Свободная Европа: Г-н посол, Владимир Путин открыто пригрозил противникам новым ядерным оружием. Как вы считаете, история может подсказать нам, что может последовать?
Джон Хербст: Думаю, будущее предсказать трудно, но история дала нам множество примеров и уроков, которые могут помочь понять будущее. В том, что заявил г-н Путин, нет ничего из ряда вон выходящего – но и ничего нормального тоже.
Это дико для главы государства – открыто хвастаться ядерным потенциалом своей страны. Это, по моему мнению, порождает чувство определенной угрозы, опасности. Разумеется, ничего нового в этом нет, потому что он и раньше не раз говорил о ядерной мощи России.
Думаю, он прекрасно понимает, что США, в которых он видит врага номер один, обладают несравненно более мощным потенциалом обычных вооружений. Поэтому Путин и хочет вынести на первый план ядерное вооружение – область, в которой Россия более или менее наравне с США. Но кто знает, действительно ли существует эта супер-ракета?
В 2008 году Кремль развязал войну в Грузии, потом развязал конфликт против украинцев
Я думаю, что американские военные и разведслужба США имеют полное представление о ядерных возможностях России. Им нет нужды говорить об этом публично, но необходимые меры, будьте уверены, они примут.
Свободная Европа: Вы думаете, что подобного рода посыл требует ответа?
Джон Хербст: Нет. Это инфантильность – говорить о ядерном потенциале так, как это делает Путин. Разумеется, такой вопрос уже был, Белый дом об этом спрашивали. Но США просто дали понять, что заявления были услышаны и приняты к сведению.
Абсурдно, что г-н Путин говорит о ракетах, которые падают на США. По сути, это форма агрессии, но ею можно управлять. Мы обладаем впечатляющей военной мощью, и мы знаем свои интересы.
Администрация Трампа недавно подготовила документ, касающийся национальной безопасности, в котором четко указано, что ревизионистские тенденции России представляют повышенную угрозу для США. Поэтому мы принимаем необходимые меры.
Свободная Европа: Вы участвуете в конференции по безопасности. Скажите, в чем состоит интерес США к этому региону, к таким странам, как Молдова, Грузия и Украина?
В последние годы Молдова показывала примеры честных выборов. Надеюсь, такой же будет и предстоящая кампания
Джон Хербст: Все очень просто. Именно в Европе были две из самых кровавых войн – Первая и Вторая мировые войны. Первая мировая началась именно в нестабильных регионах Европы, с этническими проблемами и волнениями. А после окончания Второй мировой войны США поняли, что их интересы неразрывно связаны с безопасностью Европы – и поэтому был создан Североатлантический альянс, НАТО.
После 1945 года больших конфликтов в Европе не было. В крайне напряженный период холодной войны в этом регионе не было ни одного конфликта. После распада СССР возникли новые государства, расположенные между сферой влияния России и стран-членов НАТО или ЕС. И сразу же проявилась вся агрессивность Кремля, который настаивает на своем праве решать будущее сопредельных с Россией государств.
Впервые после Второй мировой в Европе произошла война. В 2008 году Кремль развязал войну в Грузии, потом развязал конфликт против украинцев, который длится уже около четырех лет. Регион стал резко нестабильным.
США считают, что Молдова, Грузия, Украина, а также Азербайджан, Армения и Беларусь имеют право самостоятельно определять свое будущее. Россия настаивает, что в данном регионе у нее есть интересы в области безопасности, куда более важные, чем суверенитет этих стран – и это грубое нарушение международного права и норм нравственности. И это, в том числе, угроза национальной безопасности США.
Мы наслышаны о ситуациях, когда используется админресурс
Поэтому мы хотим укреплять страны региона, установить здесь принцип, согласно которому никакая держава, даже самая мощная, не вправе диктовать странам внутреннюю политику, экономическую политику, диктовать им, с кем дружить.
Свободная Европа: Вы считаете, что сейчас в Молдове Запад имеет дело со стабильно проевропейским правительством?
Джон Хербст: Бесспорно, надо признать, что правительству удалось восстановить стабильность, особенно после нашумевшего банковского скандала. Политический класс Молдовы вот уже десять лет поддерживает проевропейский вектор. Сейчас у вас сравнительно новое правительство, и, как я уже сказал, оно заслуживает похвалы за стабильность, которая наблюдается в стране.
Но правда и то, что слишком много слухов ходит о давлении на неугодных людей, о чиновниках, которые вынуждены менять партии под угрозой наказания за возможный отказ, о давлении на бизнес… Совершенно очевидно, что в Молдове немало проблем, которые требуют решения. И было бы прекрасно, если бы во всех своих действиях власть руководствовалась западными принципами.
Свободная Европа: Предстоящие парламентские выборы вызывают какую-то обеспокоенность?
Джон Хербст: По моему мнению, в последние годы Молдова показывала примеры честных выборов. Надеюсь, такой же будет и предстоящая избирательная кампания. Разумеется, мы наслышаны о ситуациях, когда используется админресурс для перемещения людей из одной партии в другую ради получения каких-то преимуществ на выборах. Хотелось бы, чтобы подобных ситуаций было как можно меньше. А еще лучше вообще искоренить такую практику. И я уверен, что США и Евросоюзу удастся убедить молдавское правительство изменить ситуацию в лучшую сторону.
Свободная Европа: Каков ваш прогнозы относительно украинского кризиса?
Могут понадобиться годы для того, чтобы Владимир Путин осознал свое бессилие
Джон Хербст: В Украине налицо сразу два кризиса. Один из них – это начатый Россией конфликт, который сейчас в разгаре. Второй – это кризис реформ, которые разворачиваются не так быстро, как хотелось бы украинцам и их союзникам.
Что касается российской агрессии, я думаю, что при всех пагубных последствиях, которые вынуждена терпеть Украина, позиция Путина слабее, чем позиция Порошенко. Эту войну подпитывает Россия – вооружением, военнослужащими, финансами. Без этих элементов конфликта на востоке Украины не было бы.
В то же время, Путин не пользуется поддержкой со стороны населения, он не говорит гражданам о тех обстоятельствах, которые мы упомянули выше. Граждане России не хотят воевать с народом Украины. Поэтому Путин скрывает информацию о происходящем, о человеческих потерях со стороны России.
А украинцы, хотя они и не поддерживают войну, но понимают, что конфликт им навязала Россия, поэтому они поддерживают позицию Порошенко, который настроен дать отпор. В конечном счете, именно это, помимо международной изоляции и санкций против России, вынудит Кремль умерить пыл. Надеюсь, это произойдет в следующем году, но могут понадобиться годы для того, чтобы Владимир Путин осознал свое бессилие. Уверен: Украина в этой войне победит.
Что касается коррупции – то думаю, что Украина с этим испытанием справится. Тем не менее, высокопоставленные местные чиновники не настолько энергичны и не настолько заинтересованы в реформах, как следовало бы. Они нуждаются в большей поддержке со стороны гражданского общества Украины, союзников из Вашингтона, Брюсселя и Берлина.