Богумил Люфт был послом Польши в Румынии в 1993 99 гг., а затем в Молдове, в 2010- 2012-м. Он опубликовал книгу мемуаров «Румыны в погоне за хеппи-эндом», занимается исследованиями о Восточной Европе. В интервью Свободной Европе дипломат, журналист и писатель говорит, что одной из самых главных проблем, которые он видит в Молдове, является чрезмерный раскол общества. По его мнению, у Запада нет рычагов влияния на ситуацию: молдавское общество должно понять, что именно оно несет ответственность за то, что происходит в стране.
Свободная Европа: Г-н посол, вы приехали в Молдову в тот момент, когда страна подавала надежды... Все изменилось, и кажется, что мы достигли противоположного полюса. Как выглядят из Польши эти события? Какой вы видите Республику Молдова сейчас, и почему мы к этому пришли?
Богумил Люфт: Уже шесть лет я не являюсь послом в Республике Молдова, я занимал эту должность два года. Это был очень напряженный период, который, возможно, стал наилучшим – в том смысле, что была надежда... Тогда значительная часть общества решила интегрироваться в ЕС. Но потом возникло множество проблем, а самым серьезным оказалось то, что общество крайне расколото. Одна часть общества смотрит на ситуацию совсем иначе, чем другая.
Бывали периоды, когда людей, открытых к Западу, становилось больше. Потом пришло время, когда, напротив, увеличилось число тех, кто надеется на интеграцию страны в очень расплывчатое постсоветское пространство, которого на самом-то деле и не существует, осталась только ностальгия по прошлому.
Я бы порекомендовал, прежде всего, не верить в чудеса. Нет радикального и чудесного решения всех проблем
Есть и много других проблем – коррупция, нездоровые политические традиции, нищета... Однако, на мой взгляд, самая большая трудность заключается в том, что в обществе не проводился эффективный диалог между двумя лагерями. Спорные вопросы не так уж просто решить, и для этого необходим диалог. А все другие вопросы носят куда более технический характер.
Свободная Европа: А политический класс постоянно использует эту проблему как инструмент политической борьбы. То есть, политики сами обостряют ситуацию.
Богумил Люфт: А что же такое политическая борьба?
Свободная Европа: Это попытка получить власть. Разделение общества приводит к большой геополитической поляризации, к противопоставлению в Молдове Евросоюза и Российской Федерации. И это противопоставление эксплуатируется политическим классом.
Богумил Люфт: Все это очень печально. Я помню период – много лет назад, когда политика делалась совсем иначе. Например, папа Иоанн Павел II, который в какой-то момент оказал огромное влияние на польское общество. Он всегда говорил, что политика – это забота об общем благе. А теперь политика – просто битва за власть. И это касается не только Молдовы. То же самое происходит в Польше, в самых цивилизованных западных странах, во всех странах нашего европейского региона и ближе к востоку. Речь идет о деградации политики, и это действительно опасно.
Очевидно, что при таком менталитете, где главная ценность в мире власти – это власть, а не цели, которые должны быть достигнуты во благо всего общества, во имя народа и страны – тут используются любые методы и средства. Это не нормально, но такова ситуация. Повсюду начали возникать проблемы, которых раньше было гораздо меньше. Это означает, что что-то ухудшилось, что пропала надежда. Повторюсь: не только в Молдове, но и в Польше значительная часть общества утратила надежду, и во многих других европейских странах, во всем Европейском союзе поднимаются вопросы о ценностях.
Сложная ситуация, когда каждый должен думать о смысле жизни – что мы должны делать, что нужно сделать. Почему богатые и бедные начали думать только о лучшей жизни, потреблении, удобствах? В какой-то момент выяснилось, что всего этого для общества недостаточно. Для понимания смысла жизни человеку нужно что-то еще.
Я убежден, что это был и есть абсолютно чудесный проект, EC – это лучшее, что было в истории континента
Свободная Европа: Молдову все чаще критикуют в европейских структурах, в Совете Евросоюза, она осталась без части макрофинансовой помощи со стороны ЕС. Какие рычаги мог бы задействовать Запад – США и ЕС, чтобы оказать реальное влияние на ситуацию? И есть ли вообще эти рычаги?
Богумил Люфт: Нет, я не думаю, что подобные рычаги существуют. Тут все просто – если общество не хочет, если нет убедительных и надежных лидеров, способных эффективно показывать людям, каков наилучший путь развития, то повлиять на общество, которое пребывает в подобном раздрае, невозможно.
Свободная Европа: Где же найти надежных лидеров в стране, откуда все уезжают? И как сделать так, чтобы политические элиты начали думать о благах общества больше, чем о собственной выгоде?
Богумил Люфт: Никто не знает ответа. Говорю совершенно серьезно.
Свободная Европа: А что бы вы порекомендовали молдавскому обществу и нашим политикам?
Богумил Люфт: Я бы порекомендовал, прежде всего, не верить в чудеса. Нет радикального и чудесного решения всех ваших проблем. Решение может стать результатом работы, мышления и доброй воли людей, в том числе, рядовых граждан.
Каждый, кто живет в Молдове, как и в других странах, несет ответственность за все, что происходит вокруг него. Когда растет число ответственных и конструктивных людей, ситуация улучшается. Но чудесного решения нет. И это то, что я заметил и в Республике Молдова. Во всех обществах, которые, скажем так, пребывают в поисках надежды, есть такой механизм: ищется решение, которое радикально изменит ситуацию за короткий промежуток времени. Но такого не бывает.
Свободная Европа: Вы еще верите в европейские перспективы Молдовы? У страны есть европейское будущее?
На самом деле, речь идет о судьбе, которую народ выбирает для себя сам
Богумил Люфт: Это большой вопрос для всей Европы, вопрос о том, как будет развиваться Европейский союз. Я, например, убежден, что это был и есть абсолютно чудесный проект, EC – лучшее, что было сделано в истории континента. Это могло бы стать большой надеждой для Европы – в сегодняшнем мире, когда растут и другие державы, такие как Китай и Индия, когда начинается конкуренция, в которой Европа будет эффективной лишь в том случае, если будет единой, если станет единым экономическим, политическим и культурным образованием.
Это большой вызов для Европы. Посмотрим, сможет ли Европа преодолеть нынешние трудности, сможет ли ЕС дать надежду. Если это произойдет, то я убежден, что и другие страны, в том числе Республика Молдова, будут вовлечены в это пространство. И когда это произойдет, остальное должны сделать сами молдаване. Но я думаю и еще об одном: в недавнем прошлом часто говорили, что Молдова должна провести реформы – политические, экономические, социальные, и так далее. И всегда говорили, что «вам это нужно, чтобы вступить в ЕС». Это неправильный подход!
Реформы нужны не для вступления в ЕС, а потому что они необходимы вам самим, чтобы страна становилась лучше, эффективнее, демократичнее, чтобы в ней было больше справедливости и меньше коррупции. Вам нужны эти вещи для вас самих, а не для ЕС или для кого-то другого. Поэтому, независимо от перспектив ЕС, каждое общество несет ответственность за себя, за свою судьбу, за то, как это общество и народ живет.
Нужно очень четко понимать – речь идет не о каких-то европейцах, которые пришли и сказали, что нужно сделать, а мы, как послушные ученики, делаем то, что велели учителя. Это не совсем правильное мышление, потому что, на самом деле, речь идет о судьбе, которую народ выбирает для себя сам.
Свободная Европа: Я хотела бы поговорить немного и о Румынии. Некоторое время вы были послом и там...
Богумил Люфт: Да, в Румынии я работал намного дольше, в течение шести лет, и в очень интересный период, в 90-е. Это было время, когда Румыния очень сильно изменилась. Когда я приехал в Бухарест, Польша еще не вступила в ЕС, но у нее уже были реальные перспективы. То есть, было решено, что мы должны это сделать – и прилагать все усилия в этом направлении.
А вот когда я спрашивал о Румынии своих коллег в западных странах, то не получал никакого ответа. Все знали, что это невообразимо! Румынию я покинул всего за несколько месяцев до того, как ее пригласили на переговоры с ЕС – и после того, как НАТО объявило, что примет Румынию в качестве первой страны в рамках будущего расширения.
Свободная Европа: А как вы оцениваете сегодняшнюю ситуацию в стране?
Богумил Люфт: Румыния – страна, которая великолепно развивается с экономической точки зрения. Это очень интересный и очень позитивный момент. Польша тоже прекрасно развивалась, не так быстро, как Румыния, но очень неплохо.
Однако существует множество политических явлений, которые известны и в других европейских странах, особенно, в странах, которые вступили в ЕС в последние годы, которые пережили в прошлом драму и трагедию коммунизма, и которые много работали для того, чтобы измениться. Усилия оказались несколько утомительными для части общества. И это – одна из причин, почему стала звучать критика в адрес политических элит, утративших представление о морали.
Люди убеждены, что реальность можно изменить. И кажется, что в Румынии эта надежда особенно велика
И в Польше, и в Румынии, и в некоторых других странах существует некоторая напряженность между теми представителями общества, которые получили немного больше в результате преобразований и развития, но получили благодаря своей работе и усилиям. Нельзя сказать, что они это украли, – но есть и другая часть общества, которой по разным причинам досталось меньше.
И это объясняет, почему, например, популистское правительство СДП в Бухаресте, которому повезло оказаться у власти в момент экономического подъема, c хорошим уровнем наполненности госбюджета, почему власть пользуется – и покупает поддержку той части общества, которая не очень хорошо чувствовала себя в последние десятилетия.
Свободная Европа: И к чему это может привести?
Богумил Люфт: Это нехорошо. Во-первых, это ведет к экономической катастрофе. Если не будет экономического роста, который сегодня выглядит отлично, то станет намного сложнее продолжать нынешнюю политику.
А другая проблема Румынии заключается в очень серьезном конфликте между одной частью общества, одной частью политиков – и остальными. Во многих европейских странах сложилась аналогичная ситуация. Но вот что касается надежды – говорят, что она умирает последней. Для меня надежда людей – это большая сила.
Люди убеждены, что реальность можно изменить. И кажется, что в Румынии эта надежда особенно велика. Конечно, учитывая румын диаспоры, которые живут в других странах и видят своими глазами, каким может быть общество, которое лучше организовано, в котором больше уважения к человеческой личности. Они видят, как можно построить страну, где обеспечена экономическая безопасность. Эти люди объединились с гражданским обществом в борьбе за то, чтобы сделать подобное и в Румынии. И я надеюсь, что этот менталитет одержит верх.