Linkuri accesibilitate

«Гагаузы более организованы, чем молдаване, их сплоченность несравненно выше»


Въезд в Гагаузию
Въезд в Гагаузию

Глава Центра СBS-AXA Ион Жигэу — про особенности автономии Гагауз Ери

Социологическое исследование, проведенное недавно в Гагаузии, свидетельствует о том, что жители автономии по-своему видят и оценивают ситуацию в стране, действия политиков, работу госструктур, а также социальные и политические приоритеты. Нередко доминирующие позиции населения автономии коренным образом отличаются от интересов остальных граждан Республики Молдова. Директор Центра социологических исследований и маркетинга СBS-AXA Ион Жигэу рассказал Свободной Европе подробности исследования, которое Центр провел вместе с Институтом общественной политики.

Свободная Европа: В Гагауз-Ери недавно проводилось социологическое исследование. Ранее говорилось о больших отличиях в том, как жители региона воспринимают и оценивают окружающую действительность от социологических показателей, проводившихся в других регионах страны. Если рассматривать картину с точки зрения социолога, то насколько восприятие действительно «другое»?

Ион Жигэу: Первое и самое важное: гагаузы более организованы, чем молдаване, их социальная сплоченность на уровне села/района/города несравненно выше!

Второе: молдаванам трудно определиться, одна половина четко ориентирована на Запад, другая на Восток. И в итоге им весьма нелегко сделать окончательный выбор, решить, куда же идет страна – на Восток или на Запад? А вот гагаузы – практически все, 95% – нацелены на Восток. Они свой выбор уже сделали: 2-3% ориентированы на Турцию, чуть меньше людей, 1-2%, – на Европу. И все! А когда выбор сделан, да еще настолько явно, легче разобраться и с другими проблемами.

Директор Центра CBX-AXA Ион Жигэу
Директор Центра CBX-AXA Ион Жигэу

Свободная Европа: По разделу политических симпатий, г-н Жигэу, сюрпризов нет: Игорь Додон и Партия социалистов пользуются поддержкой 80% и, соответственно, 66% населения автономии. Очень низкий уровень поддержки – у внепарламентской оппозиции (PAS, PPDA), всего 2%. Любопытно, однако, что и Демпартия не набирает более 6%. Что это – провал официальной политики в регионе?

Ион Жигэу: Нет, проблема в том, что люди сделали иной выбор по другим вопросам, а потому ДПМ и не может набирать здесь много процентов. Они явно ориентированы на левый сегмент, то есть на Партию социалистов, вы правильно подметили: за социалистов готовы проголосовать около 80%. Естественно, остальным мало что остается.

Свободная Европа: Уточним один момент: около 51% респондентов считают, что дела в автономии идут хорошо – 51%! И 28,7%, если мне не изменяет память, ситуацией недовольны… Это выглядит оптимистично, по сравнению с Барометром общественного мнения, который показывает, что на общенациональном уровне примерно 70% граждан считают, что Республика Молдова идет в неверном направлении. Как можно все это объяснить?

Люди здесь ориентируются на тюркоязычный мир значительно меньше, чем на русскоязычный

Ион Жигэу: Частично это связано с тем, о чем мы говорили чуть выше. Люди здесь более организованы, более сплоченные, в их населенных пунктах все устроено немного иначе, люди больше доверят друг другу, все делают вместе и с душой, если можно так выразиться. А молдаване испытывают большой страх из-за той самой неопределенности, о которой мы тоже говорили – они не знают, что делать. Поэтому в автономии смотрят в будущее более оптимистично.

Свободная Европа: Есть специфика и в том, что касается рейтинга доверия. Церкви доверяют 83,4% респондентов, президенту – 71%, столько же доверяют башкану автономии, местным властям – 59%. Эти цифры серьезно отличаются от картины в целом по стране0.

Ион Жигэу: Гагаузы придерживаются гораздо более радикальных, ортодоксальных, скажем так, ценностей. Один любопытный факт: в 1938 году на выборах в Королевстве [Румыния] очень большой процент гагаузов проголосовал за национал-христиан, т.е. за ультраправую партию православной веры. Что касается православия – они почти не изменились, несмотря на то, что воцерковленных христиан там ненамного больше, чем в остальной Молдове.

Свободная Европа: Эти отличия естественны до определенного предела, г-н Жигэу, – насколько они способствуют гармонии в обществе? Нет ли здесь какой-то проблемы? Настолько разные подходы видны невооруженным глазом, вы не находите?

Ион Жигэу: Да, разница есть, и это в значительной степени объясняется провосточной ориентацией гагаузов – на фоне снисходительного отношения к ним со стороны России. И еще – связей гагаузов, вернее, их лидеров с приднестровским регионом Республики Молдова.

Свободная Европа: А эти отличия не удерживают ли жителей региона на значительном расстоянии, скажем так, от остального общества?

Ион Жигэу: Да, есть такое... На бытовом уровне, на уровне общения с молдаванами все нормально, они не хотят ссориться с остальной Республикой Молдова. Но у них свой выбор, осознанный и продуманный выбор, и они хотят – и решительно настроены – идти по избранному пути. С гагаузами мы, к сожалению, не очень работали все эти годы после провозглашения независимости, не старались интегрировать их в общество, и они даже на гагаузском у себя дома говорят меньше, чем на русском!..

Доля гагаузов, которые хотят учить румынский, мала. Да, таких людей становится больше, но все же их очень мало...

Свободная Европа: Иными словами, можно говорить о провале политики центра в регионе?

Ион Жигэу: Да, именно так. Это серьезный провал, потому что мы и не старались включить их, скажем так, в систему молдавской власти.

Свободная Европа: 78% гагаузов серьезной проблемой называют отсутствие рабочих мест, более 67% – низкие доходы. Это материальные проблемы, скажем так. В то же время, «обеспечение условий для изучения румынского языка молодежью» волнует лишь 0,5% респондентов, и стольких же интересует сотрудничество с регионами Евросоюза. Как вы считаете, эти цифры – следствие недостаточного и даже плохого общения Кишинева с регионом?

Ион Жигэу: Однозначно – да! Главные проблемы касаются социальной сферы, как и везде в Молдове. Здесь отличий нет. Но вот что касается остальных проблем… Да, там есть информационный центр, работают какие-то структуры, есть какие-то общественные организации, есть волонтеры, которые что-то делают – но этого явно недостаточно. Их влияние в гагаузском обществе незначительное.

И несмотря на то, что очень многие уезжают на работу в Турцию, люди здесь ориентируются на тюркоязычный мир значительно меньше, чем на русскоязычный. Точно так же они смотрят и на Республику Молдова.

Свободная Европа: В Гагаузской автономии соцопросы проводились и прежде. Вы могли бы прокомментировать нынешнюю картину в динамике, сравнив с прежними показателями? Отличия сглаживаются – или же наоборот, становятся еще более явными?

Ион Жигэу: Нет, в любом случае процесс направлен на сближение с остальной Республикой Молдова... Довольно много гагаузов желают изучать румынский язык – и учат его. Но слово «много» здесь – это абсолютные показатели, которые не могут свидетельствовать о чем-то стабильном или явно выраженном. В процентном соотношении доля гагаузов, которые хотят учить румынский, мала. Да, таких людей становится больше, но в процентном соотношении все же их очень мало...

XS
SM
MD
LG