнее, что нам хотелось бы говорить, – это кому и как идти в Европу. Речь о другом.

Путь в Европу следует рассматривать как стратегический выбор граждан, которые должны сформулировать пакет ключевых моментов, выходящих за рамки партийных программ и интересов. Если посмотреть на европейские демократии, на США, то политика там бурная, делать ее нелегко, есть много проблем. Но именно демократический процесс позволяет выявлять ошибки, позволяет их исправлять, возвращает нас на истинный путь.

Когда я работал в Белом доме, десятки лет назад, я говорил, что коррупция – это проблема национальной безопасности. Именно с ее помощью различные недоброжелательные силы, как, например, Кремль или организованная преступность, пытаются влиять на экономическую траекторию страны. Коррупция – не малозначительная экономическая проблема, это серьезная головная боль для национальной безопасности. И эта дорога нелегка, наивно надеяться, что переход от постсоветского менталитета к европейскому состоится за ночь. Свидетельство тому – напряженная ситуация в некоторых странах Европы.

Мы рассчитываем на избирателей, на СМИ, на журналистов – надеемся, что они привлекут власти к ответу в тех обществах, частью которых они являются, и помогут решить, кто пойдет по этому пути. Мы здесь, в Кишиневе не для того, чтобы стать партнером какого-то одного человека или какой-то отдельной партии. Мы здесь для того, чтобы показать поддержку американского народа. Мы будем встречаться и говорить с любым, кто может повлиять на траекторию страны.

XS
SM
MD
LG