Национал-либеральная партия Румынии разработала новую стратегию для Республики Молдова. Среди основных идей – финансирование на сотни тысяч евро, предоставляемое непосредственно мэриям под конкретные проекты, контроль со стороны Бухареста за расходованием средств, стипендии для выпускников, окончивших вузы в Румынии и пожелавших вернуться в Республику Молдова. По словам соавтора стратегии, вице-председателя НЛП по Республике Молдова и Украине Дину Гынду, нынешний 2018-й год – это начало обратного отсчета по возвращению Бессарабии в состав Румынии. «В соответствии с нашей стратегией, максимум через 10 лет воссоединение с Румынией будет возможным», – заявил Дину Гынду в эксклюзивном интервью Свободной Европе.
Свободная Европа: Вы – молодой политик и активный сторонник европейского курса Республики Молдова. Вы стали соавтором стратегии НЛП для Молдовы. По всем признакам, вы нашли быстрый вариант объединения с Румынией?
Дину Гынду: Я координировал деятельность Лиги студентов Румынии по трем направлениям: Южная Бессарабия (Украина), Бессарабия (Республика Молдова) и Северная Буковина. В политику я пришел сравнительно недавно, около трех лет назад вошел в ряды НЛП, потому что эта партия осуществила Объединение и возродила великую Румынию, сильную и целостную. Эта партия состояла в очень тесных отношениях с королевским домом Румынии, она сумела объединить в своих рядах сильную команду людей, в которых я верю, и с которыми могу сделать что-то хорошее для Бессарабии, вплоть до объединения с Румынией в недалеком будущем.
Когда был создан филиал по Республике Молдова, я его возглавил, а потом стал генеральным секретарем по вопросам диаспоры и вице-председателем партии по Молдове и Украине. Что касается концепции НЛП: вместе с профессором, преподавателем Бухарестского университета Раду Карпом и председателем НЛП по вопросам диаспоры Виорелом Бадя мы разработали программу НЛП по Республике Молдова, одобренную нашим политбюро. Прежде в программе Республика Молдова упоминалась лишь дважды, а сейчас ей посвящено 16 страниц текста!
Мы вынесли этот проект на обсуждение всех парламентских партий Румынии для дальнейшего улучшения и одобрения в качестве общенационального проекта, который можно назвать «Снаговским пактом в поддержку Бессарабии». В этом проекте перечислено множество учреждений, которые могут продвигать естественное объединение между Румынией и Республикой Молдова – если мы хотим, чтобы бессарабцы, независимо от этнического происхождения, жили лучше в составе Румынии.
Вместе это нам по силам, есть расчеты научно-исследовательских институтов. Лично я провел и опубликовал сравнительный анализ, суть которого сводится к следующему: униря может привести к двукратному увеличению ВВП Румынии за десять лет. Не надо забывать, что в настоящий момент в Румынии дефицит порядка миллиона рабочих мест.
С другой стороны, это нормально, чтобы граждане Республики Молдова, которые до пакта Молотова-Риббентропа являлись румынскими гражданами, рассчитывали на справедливое к себе отношение. Государство должно исправить эту историческую несправедливость и вернуть этим людям румынское гражданство, если они этого хотят. Независимо от того, кто они по национальности, – русские, украинцы, татары, гагаузы или болгары. Для этого НЛП подготовила другой проект, в соответствии с которым гражданство будет предоставляться этим категориям граждан максимум за месяц. Право крови или право, полученное при рождении, никто не в состоянии отнять или оспорить.
Другие разделы нашей программы предусматривают тесное взаимодействие между важнейшими институтами двух стран, которым после Объединения предстоит работать вместе. Кроме того, мы подумали о предоставлении стипендий молдавским студентам, получившим образование в Румынии и пожелавшим вернуться в Республику Молдова.
Свободная Европа: Этот проект, по всем показателям, не учитывает реальную политическую ситуацию в самой Республике Молдова. В Молдове есть пророссийский президент, избранный большинством населения, есть парламент с доминирущей партией, у которой неясное позиционирование, а каждый второй житель страны относит себя к русскоговорящим. Как могут отразиться эти факторы на вашем проекте?
Дину Гынду: Я считаю, что президент Додон – лишь марионетка. Молдавская власть – да, это большая проблема. Но если в Румынии к власти придет НЛП, то у нас появятся дополнительные рычаги в диалоге с Кишиневом. Я предложил своим коллегам, чтобы те 100 млн евро, которые в любом случае выделят Республике Молдова, направить не правительству. Кабинет министров распределяет деньги под определенные проекты, которыми управляют лица из окружения Плахотнюка.
Мы предлагаем выделять от 500 тысяч до миллиона евро непосредственно мэриям, вклад которых составит 10-15% – и не деньгами, а объемом работ. Единственное условие – корректность и прозрачность. Мы назначим специалистов, которые периодически будут контролировать все стройки, где внедряются проекты с румынским финансированием. И только после того, как будет получено добро, финансирование продолжится. Думаю, через два-три года этот проект охватит свыше 500 населенных пунктов.
Свободная Европа: Если я вас правильно поняла, идея состоит в следующем: трехлетние проекты с финансированием со стороны Румынии для тех населенных пунктов, которые нуждаются в школах, дорогах и т.п., а через три года НЛП надеется…
Дину Гынду: Три, четыре, пять лет… В масштабе истории – это же секунды, просто мгновения…
Свободная Европа: Следовательно, НЛП надеется, что через 5-10 лет идея Объединения пустит глубокие корни в сознании всех молдаван?
Дину Гынду: Бессарабия – за объединение с Румынией! Но есть еще люди, подверженные манипуляциям Москвы. Думаю, мы в состоянии справиться с этой проблемой – справится с зомбированием.