Linkuri accesibilitate

Еуджен Стурза: «Нейтралитет не может гарантировать безопасность страны»


Интервью министра обороны

Какие приоритеты ставит перед собой новый министр обороны, как будет развиваться сотрудничество с НАТО и другими партнерами Республики Молдова? На эти и другие вопросы Свободной Европы отвечает новый министр обороны Еуджен Стурза.

Свободная Европа: Г-н министр, что вы увидели, попав в министерство обороны? И насколько серьезно озабочены вы модернизацией Национальной армии?

Еуджен Стурза: Я обнаружил министерство, которым около десяти месяцев никто не руководил, – со множеством проблем, спартанским бюджетом, неутвержденными стратегиями… Первое, что я сделал в качестве министра, – провел заседание для определения приоритетов.

Свободная Европа: И что, по вашему мнению, следует решить в приоритетном порядке, на чем нужно сделать акцент?

Еуджен Стурза: Мы уже одобрили Национальную стратегию обороны, долгожданную стратегию. Это крайне важный документ, в котором нашли отражение шаги по модернизации Нацармии, где представлена общая картина национальной безопасности, которая зависит не только от минобороны, но и от всех министерств и ведомств. У каждого – своя роль, и в этой стратегии указано, кто и что должен делать для того, чтобы оперативно отреагировать в случае, скажем так, кризисных ситуаций.

Суверенитет Украины гарантировали четыре ядерные державы, но один из гарантов стал агрессором и аннексировал часть территории

Над этой стратегией работало не только министерство обороны, она подготовлена вместе с нашими партнерами по Североатлантическому альянсу, с нашими партнерами из США и Евросоюза. Там предельно четко указано, как должна прогрессировать Республика Молдова, и не только – по сегменту обороны, там четко указано, сколько денег необходимо выделить на оборонную систему, указаны точные цифры на следующий год, на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Это исключительно важно, и этого никогда прежде не было.

Свободная Европа: Скромный бюджет не позволяет надеяться на то, что завтра или даже через год суммы, выделяемые государством, резко возрастут?

Еуджен Стурза: Для прежних правительств сектор безопасности не был приоритетным – и для Республики Молдова оборонная система не была приоритетной. Сейчас мы пытаемся изменить этот подход. Эта область начинает становиться приоритетной, и предельно четкое положение о рамках бюджета на оборону, зафиксированное в Национальной стратегии обороны, позволит привлечь больше средств, более ощутимую помощь со стороны зарубежных партнеров. Потому что и они видят, что для Республики Молдова система безопасности действительно становится приоритетной. Прежде они видели в Молдове только потребителя, и само государство не способствовало укреплению безопасности.

Свободная Европа: Чей зонт обеспечит безопасность? Конституция устанавливает нейтралитет Республики Молдова. Что это такое – преимущество или ахиллесова пята?

Еуджен Стурза: В нашем случае нельзя говорить о классическом нейтралитете, который установлен в Конституции, коль скоро на нашей территории пребывает иностранная армия. Мы будем добиваться вывода этой армии с территории страны со всеми боеприпасами и военной техникой. В их присутствии мы не нуждаемся, но, с другой стороны, мы намерены укреплять свои позиции, модернизировать свою армию.

К сожалению, граждане испытывают ностальгию по Советскому Союзу, и некоторые политики пытаются играть на чувствах людей

Красноречив в этом смысле пример наших соседей – Украины, суверенитет и территориальную целостность которой в соответствии с Будапештским договором гарантировали четыре ядерные державы, но в один далеко не самый прекрасный день один из гарантов стал агрессором и аннексировал часть суверенной территории.

Свободная Европа: Это Российская Федерация?

Еуджен Стурза: Именно так, Российская Федерация. Вот почему мы должны подготовиться, чтобы суметь дать отпор в случае необходимости.

Свободная Европа: Вы говорили, что Молдова из потребителя безопасности должна превратиться в ее поставщика. С российской армией на нашей территории это вообще возможно?

Еуджен Стурза: Пока российская армия находится на территории Республики Молдова, мы должны, как я уже говорил, развивать потенциал Национальной армии. И должны стать активными экспортерами безопасности, и не только в регионе, я имею в виду и участие наших военнослужащих в международных миссиях, ведь мы должны доказать нашим зарубежным партнерам, что и мы чем-то способствуем укреплению безопасности – не только региона, но Евросоюза в целом, безопасности зон, где существуют конфликты. Соответственно, мы будем продолжать процесс модернизации, который, по сути, в прежние годы был остановлен.

Свободная Европа: А чем это объясняется?

Еуджен Стурза: Первое, что я сделал после назначения на эту должность, – выразил благодарность моим предшественникам, прежним министрам обороны, за все то хорошее, что они сделали на этом посту. Удалось им немало, но, вместе с тем, и многого не было сделано. Начиная с этого года у минобороны совершенно новое бюджетное планирование, отличное от всего, что было прежде.

Г-н Додон остается Верховным главнокомандующим, мы это понимаем и согласовываем свои шаги с аппаратом президента

В 2018 году мы впервые проведем необходимые закупки для минобороны, запланированы капитальные вложения в военную инфраструктуру, улучшение условий для военнослужащих срочной службы и контрактников, потому что ситуация такова, какая она есть, – и без инвестиций она постепенно стала критической. Времени на раскачку нет, нужно вмешиваться оперативно, и мы в нынешнем году это сделаем. Уже в 2017-м вы увидите, и наши зарубежные партнеры увидят, что Республика Молдова наметила приоритет – национальную безопасность и Национальную армию.

Свободная Европа: Расскажите о сотрудничестве, которое Республика Молдова должна развивать с Североатлантическим альянсом. Опросы показывают, что только 20% граждан видят страну в рамках НАТО…

Еуджен Стурза: Это так. Когда мы говорим о Североатлантическом альянсе, нужно параллельно говорить и о Евросоюзе. Интеграция в Североатлантический альянс – и интеграция в Евросоюз, потому что присоединение к Североатлантическому блоку – это не только военный процесс. Это и развитие страны, развитие по многим направлениям, где у нас пока непочатый край работы.

Чуть выше я упомянул о кризисе, о войне в Украине. Опыт показывает, что неприсоединение к военному блоку, такому, как НАТО, не может гарантировать безопасность той или иной страны. И если проанализировать наш достаточно сложный регион, мы поймем, что в одиночку нам не справиться.

Точно так же, как не справиться и без Евросоюза. В одиночку мы никогда не сможем дать достойный отпор всем вызовам. Знаю, многие наши политики не прочь заняться спекуляциями по поводу НАТО и европейской интеграции. И это большая ошибка, потому что до настоящего момента мы получаем оттуда помощь и поддержку. И, подчеркну еще раз, я говорю не о военной сфере, потому что сегодня НАТО для Молдовы – это проекты по ликвидации пестицидов, социальные проекты, инфраструктурные…

Свободная Европа: Кому тогда на руку антинатовская риторика?

Еуджен Стурза: Тем, кто выступает за евразийскую интеграцию Республики Молдова – а это полностью неверная стратегия, это проект, обреченный с самого начала. К сожалению, граждане Республики Молдова испытывают ностальгию по Советскому Союзу, и некоторые политики пытаются играть на чувствах людей.

Я уверен, они прекрасно понимают, что нам просто необходимо членство в этом блоке, нам просто необходима интеграция в Евросоюз, но политика вынуждает их произносить совсем другое.

Свободная Европа: Бюро связи НАТО в Кишиневе будет открыто? Уже несколько раз это откладывалось… Как вы считаете, сыграла здесь определенную роль позиция президента Игоря Додона, который говорил, что Бюро – неудачная идея, которая может помешать приднестровскому урегулированию?

Мы решили пересмотреть смешанную систему Нацармии в сторону увеличения доли контрактников

Еуджен Стурза: Бюро будет открыто в самое ближайшее время – и это важное событие для Республики Молдова. Новая структура позволит вести более активный и качественный диалог с Североатлантическим альянсом, внедрять больше проектов – для Республики Молдова, а не для того или иного политика.

Свободная Европа: Тот факт, что вы стали министром вопреки желанию президента, не помешает работе?

Еуджен Стурза: За то время, что прошло с момента моего вступления в должность, это мне никак не мешало, мы даже пытаемся как-то взаимодействовать с аппаратом президента – сосуществовать, работать, поддерживать связь между госинститутами, так что все нормально. Нужно проводить грань между политикой, задачами минобороны и работой аппарата главы государства. На политическом уровне у президента одна точка зрения, а на уровне министерства могу сказать, что работать можно.

Свободная Европа: Г-н Додон по-прежнему является Верховным главнокомандующим, поэтому многие решения придется принимать, в том числе, с его согласия?

С российской стороной вести разговор нужно на уровне правительства, на уровне глав государств

Еуджен Стурза: Г-н Додон остается Верховным главнокомандующим, и, как предписано в законе, он наделен соответствующими полномочиями. Мы это понимаем и согласовываем свои шаги с аппаратом президента. Именно так мы поступали, и на свои обращения мы получаем ответы, так что все идет согласно закону.

Свободная Европа: А что насчет участия молдавских военнослужащих в различных операциях за рубежом?

Еуджен Стурза: Участвуя в различных военных учениях и различных операциях, в частности, по поддержанию мира, молдавские военнослужащие набираются опыта. Это практика, которую мы, к сожалению, не можем им предложить из-за сурового бюджета. Военные должны постоянно тренироваться, находиться на полигоне, упражняться в стрельбах, проводить тактические учения.

Увы, мы не в состоянии им этого обеспечить. Наши партнеры в значительной степени обеспечивают нам и транспорт, и проживание, и необходимое оборудование – технику, боеприпасы для тренировок наших военных. А хорошая подготовка – это залог того, что наши военнослужащие смогут эффективно выполнять свои задачи, и любой гражданин Республики Молдова должен только радоваться тому, что у нас профессиональная армия, которая в состоянии реагировать в случае какого-либо конфликта в регионе.

Особое внимание мы уделяем интеллекту военнослужащих, их профессионализму, их подготовке, потому что все это способствует укреплению безопасности и способствует росту доверия граждан к армии и государству.

Свободная Европа: Как правило, для молодого поколения армия не является привлекательной. Скажите, какие возможности открывает армия для карьерного роста?

Еуджен Стурза: По поим данным, Нацармия занимает одно из ведущих мест в рейтингах доверия со стороны населения, хотя у нее есть много проблем, связанных, в основном, с набором в армию.

Свободная Европа: Иногда принудительным?

В Приднестровье идет всеобщая мобилизация под предлогом готовности на случай природных катаклизмов. Но мы прекрасно понимаем, какова их истинная цель

Еуджен Стурза: Так точно, иногда принудительным. Вот почему мы решили немного пересмотреть смешанную систему Нацармии – 50% профессиональных военных и 50% солдат срочной службы – в сторону увеличения доли контрактников и снижения количества военнослужащих срочной службы, чтобы постепенно прийти к профессиональной армии без солдат-срочников. Потому что нельзя рассчитывать на заметный прогресс с солдатом, который отслужил год, а потом – до свидания! Военнослужащие должны быть отлично подготовленными на все случаи жизни, а для этого необходимо время и, естественно, серьезные инвестиции.

Свободная Европа: Куда вы отправитесь с первым визитом в качестве министра обороны?

Еуджен Стурза: Первый визит будет в Брюссель, в штаб-квартиру НАТО, второй – в Бухарест.

Свободная Европа: А в Москву собираетесь?

Еуджен Стурза: Посмотрим.

Свободная Европа: Я спрашиваю об этом потому, что вывод российских войск с территории Республики Молдова нужно будет обсуждать и с российской стороной…

Еуджен Стурза: С российской стороной вести разговор нужно будет на уровне правительства, на уровне глав государств, а не министров обороны. Должен сказать, что Молдова в этом вопросе проявляет полную открытость. Я понимаю, что в России это вопрос наивысшего уровня. Соответственно, если бы я, как министр обороны, мог его решить, то я завтра же отправился бы в Москву. Но, боюсь, это зависит не от меня.

Свободная Европа: Как вы относитесь к военным учениям, которые участились на левом берегу Днестра?

Еуджен Стурза: Это большая проблема – учения, которые там проводятся, да и не только учения. Сейчас в Приднестровье идет всеобщая мобилизация под предлогом готовности на случай природных катаклизмов. Но мы все прекрасно понимаем, какова истинная цель этих «сборов людских ресурсов».

Подобные действия на левом берегу Днестра могут вызывать лишь сожаление, но мы, со своей стороны, должны заниматься своими делами, делать все, чтобы армия стала привлекательной для молодежи. И мы будем работать в этом направлении. 2018 год станет годом преображения Нацармии. И после 2018-го Нацармия будет развиваться по нарастающей.

Свободная Европа: Вы успели пообедать вместе с солдатами?

Еуджен Стурза: Я посетил кагульскую бригаду №3, был в столовой, видел, как готовят солдатам пищу, что есть в их меню, но пообедать вместе с военнослужащими не удалось, время подгоняло – нужно было срочно вернуться в Кишинев на заседание правительства.

Свободная Европа: Честно говоря, я задала этот вопрос в надежде узнать, чем кормят сегодня военных. Потому что было много критики более чем аскетического меню…

Еуджен Стурза: В этом смысле приоритетом номер один в армии – и я об этом говорил в первый же день на заседании в минобороны – является качество пищи, условия жизни военных, условия гигиены… Что касается качества пищи, то должен сказать, что наше министерство – единственное, где работает центр по контролю качества продовольственных товаров, и в 2017 году тонны продукции были возвращены поставщикам из-за несоответствия стандартам качества.

В следующем году, впервые после провозглашения независимости, будут проведены закупки техники для нужд армии

Этот контроль еще больше ужесточится, на 2018 год в бюджете запланированы средства на закупку необходимого оборудования для этого центра, поэтому контроль будет еще строже, исходя из того, что качество питания, соответствующее обмундирование и должное обучение являются основными критериями жизни военнослужащих.

Свободная Европа: Но до тех пор вы просили правительство выделить дополнительные средства при корректировке бюджета. Ваше ходатайство было удовлетворено?

Еуджен Стурза: Не в полном объеме...

Свободная Европа: Дополнительно выделили пять миллионов леев?

Еуджен Стурза: Пять миллионов. Потребностей эта сумма не покроет, но, должен сказать, и это – неплохое начало, впервые нашему министерству выделяются дополнительные средства. Такая помощь нам пришлась очень кстати, потому что у нас много дыр, требуются срочные вложения, так что эти средства будут израсходованы в оперативном порядке и с большой пользой для военнослужащих.

Свободная Европа: Много лет идут разговоры о том, что имущество Нацармии, ее техника распродаются за бесценок. Знакома ли вам ситуация в целом, намерены ли вы потребовать провести аудит, да и вообще – эти разговоры на чем-то основаны, или они не соответствуют действительности?

Еуджен Стурза: Как я уже сказал, в первый же день на заседании рассматривалось, в том числе, техническое состояние армии. Я распорядился подготовить рапорт обо всем, что касается военной техники, транспорта, оборудования Нацармии. Этот доклад, который я получил, заставил о многом призадуматься, поэтому в следующем году, впервые после провозглашения независимости Республики Молдова, будут проведены закупки техники для нужд армии – помимо того, что мы получаем от наших зарубежных партнеров.

Надеюсь и уверен, что этот процесс продолжится и в последующие годы. Уже установлены контакты с нашими партнерами, они готовы помощь нам с закупками, и это будет совершенно прозрачный процесс. Так что в 2018 году мы увидим первые плоды этой работы.

XS
SM
MD
LG